Без страха перед ветром перемен

Сергей Злобин: "Кадровой проблемы у нас сейчас нет. Хочу заметить, пока нет".

В березниковском образовании настало время перемен. Это и переход оставшейся части образовательных учреждений на подушевое финансирование, это и получение ими финансовой самостоятельности, это и приход нового руководителя. Новый председатель Комитета по вопросам образования Сергей Злобин работает в Березниках уже три месяца, поэтому у него было достаточно времени вникнуть в ситуацию. Сегодня наш разговор с Сергеем Васильевичем о том, что ждет березниковские школы в будущем.

– Сергей Васильевич, Вы приехали в Березники из Перми. Что стало причиной переезда в наш город из краевой столицы?
– Не могу отнести Березники к разряду провинциальных городов. Все города, даже самые крупные, делятся на районы, и Березники, на мой взгляд, не более провинциальный город, чем любой из районов Перми. Мне поступило предложение, оно меня заинтересовало, поскольку здесь можно использовать свой накопленный опыт, и я согласился.

– Как Вы оцениваете работу комитета в нашем городе и всей системы образования в целом?
– Комитет работоспособный, но мы провели некоторые кадровые перестановки. В целом же в системе образования на сегодняшний день ситуация двойственная: есть хорошие результаты, которые касаются качества обучения, и при этом не развита экономическая составляющая, не отлажена финансово-экономическая структура. Так что нам сейчас в первую очередь надо заняться систематизацией работы, а не введением инноваций. Конечно, на этот период, что особенно касается начала года, пришлось множество нововведений со стороны законодательства: это и децентрализация учреждений, и подушевое финансирование. Приоритетом стали детские дошкольные образовательные учреждения, поскольку это ответственность муниципалитета. Школы перешли на подушевое финансирование еще в прошлом году, и они получают субвенции напрямую из краевого бюджета. Поступающие средства мы контролируем, но перераспределить их не можем. А вот детским дошкольным учреждениям и учреждениям дополнительного образования этот этап придется пройти в этом году.

– То есть при подушевом финансировании в лучшей ситуации оказываются те образовательные учреждения, где учится больше детей?
– Естественно, но и при этом в выигрыше окажутся и те, кто оказывает услугу повышенного качества. К примеру, в лицее или гимназии программа более сложная, соответственно, на эту программу средств выделяется больше. То есть для улучшения финансового положения есть два пути: увеличение количества учащихся или повышение статуса образовательного учреждения, расширение оказываемых услуг в рамках программы.

– Малокомплектные березниковские школы были расформированы до Вашего «прихода». Это значит, что классы стали больше, а количество учителей осталось на прежнем уровне. Не отразится ли укрупнение классов на качестве получаемого образования?
– Увеличение количества обучающихся не настолько велико, чтобы иметь какие-то негативные последствия. А кадровой проблемы у нас сейчас нет. Хочу заметить, пока нет. Но она может возникнуть года через два-три, так как основа педагогического состава – «стажисты». И уже сейчас необходимо задуматься над привлечением в город молодых специалистов. Хорошо, что у городской администрации есть понимание в этом вопросе, и они готовы идти навстречу в решении каких-то вопросов, например, с жильем. Хотя, с другой стороны, у школ уже сейчас есть средства, которые можно бы направить на компенсацию найма жилья, полную или частичную, если бы руководство школы было заинтересовано в педагоге. Но мне кажется, надо в первую очередь поменять отношение к учительству в целом. Почему-то в Березниках сохранилось еще то отношение, которое было сформировано еще в начале 90-х годов прошлого века – жалостливое, снисходительное. А это нормальная работа, которая достаточно неплохо оплачивается. Средняя заработная плата педагога составляет порядка 15 тысяч рублей вместе с налогами.

