А поутру, застенчиво проснувшись...

А поутру, застенчиво проснувшись...БЕРЕЗНИКИ ПРОСЫПАЮТСЯ?
Березники, второй по величине город Пермской области, все последние годы воспринимался пермским гражданским сообществом как безнадёжное общественно-политическое болото. Никакой оппозиции, никакой альтернативы доминанте «Уралкалия» во власти и доминанте «Березниковского характера» - порождённой тем же «Уралкалием» общественной организации - в гражданской сфере. Всем известно, что предприятие «Уралкалий» через свой «Березниковский характер» практически полностью контролирует политическую и общественную жизнь города, имея своего человека в мэрском кресле и большинство мандатов в городской думе. Единственное в городе телевидение и практически все газеты также «держатся» структурами «Уралкалия», а карманная полиция «Уралкалия» - частное охранное агентство «Шериф», патрулирует улицы города вместо милиции, да так, что некоторые уже опытные жители города боятся «шерифов» куда больше, чем уличных хулиганов.

И вот - целая цепочка совершенно новых для Березников горячих событий в конце апреля-мае!

Точнее, первой ласточкой была деятельность организации «Неравнодушные». Но довольно робкой ласточкой, поскольку их активность на протяжении всего прошлого года не выходила на улицы и площади. Нужны были новые горячие силы и головы...

Катализатором для них послужила информация о возможно осуществляемой ОАО "Уралкалий" закладке ядерных либо химических отходов в шахтные пустоты. Информация не подтверждённая, однако, из целого ряда источников пермским общественным экологическим организациям поступают сигналы о неких пребывающих на станцию Балахонцы железнодорожных составах и вывозимых с них в ночное время автотранспортом контейнерах, которые перевозятся на 4-й рудник. Косвенным подтверждением версии захоронения некоторые московские эксперты считают появившееся в конце позапрошлого года фрадковское постановление № 827, определяющее упрощённый административный механизм получения разрешений на захоронение радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов в шахтных пустотах. А ещё то, что приезжавший в сентябре в Прикамье премьер-министр Михаил Фрадков, министр природных ресурсов Юрий Трутнев, министр регионального развития Владимир Яковлев и тогдашний представитель Президента в Приволжском округе, а ныне руководитель Минатома Сергей Кириенко из всех мест нашего региона выбрали для посещения именно шахты 4-й уралкалиевского рудника. А губернатор Олег Чиркунов и хозяин «Уралкалия» Дмитрий Рыболовлев их в этом путешествии к центру березниковской земли сопровождали.

Тем не менее, пока это лишь версия. Пресс-служба «Уралкалия» сыплет на головы распространяющих её журналистов проклятия. И дабы её проверить или опровергнуть пермский эколог Роман Юшков в ходе переговоров с представителем «Уралкалия» Евгением Месяцем предложил провести акцию общественного экологического контроля, то есть выехать всем заинтересованным сторонам на место и посмотреть, и померить всё, что поддаётся измерению. Но только в тот момент, когда скажет общественность, то есть тогда, когда она получит сигнал о прибытии очередных вагонов в Балахонцы. Месяц обещал в самое скорое время обсудить это предложение с руководством компании. Обсуждение длится уже пять недель...

Вот в этих условиях небольшой выездной отряд движения «Анархо-Экологическое Сопротивление» направился в Березники с тем, чтобы помочь организовать первомайскую демонстрацию против незаконного захоронения в калийных выработках под городом отработанных ядерных отходов. И неожиданно для себя встретил там уже вполне созревших для действия союзников: общественную организацию «Неравнодушные» с лидером Романом Коротаевым, а также недавно сформировавшуюся группу «Гражданское сопротивление» с её координатором Зоей Трошиной. Демонстрация под антиядерными лозунгами, по свидетельству очевидцев, прошла на славу и стала первой настоящей протестной первомайской демонстрацией в городе за много лет. Около 80 человек, часть из которых была одета в балахоны со знаком радиационной опасности, прошли по улицам Березников, скандируя: «Нет ядерным отходам!», «Нет власти Уралкалия!» Досталось и Андрею Мотовилову - ставленнику «Уралкалия», только что победившему на выборах мэра города. Задорные лозунги привлекали внимание граждан, которые выражали демонстрантам свое одобрение и подходили пожимать им руки, некоторые присоединялись к колонне.

