Особенности национального ЖКХ

Слышать или читать о проблемах жилищно-коммунального хозяйства приходится постоянно. Мне и писать на эту тему доводилось. А недавно я столкнулась с пресловутыми проблемами лицом к лицу.

МЫ ВЕРНЁМСЯ, ЖДИТЕ
Дом, в котором я живу, был построен в 50-е годы. Полвека трубы и батареи в нашей квартире исправно служили хозяевам. Но однажды на кухне из батареи потекла ржавая горячая вода. К счастью, случилось это не в разгар зимних морозов, а в середине мая.

Хлопцы из аварийной службы, приехавшие по моему вызову, были крайне удивлены. «Странно, — сказали они. — Отопительный сезон закончился. В этом районе две недели назад отопление отключили. А про ваш дом, видимо, просто забыли».

То есть, мы имели перспективу все лето жить с горячими батареями, не случись этой мелкой аварии. Аварийщики избавили нас от такого удовольствия и уехали, пообещав вернуться и заварить давшую течь батарею. Но только ни сегодня и не завтра, а «ближе к лету».
Лето наступило, миновали июнь и июль. Отопительный сезон стремительно приближался, а батарея на кухне оставалась дырявой. Несколько дней подряд я пыталась попасть в жилищное управление, которое находится недалеко от моего дома, но «избушка», как говорится, была на клюшке.

Во время очередной попытки попасть в ЖЭУ у закрытых дверей конторы я познакомилась с пожилой женщиной, поведавшей мне о своих проблемах.

В ее квартире начал протекать кран, поэтому пришлось вызывать слесаря из ЖЭУ. Сделав профессиональный осмотр, слесарь сказал, что дело пустяковое, надо лишь прокладку сменить. Спустился в подвал, чтобы перекрыть воду. Но не смог найти там соответствующий кран. Ушел и не вернулся.

— У меня муж после инсульта в больнице лежит, за ним уход нужен. А я из дома выйти боюсь, вдруг затопит. У соседей этажом ниже евроремонт. Если что, мне с ними не рассчитаться, — вздохнула женщина.

Она объяснила мне, что главная контора нашего ЖКХ находится в другом микрорайоне, и дала телефон диспетчера. А сама тут же позвонила по этому номеру и услышала неожиданный ответ. Диспетчер сообщила: в ее журнале сделана пометка, что поломка в квартире по данному адресу устранена.

ЭКОНОМИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ ОПРАВДАННОЙ
Мне сразу вспомнились рассуждения члена общественного совета при Федеральном агентстве «Рострой» Михаила Никольского о том, что граждане нашей страны не умеют экономить воду. Рассуждения, прямо скажем, не беспочвенные. Если жителю Праги хватает 140 литров воды в сутки, а жителю Еревана — 100, если жители Прибалтики научились обходиться 70-ю литрами воды в день, то для широкой русской души и 300 литров мало. В наших строительных нормах и правилах написано: человеку положено расходовать 280 литров воды в сутки. Это слишком большой объем, считает Никольский.

Логическая цепочка, выстроенная им, такова: если мы, наконец, научимся относиться к воде, да и к теплу, экономно, то рост тарифов на услуги ЖКХ не станет для нас катастрофой. Платить будем столько же, а энергоносителей расходовать меньше. Если тарифы станут выше, а расход ресурсов сократится, в коммунальной сфере появятся дополнительные средства. А вместе с ними — и возможности увеличивать капитальные расходы, то есть больше денег вкладывать в трубы и сооружения, которые будут служить десятки лет.

Зная, что в среднем уровень износа коммунального комплекса в России составляет 65 — 70 процентов, и на собственных батареях прочувствовав, чем это грозит, я не могу поспорить с тем, что капитальные затраты в данной сфере должны быть существенно увеличены. Я готова крайне бережно относиться к воде и ходить по квартире в шерстяном свитере, чтобы экономить тепло. Но где гарантия, что после зимней экономии в мае батареи в моей квартире не будут такими же горячими как в январе?

Я не умею чинить водопроводные краны, поэтому у меня нет гарантии, что в случае поломки вода не будет день и ночь капать зря, даже если я обращусь в ЖЭУ за помощью. И, конечно, если в подобной ситуации какой-нибудь европеец узнает, сколько литров воды в сутки проходит через систему водоотвода в моей квартире, он не сможет не удивляться моей расточительности.

Интересно, сколько сегодня в Екатеринбурге капающих кранов? Сколько неисправных бачков, непрерывно спускающих струйки воды в унитазы? И кто, как не работники ЖКХ должны быть заинтересованы в том, чтобы в наших квартирах все было исправно? Ведь это ресурсы их отрасли пропадают зря.

По правилам технической эксплуатации зданий в начале и в конце отопительного сезона эксплуатирующие организации должны проверять состояние труб и кранов в наших жилищах.
Среди своих знакомых я провела опрос на тему, приходят ли к ним два раза в год слесаря с профилактической целью. Получила лишь один положительный ответ — от женщины, которая живет в Заречном. Но это — город атомщиков, там еще с советских времен установились иные порядки.

МИМО КАССЫ
Однако вернемся к моим батареям. Диспетчер, узнав, что я намерена не просто заварить дыру, а заменить все батареи в квартире, сообщила, что такая работа делается за счет жильцов и в порядке очереди. Спросила мои координаты, но конкретного ответа на вопрос, когда ждать мастеров, не дала.

— И не дождетесь, — «утешила» женщина с проблемным краном. — Запишите-ка лучше телефон слесаря. Игорем зовут. В нашем ЖЭУ работает, в частном порядке батареи меняет. И за работу, говорят, не дорого берет.

Игорь показался мне весьма толковым молодым человеком. Не откладывая в долгий ящик визит в мою квартиру, посчитал, сколько секций радиатора потребуется на данную жилплощадь. Сам закупил необходимый материал. Но заниматься моими проблемами мог только после рабочего дня.

В течение недели каждый вечер я ожидала слесаря. Иногда он не приходил, несмотря на обещания, и я волновалась. Но, если уж приходил, то работал допоздна. «А музыка у вас есть? Нельзя ли включить, чтобы веселее было», — просил он. Или спрашивал: «Вы не сильно заняты? Может, поговорите со мной, а то так-то скучно».

Отчего ж не поговорить? Если надо, я и спеть была готова, лишь бы батареи служили верой и правдой. Ведь у меня нет на примете альтернативного слесаря. А у него таких клиентов как я — вагон и маленькая тележка. Но о чем с ним разговаривать? Конечно, о проблемах ЖКХ.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


ЖКХ