Учиться, учиться и учиться

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Рубрика предназначена исключительно для чтения журналистов и тех, кто по непонятным причинам мечтает заняться этим ремеслом. За чтение рубрики иными лицами редакция ответственности не несёт. Редакция может вступать в переписку с читателями. Мнение авторов материалов может совпадать с мнением редакции. Все совпадения являются неслучайными. Подбор материалов для рубрики производится лично Андреем Лучниковым.

При обсуждении методологии и практической журналистики так или иначе, но периодически и регулярно приходится сталкиваться с вопросом, который нельзя не признать достаточно важным в нашем ремесле. А именно: кто всё-таки может считаться журналистом? Или ещё конкретнее: кто может стать журналистом, где и как этому можно научиться? Для некоторых наших собратьев (чаще, конечно, из числа собратьев будущих) этот вопрос вообще звучит категорически: куда поступать, чтобы научиться стать журналистом? Словом, встаёт вопрос об образовании журналиста. Имеет смысл обсудить.

На первый взгляд вопрос кажется достаточно простым, поскольку предполагает (кажется, что предполагает) всего два возможных варианта ответа.

Вариант первый: журналист, разумеется, должен иметь специальное, профессиональное образование, т.е. – закончить факультет журналистики. На крайний случай: отделение журналистики филологического факультета. На самый крайний случай: филологический факультет. Потому что главное в журналистике – знание русского языка (поэтому филологи сгодятся), но лучше – знание русского языка и определённых правил журналистики, различие жанров и т.п.

Вариант второй: образование для журналиста не имеет значения. Потому что главное – знание русского языка, а русский язык мы десять лет в школе учим. А если и в школе недоучили, то была бы практика, а остальное приложится. Пёрышком скрипеть или по клавиатуре пальчиком стучать – не электропроводку починять и не машину водить, всякий сумеет. Следует отметить, что данное представление в практике СМИ более распространено, особенно когда речь идёт о городах маленьких или даже малых, как Березники. В Березниках и среди редакторов-то хотя бы филологов раз-два и обчёлся, а рангом совсем чуть пониже уже достаточно простого школьного образования бывает. Что уж говорить о рядовом корреспондентском составе. В столицах регионов подобная необразованность работников СМИ встречается реже, но лишь за счёт того, что средняя образованность населения выше. А так-то – тот же самый подход.

Ну а в самом-то деле. Почему бы нет? Ладно, там в столицах, Рязанях, Екатеринбургах, там просто людей с высшим образованием больше, а человек после школы ещё пять лет изучавший тот же русский язык, наверное, и знает русский язык лучше. А в наших Березниках и среднего образования вполне достаточно, читать – писать научился, чего ещё надо? Ведь журналистика это что? Это умение составлять из слогов слова, а из слов предложения. Всяк умеет.

Однако данная точка зрения представляется вполне ошибочной. Во-первых: а почему в Березниках к журналистам должно предъявлять требования ниже, чем в Москве или Екатеринбурге? У нас что, ненастоящие СМИ делают? Так, понарошку? Рассуждать так, всё равно что говорить, мол, в Березниках водитель может уметь водить автомобиль хуже, чем в Москве, для Березников нормально. Или: в Березниках можно выпекать хлеб хуже, чем в столицах, сойдёт. Или: березниковский сантехник имеет полное право устанавливать унитаз хуже, чем это сделает его петербургский коллега.

Во-вторых. А почему для того, чтобы стать врачом, нужно учиться, а потом ещё и квалификацию повышать? И для того, чтобы стать инженером, нужно учиться и постоянно повышать квалификацию? И вообще повсюду, на сколько-нибудь значимых работах требуется высшее образование, школьных знаний не хватает нигде и даже слесарь-самородок и самоучка так и останется всего лишь слесарем, если не получит высшего образования. Да, он будет великолепным слесарем, но никогда не станет инженером. А журналист – это изначально инженерская должность, наш цех иногда так и называт: «инженеры душ человеческих». Более того, мы работаем с самым сложным материалом, мы работаем с людьми и вред от нашей, журналистской работы может быть намного сильнее, чем от несоблюдения техники безопасности при сварочных работах. Может быть, не так заметен, но сильнее – определённо. Наше ремесло по силе возможного вреда сопоставимо со вредом, который может нанести непрофессиональный учитель, и даже ещё сильнее, потому что учитель может нанести вред ну сотне детишек (пока не выгонят), а журналист – тысячам, иногда – десяткам тысяч своих зрителей или читателей. Причём нанести невольно, из-за непрофессионализма, из-за необразованности. При таком, согласитесь, риске снисхождение к неграмотности и необразованности недопустимо.

Спешу уточнить, что многим, претендующим на название «журналист», на этот аспект наплевать. Однако, согласитесь, что осознание риска, который ты можешь нанести своими действиями, это непременный признак профессионализма. А мы ведь говорим именно о профессионализме, нет? Трудно считать профессиональным того же водителя, который не представляет, какие человеческие трагедии он способен организовать, не соблюдая правил дорожного движения. Трудно считать профессионалом врача, не представляющего трагических последствий неправильного лечения. Трудно назвать профессионалом лётчика, садящегося за штурвал с мыслью: «И так сойдёт, не получится приземлить самолёт – выпрыгну с парашютом». А журналист-то чем отличается?

Наконец, в-третьих. Среднее, школьное образование, оно среднее и есть. Собственно, школа даёт нам самые первичные знания об этом мире и навыки поведения в нём. И выявляет наши предпочтения в этой жизни, производит нашу первичную социализацию. Всё. Сам мир намного богаче и разнообразнее наших школьных представлений о нём. А суть журналистики – производство и передача информации. Информации, которая есть знание об этом самом мире. И нетрудно догадаться, что чем меньшими знаниями ты об этом мире обладаешь (а после школы ты обладаешь знаниями, лишь минимально необходимыми для самостоятельной, «взрослой» жизни), тем меньше информации ты можешь произвести и передать.

Представьте себе того же водителя, который только и умеет, что жать педаль тормоза, и о машине знает только, что она на четырёх колёсах (а с учётом того, что бывают и двухколёсные…). С течение времени, конечно, на личном опыте научится. Но, согласитесь, глупо становится журналистом в шестьдесят или семьдесят лет, когда личный опыт может показаться достаточным для нашей профессии. Тем более, что жизнь намного богаче и разнообразнее любого нашего личного опыта, сколько бы времени ты этот опыт ни копил. Хоть десять лет, хоть двадцать, хоть тридцать. К тому же жизнь постоянно меняется, постоянно меняются знания о нём и необходимо уметь эти знания усваивать, чтобы потом применять. То есть становится необходимо высшее образование, потому что именно «вышка» даёт не просто знания, а прежде всего даёт систему, приучает системно мыслить и системно усваивать знания об этом мире. И системно же их применять.

Именно поэтому человек, не имеющий высшего образования (разумеется, предполагается, что это – образование, а не диплом о наличии такового), не может стать журналистом. Начать работать журналистом – может, получать первичные навыки ремесла – может, а вот журналистом, профессиональным журналистом, хорошим журналистом – нет. Как бы он себя ни называл сам. Исключения, разумеется, встречаются. Но они на то и исключения, что редки, это раз. Во-вторых, наличие высшего образования в этих исключениях действительно заменяются громадным жизненным опытом и долгой-долгой тренировкой, в течение лет двадцати.

И три: прекрасным специалистом такой журналист становится в исключительно узкой сфере нашего ремесла. И исключительно в ограниченном пространстве (в рамках города, например). Как стоматолог, всю жизнь удаляющий только шестой зуб слева, к концу жизни становится лучшим в мире специалистом по удалению шестого левого зуба. Или даже как водитель, всю жизнь проведя за рулём одного и того же жигулёнка, причём ездил этот жигулёнок по одной только улице Юбилейной от Ленина до Карла Маркса. Через десяток лет он станет, конечно, лучшим в мире специалистом по вождению данного жигулёнка по данной улице. Но можно ли назвать их профессионалами? Если хотите, называйте, воля ваша.

Итак, если кто-то желает стать профессиональным журналистом, то без высшего образования не обойтись, никак не обойтись. Так что же, вперёд на журфаки? А вот об этом – в следующий раз. А на сегодня это всё. Но что читаете «Иную газету» - спасибо.

Текст: Александр Наковальня

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


журналистика

Школа Лучникова