– Это при условии, что педагог работает на 1,5 ставки?
– Да, в среднем на каждого педагога приходится 24-27 учебных часов (тарифная ставка учителя составляет 18 часов в неделю – прим. авт.). На заводе у рабочего 40 часов в неделю. Зарплата примерно такая же, бывает и ниже. Надо повысить уважение к профессии учителя, и я думаю, что педагоги должны начать с себя. Со своей стороны, мы готовы поддерживать молодых специалистов. Сейчас и подъемные выплачиваются, и помощь оказывается – не прямая финансовая, нет. Помогаем другими путями. И будем это делать впоследствии.

  • 170 образовательных учреждений города Тюмень еще в 2005 году стали автономными.
  • Многие школы после перехода на подушевое финансирование стали не только бездефицитными, но и получили прибыль.
  • Содержание одного ребенка в дошкольном учреждении в зависимости от его типа обходится от 49 до 94 тысяч в год.

– С 1 января повышен до 4330 рублей минимальный размер оплаты труда. Не приведет ли это к некой «уравниловке» между доходами младшего персонала и квалифицированных педагогических кадров, ведь отраслевая сетка в связи с увеличением МРОТ не пересматривалась?
– На сегодняшний день однозначного ответа нет. Со стороны Комитета как работодателя будет выполнение закона, то есть выплата заработной платы в размере не меньшем, чем установленный минимальный размер оплаты труда. Конечно, разница уменьшится, но в каких пропорциях, сказать пока трудно. И сейчас – при увеличении МРОТ, при введении подушевого финансирования, при децентрализации образовательных учреждений – одним из вариантов выживания становится переход образовательных учреждений в автономные. Автономные учреждения дадут образовательным учреждениям некоторую финансовую свободу, но уйти в «автономку» сможет только часть учреждений, многие из них просто не готовы к самостоятельности. Другое дело, что автономные учреждения смогут получать более качественные услуги, поскольку при составлении конкурсной документации во главу угла будет ставиться не меньшая цена, а высокое качество за разумную цену.

– Возможно ли повышение родительской платы в результате перехода муниципального образовательного учреждения в автономное?
– Переход детсада на «автономку» не повлияет на размер родительской платы, поскольку она устанавливается главой муниципалитета и может быть пересмотрена не более одного раза в год. Последний раз родительская плата, которая уходит на организацию питания, была повышена в октябре прошлого года. Кроме того, сохранятся и все виды компенсаций родительской платы. Другой момент, что возможно предоставление дополнительных услуг. Но – хочу обратить внимание – дополнительные услуги, оказываемые ребенку на основе двустороннего договора между администрацией детского сада и родителями, не входят в родительскую плату. Да и сами образовательные учреждения как были в муниципальной собственности, так и останутся муниципальными: финансирование будет производиться в таком же объеме, сокращение оказываемых услуг не предусматривается.

– Есть вопрос от читателя нашей газеты: «Когда прекратятся поборы в детских садах?» Я адресую его Вам…
– Поборы поборам рознь. Если родителей просят принести карандаши или альбом для организации индивидуальных занятий с ребенком, то это нельзя отнести к поборам. Ведь в школу ребенку собирают полный комплект? А почему в садик нельзя? Другое дело, если средства собирает администрация учреждения без каких-либо отчетов или документов – эта форма будет пресекаться. Сейчас планируется возрождение наблюдательных советов, без согласия с которыми руководитель учреждения не сможет распределить даже надтарифный фонд образовательного учреждения. Это же касается и каких-то целевых сборов. Общественным советам уделяется очень большое значение в работе системы образования, поэтому родителям, чьи дети посещают детские сады или учатся в школах, следовало бы поинтересоваться их работой.

Говорить о работе системы образования можно бесконечно, потому что вопросы вытекают один из другого. В газете «Неделя.ru» открывается новая рубрика «Ответ у доски», где можно будет получить ответы от Председателя Комитета по вопросам образования Сергея Злобина. Он считает, что один из принципов работы всей системы образования – открытость. Задавайте вопросы по телефонам редакции 255-6-99 или присылайте их на e-mail: nedelya-ru@yandex.ru или по адресу: пр.Ленина, 47, офис 431, редакция газеты «Неделя.ru».

Текст: Александра Митина, березниковская независимая газета “Неделя.RU”
Фото: Вадим Белов

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс