Ванька-встанька на мусульманском кладбище

В конце прошлого года в татаро-башкирском центре состоялось представительное собрание. На нем присутствовали ответственные работники городской администрации, депутат городской Думы Валерий Рахмуллин, представители Березниковского мухтасибата. На собрание была приглашена директор МКУП «Ритуал» Светлана Миронова. Разговор шел о соблюдении правил захоронения умерших на татаро-башкирском кладбище. Вопрос этот ставился не раз, не два – и остро, и конкретно, и ребром. Вроде бы разрешится проблема, но проходит некоторое время, и она вновь возникает. Ванька-встанька, да и только.

— Все дело в том, – поясняет имам хазрат Рафагат Сафин, – что кладбище только считается мусульманским. На самом деле здесь правит бал начальник участка «Ритуала» Мария Шулакова.
— Она не знает ни обычаев мусульман, ни законов шариата. А точнее, не желает их знать, – говорят члены мухтасибата.

Ее подчиненный, кладбищенский сторож Шамиль Давлетшин, хотя по национальности и татарин, следуя примеру своего шефа, тоже пытается вынуждать похоронщиков нарушать правила ислама. По мусульманскому обычаю, копать могилу можно только в день похорон. Но сторож инструментов не выдает. Поэтому, иной раз, хоронить усопшего приходится чуть ли не в сумерках. Это уже не незнание обычаев.

По установлениям ислама, мусульман нельзя хоронить в гробах. Тело усопшего должно быть расположено головой на восток, ногами на запад.

— Но места для могил отводятся «Ритуалом» так, что тело приходится помещать совершенно в ином положении, – жалуются мусульмане.

В «Правилах захоронений на кладбищах РФ» четко сказано, что там запрещено возводить какие-либо сооружения. Да и правила шариата запрещают на кладбище сооружать столики и скамейки. Однако на березниковском мусульманском кладбище видно и то, и другое. Значит, «Ритуал» нарушает законы и земные, и божьи?

Проводы человека в последний путь, обустройство его последнего пристанища – дело святое. Тут уж отступать от обычаев нельзя ни на йоту. Но не только это заставило меня взяться за перо. Вот какой разговор довелось мне услышать на мусульманском кладбище после проведенного здесь субботника.

— Возле могил чистота, а по краям кучи мусора. Со всего кладбища сюда стаскали, – говорит пожилой мужчина.
— А по весне, когда снег растаял, администрация кладбища обещала убрать весь этот мусор, – сказал мужчина помоложе.
— Э-э, что там обещали?! Кто с нами, татарами, считается? – махнул рукой пожилой.

Это уже очень тревожный симптом, когда представители нацменьшинств, пусть пока немногие, говорят о своем унижении.

Не ахти какая проблема – вывезти мусор. Но весна пролетела, лето наступило, а воз и ныне там. Интересно, как на это смотрит санэпиднадзор и пожарная инспекция?
На том же собрании директор «Ритуала» клятвенно заверяла, что на следующий же день заменит сторожа, и ключи будут переданы представителям мухтасибата. Обещано было, что впредь все захоронения будут согласовываться с ними.

— Но прошло полгода, а все по-прежнему, – констатирует имам.
— Ничего подобного, – парирует Светлана Миронова. – Давайте соберемся снова и все обсудим. Я, например, впервые слышу, что захоронения производятся не по правилам.

Может, на этот раз проблемы разрешатся без вмешательства городских властей. Дай-то Бог, чтобы они больше не возникли.

Текст: Юлий Полуянов, березниковская газета “Неделя.RU”
Фото из архива

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс