Шуточки с рабами на школьных плантациях

Шуточки с рабами на школьных плантациях

...В последние годы, когда школы стали готовиться к аттестации, наша жизнь напоминает не то рабов на плантации, не то благотворительную деятельность. Требуется эстетичное оформление кабинета, а денег на это не выделяют. У кого-то мужья изготавливают планшеты для стендов, кто-то ищет помощников среди родителей, а кому-тот приходится обращаться к профессиональным художникам и оплачивать заказ из собственного кармана. Но! Учитель должен учить, а рисовать, писать пером, забивать гвозди и клеить обои – это в профессиональные обязанности не входит... (из письма в «Городскую газету»)

На самом деле никакой аттестации школ нет. То есть она есть, но никто, НИКТО не желает на эту тему говорить. В смысле, на тему государственной аттестации школ.

«Аттестация – это форма общественно-государственного контроля за процессом образования. Ее цель – аккредитация образовательного учреждения, то есть признание его государством. Планируется, что по итогам аккредитации будет определяться размер бюджетного финансирования. К тому же аттестованной школе будет иметь право пользоваться государственной печатью и выдавать аттестаты государственного образца». (из беседы с работником образования, не пожелавшим, чтобы его имя было названо в газете).

То есть, говорить говорят, но просят их имен не называть. Автор письма, кстати, тоже попросил не называть его имени. Хотя другие педагоги, ознакомившись с письмом, говорили, что нетрудно догадаться, кто это письмо написал и они знакомы с этим человеком. И также просили не называть их имен. Даже люди, которых с полной уверенностью можно назвать официальными лицами – т.е. люди, попросту обязанные отвечать обществу за то, что происходит, и они тоже просят не называть их имен. Правда, главное официальное лицо березниковского образования Сергей Борисов об этом не просил. Но мягко уклонился от беседы с «Городской газетой».

Может быть, кстати, дело как в раз в боязни педагогов не угодить вышестоящему образовательному начальству. Скажешь что-нибудь не то, а потом у тебя возникнут трудности с присвоением категории или получением комнаты в общежитии, а это – деньги, это – жилье... Или проверять тебя станут беспрестанно... Или такой вариант: «Ну и напечатаете вы всё это, а что изменится?» Это тоже говорили нам в частных беседах.

Между прочим, о хороших делах люди рассказывают обычно с удовольствием и никогда своих имен не скрывают.

Между прочим, в ожидании аттестации – это уже личные впечатления от общения с педагогами аттестованных школ и школ, которым аттестация вскоре предстоит – школы слегка потряхивает, педагоги нервничают, директора беспокоятся. Некоторые школьные директора стараются договориться с ГУОМом о переносе аттестации на более поздний срок.

«У нас была аттестация сразу после каникул ,наверное, дети еще не перестроились, но сдали мы тесты плохо. В ГУОМе нами недовольны. Теперь вот готовимся сдавать снова, страшно волнуюсь. Даже подходила к директору просила тесты показать, хотела узнать, к чему надо готовиться. Она не показала, говорит, учите всё» (из беседы с работником образования, не пожелавшим, чтобы его имя было названо в газете).

Аттестацию должны пройти все школы. Без аттестации школа не получит лицензию на образовательную деятельность. И должна будет ЗАКРЫТЬСЯ. Директор и педагоги останутся без работы (хотя с нашей-то нехваткой учителей в школах, эта угроза страшнее всего для директора). А если будут аттестованы, то не исключена прибавка к зарплате.

«В области обсуждалось положение о дифференцированном финансировании детских садов в зависимости от результатов аттестации. Руководитель детского сада за аттестацию и аккредитацию получали добавку к зарплате – 15%. Для них это был стимул». (из беседы с работником образования, не пожелавшим, чтобы его имя было названо в прессе).

Суть и цель аттестации – проверка качества образования в данной школе на соответствие определенным, как утверждают официальные лица – минимальным образовательным стандартам.

«Школа должна обеспечивать людей таким образованием, чтобы они без вступительных экзаменов могли записываться в любой вуз. Так можно избавиться от коррупции в образовании в виде платы виде за подготовительные курсы в вуз» (из выступления Ирины Хакамады, курирующей в Государственной думе реформу школьного образования).

Благую цель поставило себе государство. Родное наше, заботливое государство Российское, идущее вперед по пути радикальных экономических и прочих реформ...

«Аттестация проходила выборочно. То есть по пять учеников одного класса (проверяются знания в т.н. «выпускных классах» - в 3-их, 9-х и 11-х. – Авт.) отвечали на задания тестов по самым разным предметам. Потом выводился средний процент(правильных ответов – Авт.) по каждой параллели классов. Нижний порог был установлен в 50%. Незадолго до аттестации мы узнали, что для нашей школы, где есть углубленное изучение ......, такой порог(для правильных ответов по данному предмету- Авт.) равен 70%.» (из беседы с работником образования, не пожелавшим, чтобы его имя было названо в прессе).

Родное наше, заботливое государство Российское делает всё, чтобы наши дети получали самое качественное в мире образование – до сих пор советское, а потом российское образование было и оставалось лучшим во всем мире (правда, тёмный Запад наши дипломы и сейчас не признает, но это – проблемы тёмного Запада). Поэтому государство аттестует школы.

«Законодательно предусмотрено создание Государственной аттестационной комиссии, независимой от органов управления образованием. Но такой комиссии пока нет. И на время право проводить аттестацию передано региональным органам управления образованием. В Березниках первоначально аттестацией занимался областной департамент образования, потом эти функции были переданы ГУОМ. Бала создана аттестационная комиссия, куда входят не только работники аппарата управления - государственный контроль, но также завучи, директора и наиболее опытные учителя – общественный контроль» ( из беседы с работником образования, не пожелавшим, чтобы его имя было названо в прессе).

Словом, школы и ГУОМ (это ведь оценка и работы ГУОМ) аттестуют сами себя. Даже с учетом того, что в аттестационную комиссию по данной школе входят педагоги других школ. Они знают, что придут аттестовать и их самих. И, может быть, в аттестационной комиссии на сей раз буду педагоги той школы, которую они сами недавно аттестовывали.

«Основные принципы аттестации - объективность и независимость» (из беседы с работником образования, не пожелавшим, чтобы его имя было названо в прессе).

Уровень знаний детей (проверяется методом выборочного тестирования), оформление учебных кабинетов, наличие там необходимого оборудования и техники, способствующей образовательному процессу и т.п. – всё это должно свидетельствовать о том, насколько хороши в этой школе педагоги, удачно ли организован учебный процесс и пр. Словом, смогут ли наши дети получить в этой школе достойное образование.

При этом отметим, что практически все, с кем нам довелось побеседовать отмечают важность и значимость этой аттестации. «Она заставляет нас работать лучше», - эта фраза еще одного работника образования, не пожелавшего, чтобы его имя было в печати. Значит раньше работали хуже? Плохо? Да нет, березниковское образование на всю область славится. Впрочем, лучшее, как известно, враг хорошего.

Однако у любой медали две стороны.

«Сейчас требуется аттестация классов, с непременным паспортом кабинета. В этом документе перечисляются все имеющиеся в классе папочки, книжечки, коллекции и т.д. Это делается для того, чтобы на следующий год комиссия проверяющих могла сравнить насколько увеличилась «педагогическая копилка» учителя»(из письма в «Городскую газету»).

«Для чего делают образцовые кабинеты, аттестуют учителей? Чтобы выиграли дети. Но если в один кабинет стаскивают все школьное хозяйство, то кому такой обман нужен? А ведь учитель за это надбавку к зарплате получает» (из беседы с работником образования, не пожелавшим, чтобы его имя было названо в прессе).

«Спрашивается. Кто главнее – директор или бухгалтер? Конечно директор, но он никак не влияет на те, хотя и мизерные бюджетные деньги, которые школам положены. Распределение всяких материальных благ между школами, вроде краски для пола, происходит в зависимости от градуса отношений директора школы с ГУОМ»(из беседы с работником образования, не пожелавшим, чтобы его имя было названо в прессе).

Я упал с самолета – это плохо. Но у меня был парашют – это хорошо. Но парашют не раскрылся – это плохо. Но внизу был стог сена – это хорошо. Но в стоге торчали вилы – это плохо. Но на вилы я не попал – это хорошо. И на сено – тоже...

Фактически высокие государственные мужи решили проверить школы на соответствие стандартам, как, например, СЭС проверяет продукты или соответствие помещения санитарным нормам в частных магазинах. Должно соответствовать – и баста! И это правильно.

Но частные магазины зарабатывают деньги ДЛЯ СЕБЯ. И естественно часть заработанных денег по всем правилам должны, а самое главное – могут направлять на закупку именно соответствующих продуктов, соответствующую отделку помещений и т.п. А школы находятся на бюджетном обеспечении. И зарабатывать практически не имеют права (т.е. постепенно «родительские взносы» входят в правило, но это еще впереди). Одного директора березниковской школы не так уж и давно приговорили к условному заключению только за то, что он обменял единственный находящийся в распоряжении педагога товар – четвертные оценки на две банки краски, чтобы покрасить полы в школе.

Государство требует от школ соответствие государственным стандартам, которое государство не может или не хочет обеспечить. И не позволяет школам заняться самообеспечением сверх некоторой доли платных услуг. И это правильно?

Кафедра педагогической диагностики Московской академии повышения квалификации и переподготовки учителей предложила заочно аттестовать все стабильно работающие образовательные учреждения. Потому, что нет государственной комиссии, независимой от органов управления, нет четких формальных образовательных стандартов. Поэтому на местах занимаются «творчеством», недопустимо, чтобы аттестацию использовали, как стимул для повышения квалификации учителей, обобщения опыта и т.д. (получено по каналам Интернет).

Впрочем, как сказал один русский философ, в России плохие законы компенсируются дурным их исполнением. Те, кто аттестуют школы, сами прекрасно понимают, в каком положении находится наше образование. Поэтому аттестацию проводят... ну, достаточно мягко. В некоторых школах показатель удачных тестов оказался ниже требуемого. Но школы были аттестованы. Но требования всё-таки предъявляются. И проверка ведет. И учителя, и директора, да и сам ГУОМ нервничают.

«Я так думаю, что правильно бы соизмерить объем требований к учителю и размер оплаты его труда. За те деньги, что мы получаем, никто разрываться не будет. Занимаясь кабинетами и всяким оформлением, мы бросаем своих собственных детей. А те из нас, кто действительно стремится воспитать и обучить ребенка, просто не имеет времени на добывание денег и создание методкабинетов».

А вообще-то, родное образование находится в стадии реформы уже не первый год, и даже не первое десятилетие. Вот, например, как-то давно вводили в наших школах одиннадцатилетнее обучение. И сейчас выпускной класс – одиннадцатый. А из третьего класса ученики сразу переходят в пятый... А со следующего года собираются вводить двенадцатилетнее образование. Шутники они там, в столицах...

Андрей ЛУЧНИКОВ, Алена КОЗЫРЕВА

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс