Трещина подстегнула

Провал покоя не даёт. Вот и последнее сообщение об образовавшейся на поверхности земли между восточным бортом провала и железной дорогой трещине шириной около метра взбудоражил0 общественность. Близость новообразования к действующей «железке» — 70 метров – и как в этой связи поведет себя березниковская «аномалия», предсказать точно никто не берется.

Так, в официальном сообщении со ссылкой на гендиректора ОАО «Галургия» Аркадия Гринберга говорится, что подобная ситуация рассматривалась учеными еще 28 ноября 2007 года. Тогда было принято решение, что если провал приблизится к действующей ветке на 70 метров, то необходимо будет усилить контроль за развитием ситуации. На сегодняшний день говорить об этом пока рано, так как речь идет только о трещине. В какие сроки произойдет обрушение и произойдет ли вообще, судить трудно. Такие же трещины мы наблюдаем в северном направлении (в сторону отделения сушки БКПРУ-1). Подвижек там нет уже на протяжении двух месяцев. До полного затопления рудника осталось около месяца, а когда это произойдет, замедлятся все процессы обрушений и оседаний.

В мае текущего года, когда провал приблизился к временному действующему железнодорожному обходу на 100 метров, было объявлено о начале проектирования третьего железнодорожного обхода протяженностью 2,5 километра. За судьбой проекта пристально следили промышленники, заинтересованные в вывозе своей продукции. Но вопрос решался из рук вон медленно. Если на проектирование 35 миллионов рублей выделил Пермский край, то о том, кто же будет финансировать само строительство, долго молчали, словно ждали чего-то. На все вопросы, адресуемые в Пермское отделение ОАО «РЖД», а также в пресс-службу губернатора края следовал ответ: «Пока ничего конкретного сообщить не можем, все будет решено в сентябре». Справедливости ради отметим, что ОАО «Уралкалий» еще летом подготовило площадку для вероятного строительства нового объезда.

А итоги состоявшегося 24 сентября визита в Пермь министра транспорта Игоря Левитина несколько удивили тех, кто ожидал скорейшего решения этого вопроса. На совещании, посвященном обеспечению бесперебойного железнодорожного сообщения в Березниковско-Соликамском промышленном узле, директор Горного института УрО РАН Аркадий Красноштейн сообщил, что по результатам разных видов мониторинга за последние три месяца движение провала в сторону 6-тикилометрового железнодорожного обхода практически остановилось. Кроме того, прогнозируется существенное уменьшение всех деформаций в зоне провала после его полного затопления, которое произойдет ориентировочно в ноябре текущего года. Ученый в очередной раз выразил надежду, что 6-тикилометровый обход устоит практически на сто процентов. В результате рассмотрение этого вопроса было решено перенести до конца года, а министр отметил, что будет способствовать согласованию всех необходимых вопросов на федеральном уровне для возведения обхода в максимально сжатые сроки.

Но до конца года ждать не пришлось. Образовавшаяся трещина подстегнула процесс, и в конце прошлой недели таки было принято решение о начале строительства. И дай Бог, чтобы ситуация развивалась благоприятно. В конце недели в Березниках состоится выездное совещание Правительственной комиссии по недопущению негативных последствий аварии на БКПРУ-1.

В свете последних событий нас заинтересовало, а как идут дела на строительстве 53-километровой дороги жизни. Мы посетили то же место, где побывали в июле этого года. На удивление, здесь мало что изменилось – такое же отсутствие рабочих и техники, правда, охранник успокоил, заверив, что это очередная смена вахты, которая приходится на 14-15 число каждого месяца.

— А так люди тут по 12 часов работают, — пояснил он, и направил нас на своротку к пионерлагерю «Чайка», там можно увидеть строительную жизнь. Преодолев несколько поворотов, выезжаем на пока финальный рубеж стройки. Большетонники укатывают щебень с песком под технологическую дорогу. За кучами щебня видна простирающаяся вдаль пока еще не раскорчеванная просека. В общем, работы много, но и время у строителей еще есть: срок сдачи ветки – сентябрь следующего года.

Новости из области финансирования проекта: основным инвестором, по-прежнему, является ОАО «РЖД», но и промышленные предприятия, заинтересованные в проекте, тоже примут участие. По миллиарду рублей вложат в дорогу ОАО «Уралкалий» и ОАО «Сильвинит», еще часть средств будет распределена между остальными предприятиями.

Текст: Ольга Ерёменко, березниковская независимая газета “Неделя.RU”
Фото: Вадим Белов

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Березниковский Провал

Авария на Уралкалии