Странные люди, странное дело

Странное дело, иначе стали восприниматься фильмы о гражданской войне, большевистском перевороте и всё такое. Что старые, советские, ура-за-красных, что новые, современные, за-Бога-Царя-и-Отечество. Любые. Хоть прямодушный Чапаев, хоть эстетская «Интервенция» (молодёжь, поди, с этим шедевром и не знакома), хоть блокбастерный «Адмиралъ» (это, полагаю, молодёжь успела посмотреть). Хоть «Бег», хоть «Хождение по мукам» в обоих вариациях. Иначе воспринимается. Даже и откровенный, жестокий, потрясающий «Чекист».

Даже как для историка странно это чувствовать. И красный террор, и жиды с комиссарами, и несчастные селяне, которым предстоят колхозы, и благородные офицеры, которые не щадя живота своего (не в смысле песенки из «Двенадцати стульев», а искренне), за Рассею – ничего ж не переменилось, всё осталось так же. Но вот смотришь на художественное изображение той кровавой бани, загубившей великую державу, видишь ту кровь, насилие, мерзость и… И экстраполируя на нашу, березниковскую современность, как-то меньше начинаешь сочувствовать белым офицерам.

Как там в «Неделе.RU» в попытке рецензии на «Адмиралъ» было: «и ужас, чёрные трупы офицеров на белом снегу»? Как-то так. Ну да, ну да. Толпа пьяной матросни ведёт морских офицеров к откосу и расстреливает… Ну да, ну да. А перекиньте на нас.

…Озадаченные, ничего не понимающие, но спокойные (что может случиться? Свои же!) топ-манагеры «Уралкалия» идут в окружении угрюмой толпы, поднимаются на солеотвал. И оголодавшая, озверелая и опьянённая «революцией» шахтерня начинает убивать. «Господа! Спасайтесь! Я приказываю!» - тоненько кричит какой-нибудь директор по чему-то там. «Дайте хоть помолиться», - обречённо просит манагер, ни в чём таком не повинный слуга УК, отец шахтёрам… «Молись», - равнодушно бросает горняк, вертя в руках английские ботиночки, снятые с предыдущего «клиента». Ну? Помолился? Будя! Обломок сваи на шею и в Провал, бульк! Камера опускается ниже уровня рассола, ещё ниже… Там на дне качаются… манагеры… по корпоративному питанию, по IT-технологиям… в галстучках, галстучками горняки побрезговали…

Советская площадь, вечер… Пьяные отморозки запрягли в мотовиловский «джип» нескольких, только пойманных в доме № 1 чиновников, (натурально запрягли, как лошадей! вон, перевёрнутый детский возок рядом валяется), и погоняют: «А ну, поехали! Веселей давай!!!». Немолодые уже люди пыхтят, стараются, а «джип» тяжёлый. Кто-то споткнулся, упал. Ах ты, ссссука! Вставай! Вставай, говорю! И ногами, ногами! Оставь его, Васька, не дышит уже. Смеющиеся мальчишки кидают в упряжённых чиновников снежками. Мимо спешат прохожие. Кто-то отворачивается, а кто-то одобрительно кивает, перехватывая поудобнее офисное кресло…

Неприятные картинки? Но, положа руку на сердце и поглядев самому себе в глаза, признайтесь: ведь вы понимаете, отчего это? Понимаете, почему так. И откуда что взялось. Картинки не становятся приятнее, дрожь пробирает, но… откуда что взялось и почему так – понятно. Нет, ни в коем случае не одобряю, чур, тьфу-тьфу-тьфу, но понимать начинаю. Как начинаю понимать и оттого иначе воспринимаю, почему же тогда, в прошлом веке до такого дошло! Откуда что взялось в терпеливом, богобоязненном народе, в тех же дисциплинированных и героических матросах, почему до такого ожесточения дошло… до взаимного ожесточения - утопление адмирала Колчака в проруби выглядит ничуть не ужаснее утопления колчаковцами в проруби мотовилихинских пролетариев… Колчака и Пепеляева, между прочим, предварительно расстреляли, а пролетариев так, живьём… что тех офицеров на Чёрном море…

Красные первыми начали, на святую Русь покусились? А кто до такого довёл? Это до чего людей надо было довести, как над ними надо было измываться, чтобы так ожесточить?

Век прошёл. А то же. Полемику к последним публикациям ИнГи про ситуацию вокруг «Уралкалия» почитайте. Обратите внимание на комментарии с условно-противной стороны, нынешнего менеджмента «Уралкалия». Обратите внимание на потрясающие даже для самых рьяных критиков режима результаты нашего опроса.

И век назад – о да, благородные, образованные, прекраснодушные, белые рыцари… И тут же, рядом с ними, те, которые наманикюренным пальчиком глаз служанке выковыривают, от скуки. Один – «я ж завсегда с вами! братушки-солдатушки, из одного котелка!» Другой – «быдло! хамло! как ходишь, как стоишь, как смеешь?!» Из тех же фильмов, конкретно из «Хождения по мукам» два образа – Рощин и Онолио. Кому непонятно – перечитайте или пересмотрите кино (лучше в позднейшем римейке, где Соломин с Алфёровой снимались). И оба были на одной стороне. На белой.

