Дотянуть до шестнадцатого, а потом 53 километра

Одной из «незаживающих ран» остаётся для Пермского края ликвидация последствий техногенной аварии в городе Березники, крупнейшем центре химической промышленности. Будущее города, его окрестностей, не менее знаменитых лесом, калием и магнием, соликамской бумагой во многом зависит от участия в крупных транспортных проектах. Без новых дорог регион и город, ставший заложником аварийной ситуации, как ориентированные на экспорт продукции окажутся в блокаде. Сдача в эксплуатацию 53-километрового обходного пути в районе станции Березники произойдёт шестнадцатого декабря 2009 года

Об этом шла речь на выездной Правительственной комиссии РФ по недопущению негативных последствий техногенной аварии, вызванной затоплением рудника Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей.

В совещании принимали участие министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации Юрий Трутнев, первый вице-президент ОАО «Российские железные дороги» Вадим Морозов, главный инженер Свердловской железной дороги Игорь Набойченко, начальник Пермского отделения Игорь Баринов. Среди приглашенных на заседание комиссии – представители причастных министерств и ведомств, руководители ведущих предприятий региона.

Комиссия приняла ряд важнейших решений. В частности, на основании изысканий, проведенных двумя независимыми институтами, приостановлено строительство участка железной дороги протяженностью 2,5 км, который планировалось ранее соорудить в связи с приближением провала к действующей ветке. Правильным шагом признано то, о чем на предыдущих совещаниях комиссии настаивал Вадим Морозов – всемерно активизировать работы по 53-километровому глубокому обходу. Дано поручение представителям Ростехнадзора и Горного института УрО РАН провести мониторинг состояния территории Березниковско-Соликамского региона для исключения на данной территории подобных техногенных аварий.

Обсуждая вопрос обеспечения бесперебойного железнодорожного сообщения в опасной зоне, Вадим Морозов отметил, что в настоящее время разработан план-график введения объекта в эксплуатацию. Документ предусматривает два этапа строительства. На первом этапе – к 16 декабря 2009 года – будет возведён однопутный электрифицированный участок с комплексом развитой инфраструктуры. На втором – в 2010 году – пройдёт примыкание станций Березники и Соликамск к новой ветке, дальнейшее развитие линейных станций. Планируется, что после завершения второй очереди строительства на участке начнут курсировать пассажирские поезда.

Накануне комиссии Вадим Морозов проехал вдоль всей будущей трассы, ознакомился с положением дел. Несмотря на 30-градусный мороз, досконально осмотрел проблемные участки. На сегодняшний день завершены вырубка леса и расчистка участка, параллельно проложена технологическая дорога.
Возводится земляное полотно – отсыпано 7,3 километра, уложено 67,4 тысячи кубометров щебня, 98,3 тысяч «кубов» песчанно-гравийной смеси. Только объём земляных работ превышает 2 миллиона кубических метров. Полным ходом идёт обустройство водопропускных труб.

– В марте заканчивается вся основная проектная документация, – заверяет Вадима Морозова генеральный директор ОАО «БАМстроймеханизация» Николай Золотарев, – нам с заказчиком пришлось забыть о всякой субординации и, что называется, «взять за горло» проектировщиков.
– С газовиками и энергетиками успешно решаем возникающие вопросы, – поддерживает его главный инженер Свердловской железной дороги Игорь Набойченко, – в частности, по выносу и прокладке под трассой газовых труб, прохождению линий электропередач.

Даже на наш взгляд, проезжая по тщательно вычищенной технологической дороге, понятно, насколько сложной и пересеченной будет трасса: с некоторых гор съезжаем, как на лыжах, по обочине высоченные валы снега. Кругом снуют мощные самосвалы, пар идёт от экскаваторов, бульдозеров и занятых делом строителей. И понемногу начинаешь верить, что уже к концу года здесь, над глухой нехоженой тайгой разнесутся гудки электровозов.
– Надо быстрей заканчивать, – торопит строителей Вадим Морозов.
– А нам ничего другого не остаётся, – уверенно заверяет Николай Золотарёв.

Следует отметить, что объём работ предстоит значительный, общая стоимость проекта оценивается в 13,1 миллиарда рублей. Для сравнения, общие расходы на перенос 850-метрового обхода вокруг зоны техногенной аварии и последующего 6-километрового по оценкам Правительственной комиссии составили почти 2 миллиарда рублей.

– 2009 год будет самым материалоёмким и потребует максимальных вложений, – подчеркнул первый вице-президент ОАО «Российские железные дороги». – Объём инвестиций превысит 6 миллиардов рублей. При этом следует учитывать удорожание материалов: та же труба при снижении цены на металл, стала на 30 процентов дороже…

Примут ли участие в финансировании предприятия Березниковско-Соликамкого региона? На заседании комиссии прозвучало, что по 1 миллиарду рублей выделяют «Уралкалий» и «Сильвинит». Но о роли других промышленных «гегемонов» и Пермского края участники не услышали. При этом, по словам первого вице-президента Компании, дефицит денежных средств на строительство глубокого обхода составляет около 4 миллиардов рублей. В ближайшее время Правительство РФ рассмотрит вопрос об источниках дофинансирования данного объекта. Если этого не произойдёт в течение месяца, то Вадим Морозов не исключает возможности приостановки строительных работ.

Текст: Николай Медянц, газета «Уральская магистраль»
Илл. из архива «Иной газеты»

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Авария на Уралкалии