Королевство КГБ

В мировой и российский прокат «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» выходит в этот четверг. На каннской премьере зал завопил и запел, едва начал гаснуть свет. В итоге впечатления лично у меня остались смешанные.

Стоило ждать 19 лет после выхода предыдущей серии «И. Д. и последний крестовый поход», чтобы с изумлением узнать, что заматеревший Индиана (впрочем, Харрисон Форд в хорошей форме в свои 65) сражается теперь с миссионерами КГБ и советскими солдатами. В прошлой серии он противостоял идиотам-фашистам с тупо выставленными вперед автоматами. Теперь – точно так же тупо – выставляют перед собой автоматы солдаты в застиранной, знакомой нам форме. Фильм начинается с того, что в

1957-м к атомному полигону в Неваде подъезжает колонна автомобилей американской армии. Но в грузовиках не американцы. Они расстреливают охрану и тут же переходят на русский. Ощущение, будто смотришь неизвестную серию бондианы. Но нет: из багажника солдаты извлекают плененного, впереди него по асфальту катится фирменная шляпа Индианы. Да, это он сам — профессор археологии собственной персоной.

Конечно, это стеб. Солдатами руководит дама, затянутая в узкий френч, перепоясанный советским солдатским ремнем, с садомазострижкой (короткое черное каре) и садомазо же длинной черной перчаткой на руке, с комиксовой длинной шпагой на бедре. Зовут ее Ирина Спалко — она украинка. По-английски говорит с акцентом. Злодейка от Кейт Бланшетт — одна из лучших находок фильма. В конце концов, ну с кем еще сражаться Индиане в 1957-м, точнее, в 2008-м? Не с арабами же и китайцами, как прежде, — это неполиткорректно. Пусть, если так хочет, сражается с советскими, тем более что они тут сталинисты.

Начало фильма недурственное. Спилберг всегда ставил на начала — по его теории, зритель должен впервые спокойно вздохнуть минуте так на 25-й. Замечательна разборка в невадском ангаре. Замечателен эпизод, как Индиана попадает в фальшивый городок, предназначенный для испытания ядерной бомбы, — в эпицентр взрыва. Роскошна сцена погони двух автомобилей гэбистов за мотоциклом, на котором Индиану везет молодой напарник (новомодный Шиа Лабёф, забавно стилизованный под Джеймса Дина). Момент, когда Индиана перелезает с заднего сиденья мотоцикла в окно автомобиля, быстро дерется там с преследователями и через другое окно опять перебирается на подоспевший мотоцикл, вызывает в зале самые громкие аплодисменты. Хорош кусок с тройными водопадами — остроумный парафраз на тему тройного падения с высоты в первом «Индиане» (там было с самолета — со снежного склона — с водопада).

Тем не менее уже трюковые эпизоды порождают сомнение. «Индиана» хорош легкостью. Тут же — ощущение натужности. Прямо-таки видишь тот мозговой штурм, который устраивала съемочная команда при разработке некоторых сцен. Гонки в джунглях Амазонки вроде бы эффектны. Но не сравнить с гонками на вагонетках из второго «Индианы».

С сюжетом еще хуже. По-моему, дурацкий. Инопланетяне… При чем тут Индиана? Непонятно, почему продюсер Лукас не дал снимать режиссеру Спилбергу еще в 2004-м, поскольку ему не понравился тогдашний сценарий. А этот — нравится? Чего вообще было мучиться над сценарием новейшего «Индианы», если понятно, что фильм однозначно посмотрят все. Кто, конечно, знает, в чем дело.

В итоге, несколько заскучав, несмотря на всех типичных для «Индианы» скорпионов, змей и — новинка — активно пожирающих людей термитов, а также непременные и частые скелеты (причем не в шкафу), приходишь к странному умозаключению. Раньше все воровали из «Индианы». Одних подражаний сколько: от крупнобюджетного «Романа с камнем» до дешевых «Копей царя Соломона», и не пытавшихся походить на оригинальный роман Хаггарда. Теперь же ощущение, будто Спилберг передирает из других фильмов. Один раз содрано четко. Извините, из Михалкова. Машина, рубящая лес в джунглях Амазонки, сама демонстрация, как валятся деревья, — это же из «Сибирского цирюльника»! Те же термиты — копия жуков-скарабеев из «Мумии». Все космические дела и тела напоминают разом об X-Files и «Пятом элементе».

Впрочем, один забавно позитивный элемент в изменении имиджа Индианы все-таки есть. Не раскрывая секретов, скажу, что он в этом фильме наконец-то понял: пора перестать быть юношей в душе, каковым всегда оставался. И решительно возмужал. Впрочем, последние кадры содержат намек на то, что продолжение все еще возможно и эстафета от Индианы к его сыну (черт, проговорился!) пока не перешла.

Текст: Юрий Гладильщиков, Канны, корреспондент «Ведомостей»

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс