Кондуктор как зеркало человечества

Кондуктор как зеркало человечества«23 мая я с 7 – летней внучкой ехала в троллейбусе 14 маршрута (номер троллейбуса –104). На остановке «Городская больница» в 12.30-12.40 я предъявила, подошедшему ко мне кондуктору своё удостоверение на право бесплатного проезда Кондуктор спросила: «Сколько лет ребёнку?» Я ответила: «7 лет». Однако она не поверила моим словам и заявила, что я должна взять на ребёнка билет, чем очень удивила меня, так как я знаю, что дети до семи лет включительно ездят в общественном транспорте бесплатно, и я сказала, что билет брать не буду. Но кондуктор не унималась и позвала водителя к себе на помощь. Они обе устроили нам «концерт» на весь салон троллейбуса. Водитель, встала передо мной и заявила, что ей спешить не куда, и она не поедет до тех пор, пока я не возьму билет или не выйду из троллейбуса. Всё это происходило на глазах моей внучки и я, чтобы не прекратить травлю ребёнка была вынуждена выйти из троллейбуса. Когда я обратилась в МУП Троллейбусное управление для того, чтобы прояснить всю эту ситуацию, то не нашла там никакой поддержки. Может, они прояснят её через газету?»
С уважением Нина Гребнёва

Разговор о жалобе начался в кабинете главного инженера МУП Троллейбусное управление Валентина Кормильцева.
- Разрешите задать наивный вопрос: «Дети до семи лет (включительно) по-прежнему вправе ездить в общественном транспорте бесплатно?
Валентин Кормильцев: Пока никто таких правил не отменял.

- А документы возить с собой ребёнку, подтверждающие его возраст нужно?
В. Кормильцев: В принципе они не требуются.

- Почему тогда матери ребёнка не поверили на слово, что девочке семь лет?
Вопросом на вопрос отвечает, подошедшая по просьбе главного инженера начальник службы эксплуатации Тамара Рябикина:
- Потому что кондуктор засомневался в истинном возрасте ребёнка, так как ребёнок был высокого роста.

И снова.
- А где сказано, что ребёнку для проезда в троллейбусе надо возить свидетельство о рождении?
И опять.
Т. Рябикина: В правила каждую жизненную ситуацию не впишешь. Вы не работали с людьми и не знаете, как достается нашим кондукторам. С ними люди обходятся по-хамски, обманывают на каждом шагу.

Никто и не говорит, что профессия у кондуктора простая. Всё время на людях, в толпе. Всю смену на ногах и под постоянным психологическим и физическим прессом. Кондукторов ругают, обзывают, избивают, винят во всём, в чём можно. Но мы не об этом. Мы о том, что кондуктора берут на себя не свойственные им функции вышибал. Зачем им это нужно? Понятно! Они вынуждены это делать, потому как система сборов денег за билет вынуждает их поступать так, а иначе и зарплату не получишь достойную и нареканий за плохую работу схлопочешь от начальства выше крыши. Впрочем, кондуктора выполняют свой профессиональный принцип: «Не заплатил – иди пешком!» Но вернёмся к жалобе.
И снова.

- Но женщина, написавшая жалобу не вела себя по хамски, она просто сказала, что ребёнку семь лет и платить за него согласно правил, которые ещё никто не отменял, не собирается.
Т. Рябикина: Правила пользования общественным транспортом разрабатывали без нашего участия, и они устарели. Сейчас нужны новые правила и закон о транспортниках, в котором будут прописаны все отношения между кондуктором, водителем и пассажирами, а также определены источники финансирования льготных программ, и решены вопросы защиты кондукторов, которые в настоящее время оставлен без защиты.

В. Кормильцев: Ситуация такая: зашёл в троллейбус, должен оплатить проезд. Если кондуктор в чём-то сомневается, докажи, что имеешь право не платить. До сегодняшнего момента у нас возникали конфликты лишь с пенсионерами. Они оставляют пенсионное удостоверение дома. А откуда нам знать, что в это время их удостоверением не пользуются родственники и ездят на транспорте, козыряя бабушкиной льготой. Практика показывает, что так случается часто. Но когда кондукторы начинают требовать от пожилых людей документы, они обижаются, мол, на лице видно, что пенсионеры. Видно-то видно, но существует правило, и нарушать его мы не можем позволить.

- Старушек вы тоже выгоняете из салона троллейбуса?
Т. Рябикина: Старушек не высаживаем, а объясняем, что удостоверение надо возить с собой.
В. Кормильцев: С этим случаем мы обязательно разберемся и если мы не правы, то принесём свои извинения пассажиру. Мы уже пытались это сделать, но к сожалению, заявительницы мы не нашли. Но это письмо мы взяли на особый контроль и выясним всё до конца. Но и вы поймите нас, в каких условиях мы работаем. Денег катастрофически не хватает. Боремся за каждый собранный рубль с пассажира. А при этом больше 50 процентов всего населения города пользуются льготами на бесплатный проезд в общественном транспорте. Однако с начала года ни одна льгота предоставленная городской администрацией, ей же не финансируется. Но, несмотря на это, транспортники возят людей бесплатно и терпят колоссальные убытки. Мы постоянно поднимают этот вопрос и предлагаем выход из ситуации, например, оказывать материальную помощь пенсионерам адресно, то есть выделять деньги на проезд транспорта тем, кто пользуется им. Но всё остаётся на своих местах. Льготникам разрешили ездить под честное слово они и ездят.

Справка «Городской газеты»:
В настоящее время льготами на бесплатный проезд пользуются 64 группы населения. И проезд лишь трёх категории «льготников» обеспечен финансированием из бюджета. Остальные, выходит, ездят на общественном транспорте «зайцами». От «зайцев»-безбилетников, которые намеренно не платят за проезд, они отличаются лишь тем, что им разрешили так ездить

Этот случай с бабушкой и внучкой выглядел бы исключением, но...
Из письма в редакцию 70-летней Валентины Милехиной:«В воскресенье 16 июня, вечером меня высадили из троллейбуса, как безбилетницу. Я села в троллейбус на остановке «Авангарда» в троллейбус 14-ый (номер 90), который шел с вокзала. Пенсионного удостоверения у меня с собой не было. Раньше я всегда при себе имела и пенсионное удостоверение, и специальный талон для бесплатного проезда. Но после того, как эти документы вместе с кошельком у меня украли, и пришлось получать дубликат пенсионного удостоверения, а талоны, как сказали в собесе, перестали выдавать, я больше не рискую возить их с собой в транспорте. Так получалось, что кондукторы у меня за проезд и не спрашивали, и так видно, что пенсионерка.

Но в этот раз кондуктор стала требовать, чтобы я предъявила ей удостоверение. А когда узнала, что его у меня нет, просто высадила на следующей остановке. Что-то доказывать было бесполезно, так как она сослалась на других пассажиров, которых я задерживаю. Пришлось выйти как какой-то провинившейся девчонке. А ведь мне далеко за 70 лет, и от стыда и обиды мне даже плохо стало с сердцем. Когда я немножко отошла, села в другой троллейбус, где кондуктор меня не трогала, и доехала до дома.

В понедельник я пошла в Троллейбусное управление. Начальника не застала. А в диспетчерской мне сказали, что кондуктор имела полное право выгнать меня из троллейбуса за безбилетный проезд. Хотелось бы знать, права ли была кондуктор?»

Формально – да, кондуктор была права. По всем параграфам и инструкциям.
«...Старушек не высаживаем, а объясняем, что удостоверение нужно возить с собой...»
Да, формально кондуктор прав.
«...В правила каждую жизненную ситуацию не впишешь...»

Да, кондуктора – тоже человеки. Они делают свою нелёгкую и важную работу и всякое им приходится переживать и терпеть, и выносить за мизерную зарплату. Но здесь, пожалуй, вопрос совершенного морального, нравственного плана. Да - кондуктор сам чаще всего беззащитен перед грубостью и хамством.
Дети и старики ещё беззащитнее. Они в принципе – самые беззащитные люди в этой жизни. Одни – ещё, другие – уже.
Общество человеков... Человеческое общество... И кондуктор как зеркало его?
Николай Анфалов

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс