Вечная дорога к морю

Автор: Алексей Гарин

Прикамские купцы всегда мечтали о коротких выходах к морям Российской империи. Как к северным, так и южным. Мечта купцов нашего времени изменений не претерпела. Однако попытка решить проблему превратилась в повторное изобретение велосипеда.

В 1996 году началось строительство железнодорожной магистрали «Белкомур» (Белое море – Коми – Урал), которую планировалось протянуть от Архангельска через Сыктывкар и Кудымкар до Перми. Часть этой трассы должна была пройти и мимо нашего города.

По этому поводу представители «Белкомура» посещали Березники, искали инвесторов. Новая «железка» обеспечила бы кратчайший выход регионов Сибири и Урала (где много производств, работающих на экспорт) к Архангельску, Мурманску и портам Финляндии.

Однако строительство остановилось в 2002 году из-за отсутствия средств. Не хватило миллиарда долларов. Регионы, которые планировалось осчастливить, в проект вкладываться не пожелали.

Примечательно, что ещё почти три века назад, проблема короткого выхода от промышленных окрестностей нынешних Березников (тогда – вотчины Строгановых) до Белого моря была решена.

Есть у Камы приток – Южная Кельтма. А у Печоры, текущей в Белое море – приток Северная Кельтма. С давних времен усольские и пермские купцы доставляли товары на судах в верховья Южной Кельтмы, откуда по зимнему пути на лошадях перевозили его до Северной Кельтмы. Там строили суда и на них спускались Северной Двиной до Архангельска.

В 1778 г. чердынским купцам удалось в период весеннего паводка доставить прямо в Усть-Сысольск (ныне Сыктывкар) несколько судов с хлебом, которые прошли по Южной Кельтме в Северную Кельтму. Так была обнаружена уникальная река Джурич, единственная текущая одновременно в два моря: в верховьях через Северную Двину – в Белое, в низовьях, через Каму – в Каспийское. Но соединяла оба моря Джурич только в особо полноводные периоды.

По указу Екатерины II (с подачи Василия Татищева) были проведены изыскания и в 1785 г. составлен проект канала, на постоянной основе соединявшего Северную Кельтму с рекой Джурич. Канал, длиной в 17 километров, названный Северо-Екатерининским, рыли с перерывами 37 лет (до 1822 года), потратив на это 400 тысяч рублей. В результате путь от Камы до притоков Северной Двины составлял чуть меньше 400 вёрст.

Проработал канал всего 25 лет, после чего стал быстро мелеть и был заброшен. В настоящее время его глубина составляет всего несколько десятков сантиметров, а ширина не заросшей части русла от 1 до 3 метров. Периодически принимались попытки восстановить канал.

Последняя попытка пришлась на 70-е годы двадцатого века, когда для углубления дна применили ядерные взрывы.

Периодически вопрос о возобновлении работ по восстановлению Северо-Екатерининского канала поднимается и в сейчас. Но пока по заваленной речушке с удовольствием сплавляются на байдарках туристы, в том числе и березниковские.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


История