Если завтра война

Что будет происходить с российской экономикой, если страна действительно вступит в эпоху изоляции и холодной войны? Первым делом пострадает бюджетная политика: гонка вооружений требует больших денег. Сейчас консолидированный бюджет тратит на национальную оборону 2,5% ВВП, или 8% расходов. Возвращение к временам СССР означает, что на войну пойдет 12-13% ВВП — почти половина бюджета.

Такой расклад опубликовали в конце прошлой недели - в канун очередной годовщины начала Второй мировой войны (сегодня) - “Ведомости”. К указанной сумме, полагает газета, придётся добавить расходы на союзников — продажу по льготным ценам нефти и газа, предоставление кредитов. Напомним: к 1990 г. социалистические и развивающиеся страны задолжали СССР $123,3 млрд. Значительная часть кредитов была позже списана или реструктурирована.

Без сокращения остальных статей бюджета в такой ситуации не обойтись. Чтобы не сразу урезать пенсии и зарплаты, правительство начнет тратить $165 млрд, отложенные для подстраховки бюджета и будущих поколений, — деньги резервного фонда и фонда национального благосостояния. Это резко подстегнет инфляцию. Правда, ее легко списать на войну. Но через три-четыре года гражданские расходы все равно придется урезать. А поскольку самая затратная часть нынешнего бюджета — пенсионеры, секвестирование затронет в первую очередь их.

Противостояние с Западом приводит к бегству капитала из страны. Его отток сразу уменьшает инвестиции в основной капитал, прирост которого в значительной мере обеспечивали деньги из-за рубежа. Инвестиционный спрос перестает двигать экономический рост. Если приток капитала уменьшится в 3-4 раза, рост ВВП может потерять 8-9 процентных пунктов, т. е. вовсе остановиться.

Государство тем временем пытается заместить ушедший из России капитал, наращивая бюджетные расходы. Инфляция раскручивается еще больше. Одновременно происходит замещение внешних заимствований внутренними. Поскольку ресурсы внутреннего финансового рынка ограничены, процентные ставки повышаются и приток денег в реальный сектор сокращается. Не исключено, что государство тоже начнет активно занимать деньги на рынке для поддержания военных расходов. Это создаст дополнительное давление на рост процентных ставок и инфляцию. Фондовый рынок сворачивается.

Еще весной мы готовились к другим перспективам. Начиная работу в мае 2008 г., президент Дмитрий Медведев сказал, что России для модернизации экономики нужно лишь 10 мирных лет. Как в воду глядел, заключают “Ведомости”. Этот, не самый оптимистичный, но вполне логичный, по крайней мере, с первого взгляда, прогноз без особого труда можно положить на Березники и представить, как будет развиваться ситуация конкретно в нашей ситуации.

Разумеется, прежде всего нас интересует не благосостояние березниковских олигархов, хотя оно и кореллируется с положением крупнейших березниковских предприятий. Совершенно понятно, что если, скажем, кошелёк Дмитрия Рыболовлева похудеет на пару десятков или даже сотен миллионов долларов, это будет не так болезненно, если у березниковского простолюдина реальный месячный доход снизится хотя бы на тысячу рублей. А именно простонародью Березников хорошего ждать не приходится – если в мирных условиях, при процветающей экономике и запредельном росте состояний собственников предприятий (напомним, что только за 2007 год личное состояние того же Рыболовлева увеличилось на 12 миллиардов долларов), постоянном увеличении доходов и чистой прибыли промышленных гигантов, 92 % взрослого населения Березников могут быть причислены к беднякам и даже нищим, то в условиях осадного положения число не состоятельных, а просто – нормально обеспеченных горожан резко сократится.

Причина будет та же, по которой число «нормально обеспеченных» не растёт сейчас – низкий жизненный уровень. Сейчас низкий жизненный уровень, определяемый низким уровнем оплаты труда в Березниках, не позволяет основной массе березниковцев приобретать товары и оплачивать услуги, а в случае снижения жизненного уровня потребление ещё и сократится. Это немедленно скажется на мелких предпринимателях, которые и составляют значительную часть «нормально обеспеченных» березниковцев (другую часть составляют, кстати, чиновники. Но эти-то как раз и не пострадают).

С крупными промышленными предприятиями ситуация также не будет проста. В лучшем положении, естественно, окажется «Ависма», как цитадель отечественного оборонного авиастроения. Возможная утрата зарубежных контрактов без труда компенсируется оборонными заказами Родины. Возможно, именно «Ависма» станет наиболее стабильным березниковским предприятием.

«Азот» будет иметь возможность удержаться на плаву, благодаря принадлежности к холдингу «Уралхим» - диверсифицикация производства и его размещения делает подобного рода корпорации более устойчивыми. Разумеется, ничто не заставит «Уралхим» поддерживать «Азот» в случае серьёзных химических осложнений, но и бросать его сразу же у холдинга причин нет. Более того, грамотная, патриотическая политика по отношению к отечественным сельхозпроизводителям может позволить «Уралхиму» преференции со стороны государства и поддержку на внешнем рынке. Кстати, возвращение оборонных приоритетов может способствовать также выходу из кризиса «Бератона» и оживлению содовых заводов – эти химические предприятия (как, кстати, и «Азот») играли в советские времена немалую роль именно как оборонные производства. Правда, на насыщенности березниковских прилавков это никак не скажется, но уже в советские времена население твёрдо уяснило, что даже при пустых прилавках наличие денег в кошельках лучше вообще невыплаченных зарплат.

Самая пикантная ситуация возникнет с «Уралкалием». Мало того, что калийное производство, несмотря на всю важность его для продовольственной безопасности страны, к оборонным никогда не относилось, так ещё и 97 или даже 98 % продукции «Уралкалия» идут на экспорт, именно это и является основой нынешнего процветания предприятия (предприятия = собственники и менеджмент, не путать с работниками). Эта зависимость от внешней торговли в условиях холодной войны может поставить под сомнение не только финансовое благополучие компании, но и лояльные отношения собственников и менеджмента «Уралкалия» с родным государством. Которое в период международных обострений усиливает внимание ко всем, а особенно – экономическим контактам подданных с вероятным противником. А, например, допускаемое сейчас давление на китайских и индийских потребителей с целью увеличения цен в околовоенных условиях может быть воспринято как акт государственной измены и попытка поссорить Россию с геополитическими союзниками.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


боевые действия