И один даже вполне симпатичный, сочувствие вызывает (кстати, наконец к красным приходит и в финале романа Кате показывает Сталина на Х съезде РКП(б) … понятно, что идеологический ход такой, речь не о том). А другой, сын фабриканта, омерзительный такой, даже в плену на «хамов» ругается и сволочит… И визжит как поросёнок, когда красные его живьём на огне жарят… И не о том, повторю речь, кто к красным перешёл, а кого не взяли, а о том, что и симпатичных, и омерзительных, всех мочили. Иногда разбирались, чаще нет - кому как повезло. И этих, симпатичных мочили-то из-за тех, омерзительных… Не симпатичные, образованные и прекраснодушные довели, но в определённый момент это стало неважно и бесполезно объяснять – ДОВЕЛИ! И понеслась душа в рай… Души…

Сто лет прошло! А то же. Полемику почитайте. Да и не читайте ничего – по городу пройдитесь, с людьми поговорите… О да, и есть в «Уралкалии» мягкий, интеллигентный (в одобрительном понимании этого слова) Игорь Валентинович… А вот душка – человек, Виктор Анатольевич Карпов. А сам Дмитрий Евгеньевич, приятная в обхождении персона. Или, вот, Дима Чечкин, свойский пацан… Кузьма, всуе помянутый в некоторых комментариях, Марчук… Лично не знаком, но люди, мнению которых я доверяю, отзываются в положительных терминах. Леночка Самсонова, такой персонаж… тургеневский, нечаянно перепутавший полки и из классической литературы попавший в холодный реестр директоров по персоналу (правильнее, конечно, перепутавшая и попавшая. Барышня всё-таки)… А вот добрейший и безвреднейший Григорий Атисков в городской администрации… У него, ведь, даже заслуги перед революцией имеются: родной брат – депутат в либеральной оппозиции к режиму, сноха – смутьянка…

Готовый набор героев будущего фильма о великом самопожертвовании и трагических судьбах топ-менеджмента «Уралкалия», поглощённого водоворотом шахтёрского бунта, разорванного в клочки толпой безжалостных нищенок-учительниц. Пришла чумазая шахтерня и разрушила благостный эстетский мирок… Будущего зрителя слеза прошибёт…

Только зрителя, очень отдалённого по времени от нынешних Березников. Зритель ближний поймёт. Посочувствует жертвам, но и «злодеев» поймёт. Не оправдает, но поймёт, откуда что взялось. А современники… Не дай Бог, нам участниками оказаться. А, если по полемике да простому общению с рядовыми березниковцами судить, есть вероятность. И даже причины – по-нят-ны. «Шахтерня», кстати, не мной изобретённый термин, слышал от одного… манагера. Классовая ненависть ещё не обуяла Березники, но к тому идёт. Взаимная. Гляньте комментарии, которые «в защиту» - чванливое презрение и классовая ненависть к холопам, быдлу, осмелившемуся поднять голову и возвысить голос, сквозит. Сами попробуйте поговорить с… «ними». О нет, не каждый, не всякий, но – присутствует, имеется, широко распространено и, главное, возведено в ранг политики. А потом-то разбираться уже никто не будет. Это ж стихия....Лёгкость отношения к жизни и смерти и какая-то вражда крови сделались вообще весьма сильны в русском народе, независимо от того, на чьей стороне он сражался. Это общее явление проникало сквозь линию большевистского фронта и характеризовало собой настроение масс… (Записки Ивана Ивановича Сукина о Правительстве Колчака. 1919 год)И, самое ужасное, эти… не понимают. Сами напрашиваются. Сперва ни с того, ни с сего решили и уверились, что березниковцы – ихние крепостные холопы, с которыми можно, но которым нельзя. Затем, теперь, сейчас, до сих пор упрямо стоят на своём, упрямо ведут себя так же, упрямо твердят то же… Что тот Онолио, сын фабриканта, который даже в плену слюной брызгал и хамов сволочил. Так ведь сожгли же! Хамы восстали и сожгли живьём! В узде надо было держать? Да нет же, чёрт побери! Доводить не надо было!

Но странное дело – как будто сами к этому финалу стремятся. Добиваются. Напрашиваются. Зачем? Что за дарвиновский синдром? Куда делся инстинкт самосохранения? Что случилось? Это ж не просто неприятная концовка плохо снятого боевика, это натурально, реально, физически больно! А они стремятся. Странные люди.

А вот, кстати, ещё это иначе воспринимается: ...и бесстрашно отряд поскакал на врага… ...передай, дорогой, что я честно погиб за рабочих…

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


социальная напряжённость

Личное мнение

  • Андрей Лучников о том, что Международный женский день – правильный праздник
  • Российская жизнь непредсказуема, возможны сюрпризы. Сегодня ты лицо официальное, а завтра, глядишь, наоборот. Даже очень влиятельные люди могут превратиться в простых гастарбайтеров
  • Вот говорят: рак, рак. Страшно – аж жуть! Ааа! Да не страшилка ли это из того простенького набора, что начинается гробом на колесиках?
  • Виды на 2016 год сегодня особенно актуальны – варианта «примерно так же, как в прошлом году» точно не будет. А как будет?
  • И вот стал я думать, а сколько это – триллион? Даже не двенадцать, а хоть один? В пятитысячных прикидывал. Миллиард – это большую комнату на метр завалить
  • Эти рождественские праздники оказались для меня порядком подпорченными в ФБ. В последние недели я несколько раз касался проблемы возрождения культа Сталина в России и на оккупированных территориях Донбасса