АЭС выполнило в ходе демонстрации ещё одну задачу. Когда за две недели до этого группа бойцов АЭС осуществила в Березниках граффити-акцию против закладки ядерных отходов на 4-м руднике, «Уралкалий» и его движение «Березниковский характер» через свои карманные СМИ сообщили березниковцам, что «никаких анархистов не существует", а березниковские заборы расписали в предвыборных целя люди Владислава Политова, одного из кандидатов в мэры на прошедших 23 апреля в Березниках выборах. «Мы возмущены наглым присвоением наших заслуг! - сказали активисты АЭС. - Мы специально съездили теперь в Березники после выборов, чтобы показать врагу, что мы реально существуем, и к выборам отношения не имеем!»

Реакция не замедлила себя ждать, причём, до боли знакомая по пермским реалиям. 2 мая в Березниках, на следующий день после антиядерной демонстрации, был угнан со стоянки и подвергнут вандализму автомобиль «Ока», принадлежащий активисту группы «Гражданское Сопротивление» Александру Чудакову. Несмотря на то, что в машине не было ничего ценного, в ней были разбиты стекла и похищен госномер. По мнению участников «Гражданского Сопротивления» данная акция является не хулиганской выходкой неизвестных лиц, а спланированной акцией устрашения.

16 мая на Советской площади Березников, рядом со зданием горадминистрации, прошел антиядерный митинг. На него собралось около сотни человек, преимущественно молодёжи. Акция опять была организована группой «Гражданское сопротивление» и движением «Анархо-Экологическое Сопротивление», причём, в ходе подготовки к митингу завершилось формирование Березниковского отделения АЭС в составе нескольких десятков молодых людей. Помимо захоронения ядерных отходов обсуждалась проблема деревни Сибирь, жители которой отрезаны от мира и лишены питьевой воды («ЛД» писало об этой несчастной деревне, которую угораздило попасть в санитарно-защитную зону «Уралкалия» - см. № 12 за прошлый год). Эко-анархисты требовали от ОАО «Уралкалий» организовать допуск независимой комиссии на железнодорожную станцию «Балахонцы» и 4-е калийное рудоуправление, а прибывшая пара десятков человек из Сибири требовали от «Уралкалия» расселения деревни, которое по плану должно было произойти ещё более 10 лет назад. «Сибирцам - компенсацию!», «Деревне - свободу!», «Воры! Верните деньги за 10 лет!», «Сибирь - заложница!» - скандировали сельчане. Помимо ГС, АЭС, «Неравнодушных» и жителей деревни Сибирь на митинге присутствовали и представители «Партии Пенсионеров» и партии «Патриоты России». Митинг проходил довольно бурно, несмотря на поливший проливной дождь с градом и бешеным ветром. «Пусть сильнее грянет буря!» - кричала молодёжь, приветствуя силы стихии. Власти явно несколько опасались невесть откуда взявшихся в городе оппозиционеров, помимо обычного милицейского патруля за зданием городской администрации стоял автобус с ОМОНом.

А 19 мая состоялась инаугурация мэра Березников Андрея Мотовилова, поприветствовать которого приехал и губернатор Олег Чиркунов. Группа «Гражданское сопротивление» также не упустила случая привлечь внимание высоких гостей к экологическим проблемам Березников. Эту функцию выполнили молодые люди в белых балахонах с нанесённой на них ярко-красной радиационной символикой.

Мораль этих недавних событий такова: нельзя ставить крест на людях где бы то ни было и когда бы то ни было! Кто ещё полгода назад мог предположить, что в Березниках вызревают такие зародыши гражданской активности? Все только безнадёжно махали руками на этот город - и вот скептики посрамлены!

Да здравствуют новые, пробудившиеся, граждански активные Березники! Да здравствует пробуждение других весей и городов Пермского края!

Автор: Артём Беззастенчивый
Впервые опубликовано: газета «Личное дело»

***********************************************************************
ЧЕРЕСЧУР ЗАСТЕНЧИВОЕ ПРОБУЖДЕНИЕ
Комментарий «Иной газеты»

Традиционное предупреждение. «Иная газета» с безграничным уважением относится к правозащитникам (особенно, к пермским правозащитникам) и их деятельности, в том числе (даже, пожалуй, особенно) к изданию газеты «Личное дело», и полагает эту героическую деятельность социально значимой, общественной необходимой и заслуживающей всяческой похвалы и поддержки.
В данном случае «Иная газета» не считает признание социальной значимости и общественной необходимости деятельности правозащитников достаточным основанием не выражать несогласие с точкой зрения автора приведённой публикации.

Одно то, что наш Город назван в публикации «деревней»... Не знаю как для кого, а для меня достаточно. На всякий случай поясню сей момент. Финальные фразы публикации о Березниках: «Да здравствуют новые, пробудившиеся, граждански активные Березники! Да здравствует пробуждение других весей и городов Пермского края!». То бишь, по правилам русского языка к Березникам применено определение «весь». Что, в соответствии со всеми толковыми словарями русского языка, означает «деревня, село». Разумеется, мелочь. Однако тут лучше Пушкина не скажешь: «Я могу сколько угодно ругать свою страну и своё правительство. Но мне неприятно, когда это делает англичанин». На возможные возражения автора, мол, сам и т.д., беззастенчиво ответим, что «Личное дело» - газета пермская и это усугубляет вину. Россия, вон, до сих пор носит давным-давно брошенное в зарубежной прессе клеймо страны медведей и калашниковых. Надеюсь, понятно, о чём я.
Впрочем, понятно, что дело не только и не столько в очевидно презрительном отношении Беззастенчивого к Центру Вселенной. Посему сказанное в данном абзаце прошу считать разминкой.

Осведомлённости автора следует, разумеется, отдать должное. Точнее, не осведомлённости, а знакомству с персонажами публикации, а также несомненной наблюдательности. В остальном...

Первое. Березники никогда (!) не воспринимались – даже пермским гражданским сообществом – как «общественно-политическое болото». Скорее наоборот, как кузница кадров, опорный город демократических сил и т.д. Утверждать обратное может лишь человек, не сведущий в пермских общественно-политических реалиях, а также сознательно закрывающий глаза на реалии березниковские. Бог с ними, березниковскими кадрами в краевой столице, достаточно упомянуть обилие прессы, итоги всяческих выборов последних лет... Кстати, «все последние годы» - это сколько? «Березниковскому характеру» едва два года исполнилось («два» - это «все»? Как в том детском мультике про Мартышку и Слонёнка...). О пресловутой «доминанте «Уралкалия» можно, конечно, поспорить (вопрос достаточно... хм... своеобразный), но и то – о том лишь, беря за основу последний год.
Если кто-то спал «все последние годы», зачем на весь Город ярлык вешать?

Второе. Мелкая ложь порождает большое недоверие. В данном случае автор беззастенчиво рассыпал недостоверные утверждения между действительными фактами. А именно:
1) «Уралкалий» через «Березниковский характер» просто не в силах контролировать «всю политическую и общественную жизнь в городе». Ну невозможно это!!! Как вообще уважаемый читатель это себе представляет? Не надо лозунгов, опишите техническую сторону «контроля».

2) Большинство мандатов в Городской Думе не принадлежит «Уралкалию». Хорошо, соглашусь: большинство принадлежит «Березниковскому характеру» (и то – считая союзных «БХ» депутатов). Но давайте уж договоримся о терминах – либо «БХ», либо «Уралкалий». Я не говорю об отношении к этой организации и этой корпорации. Я утверждаю, что это не одно и то же. Оспорьте. Только не надо лозунгов.

3)Телевидение в Городе (если имеется в виду ТВЦ) – не единственное. Если в где-то на Правом берегу не проложен кабель, это не значит, что нет телеканала «Астер». Если кто-то смотрит только «Не родись красивой» по шестому эфирному каналу, это не значит, что нет телевидения «Ависмы»... «Практически все газеты» - да. Правда, минус: ависмовский «Металлург», муниципальная «Новая газета-1», типографская «Березники вечерние», азотовские «Азотчик» и «Неделя.ru», «Информационный компас», «Вся реклама», «Неделя садовода» и т.д. А так, конечно, практически все. Только, вот, насчёт «содержатся». Чрезвычайно мудрое рассуждение – помнится, при рождении «Городской газеты» кое-кто оченно ехидничал в своих публикациях, мол, создана «Уралкалием» - на том основании, что для начала деятельности «Городская газета» взяла кредит в банке «Урал-ФД» (...хм... странное совпадение в логике того журналиста и Артёма Беззастенчивого. Впрочем, ладно).
И ещё насчёт «содержатся». Из личного опыта. За бытность свою журналистом и главным редактором «Городской газеты» такое мне приходилось слышать только от двух категорий имеющих отношение к прессе людей. Первая категория: те, кто действительно даёт прессе деньги, они же – рекламодатели. У некоторых представителей этой категории присутствует этакое купеческое чувство, мол, я деньги плачу, а ты меня ещё не всего облизал? По счастью, эта категория стремительно сокращается (кто цивилизуется, а кто выпадает из сферы «статусных лиц» и, соответственно, лишается преувеличенного самомнения). Вторая категория: те, кого с некоторой натяжкой можно отнести к моим коллегам. С натяжкой просто потому, что холуйское ощущение («меня содержат!») противопоказано любому журналисту. Профессия-то – творческая, а творчество просто невозможно при ощущении несвободы. А тут ещё – набившие оскомину упрёки в продажности прессы... Словом, любой журналист на чисто подсознательном уровне... ну, попросту избегает термина «содержится». За исключением тех, кто нам коллега только с натяжкой. В смысле – кухни журналистской не знает, сотрудничает с прессой, но себя от журналистов отделяет прочно.
К какой из двух категорий отнести Беззастенчивого – оставляю на усмотрение уважаемых читателей. Ну... и уж сами решайте, как к относиться ко всему им сказанному.

4) Простите, но зачем распространять личную трусость на всех березниковцев? «Шерифов» «опытные березниковцы» боятся... Уж извините, как коренной березниковец утверждаю: да не боимся мы и никогда не боялись ни милиции, ни хулиганов, ни «шерифов». Кстати, «шерифы» появились на березниковских улицах как ответ на... на публикации в прессе относительно разгула уличной преступности. Вообще, какой-то интересный образ автора вырисовывается. Застенчивый, правда. Прошу извинить намёк на личные качества Беззастенчивого. Ну, не утерпелось. Ну оскорблением я считаю упрёк березниковцам в трусости.

5) Относительно «подтверждений версии»... Ну, насчёт того, что Фрадков, Чиркунов, Рыболовлев в шахту спускались. Если уважаемый читатель напомнит мне, когда Михаил Горбачёв посещал Чернобыль, то, пожалуй, я соглашусь, что и сейчас топ-управленцы специально приезжали взглянуть на отходы ядерного производства вблизи. Впрочем, насчёт всех свидетельств и т.д., в том числе, насчёт, что может в действительности означать ядерная истерия – см. Андрей Лучников «Пастушки на службе у волка», повторяться нет желания.

6) Ну не было в СМИ про то, что анархические графити – работа Владислава Политова! На березниковском Форуме – да, обсуждалось предположение. А в СМИ – нет. Спутать можно только если часто в Интернете сидеть.

И т.д. Вообще, получается, что всё время мы подходим к беззастенчивой личности автора. Но здесь авторскую застенчивость побережём. Чур, тыкать пальцем, мол, сам-то Лучников – не Лучников вовсе, не надо. Булычёв тоже Можейко, а Ленин и вовсе Ульянов. Андрей Лучников сие - брэнд, а не маска (и маской никогда не был). В данном случае Артём Беззастенчивый – маска. Девичью стыдливость обижать негоже. Но и доверять маске – тоже. За маской не только невинность может прятаться. Путаны тоже их носят.

От имени «Иной газеты»: Андрей Лучников

Фото: Интернет
Лучше бы не просыпался...

Трибуна свободна

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Личное мнение

  • Андрей Лучников о том, что Международный женский день – правильный праздник
  • Российская жизнь непредсказуема, возможны сюрпризы. Сегодня ты лицо официальное, а завтра, глядишь, наоборот. Даже очень влиятельные люди могут превратиться в простых гастарбайтеров
  • Вот говорят: рак, рак. Страшно – аж жуть! Ааа! Да не страшилка ли это из того простенького набора, что начинается гробом на колесиках?
  • Виды на 2016 год сегодня особенно актуальны – варианта «примерно так же, как в прошлом году» точно не будет. А как будет?
  • И вот стал я думать, а сколько это – триллион? Даже не двенадцать, а хоть один? В пятитысячных прикидывал. Миллиард – это большую комнату на метр завалить
  • Эти рождественские праздники оказались для меня порядком подпорченными в ФБ. В последние недели я несколько раз касался проблемы возрождения культа Сталина в России и на оккупированных территориях Донбасса