Юрий Шевчук

Юрий Юлианович Шевчук
Солист российской рок-группы «ДДТ». Родился 16 мая 1957, в Уфе.

«ДДТ» (Ленинград). Группа - Юрий Шевчук (вокал, гитара), Владимир Сигачев (клавишные, вокал), Рустем Асанбаев (гитара), Геннадий Родин (бас), Рустам Каримов (ударные) - существует с 1980, меняла состав, профессиональный статус и место жительства. Неизменным оставалось музыкально-поэтическое кредо автора почти всех песен - Шевчука. Одним из первых в советском роке он поднял острейшие проблемы современности: засилье бюрократии, бедственное положение села, обилие пошлости в казенной культуре, дегуманизация общества. Наиболее важными в творчестве «ДДТ» стали темы ответственности художника за судьбы мира, нравственного выбора между конформизмом и подлинной гражданственностью. В 80-е группа стала одним из объектов, вокруг которых поляризовалось общественное мнение.

Художник по образованию, Юрий Шевчук родился в мае 1957, начал сочинять песни в конце 70-х, в 1980 получил приз на республиканском конкурсе политической песни и в том же году вместе с безымянной группой из ДК «Авангард» создал «ДДТ». Два первых магнитоальбома быстро разошлись, сделав имя «ДДТ» известным.

В 1982 группа приняла участие в конкурсе «Золотой камертон», проводимом «Комсомольской правдой» и фирмой «Мелодия», и стала его лауреатом».

В 1984 год «...в Уфе «ДДТ» записала альбом «Периферия», после чего группа подверглась преследованию со стороны местной администрации. Юрий Шевчук был вынужден покинуть Уфу. Группа фактически прекратила свое существование, однако уже в 1985 в Москве, Сигачев, Сергей Летов (тенор-сакс), Сергей Рыженко (скрипка) и уфимец Нияз Абдюшев (бас) записали альбом «Время». Помимо этого Шевчук и Рыженко сделали сольную акустическую программу, также записанную на пленку. В том же году Шевчук переехал в Ленинград.

Ленинградский состав «ДДТ» дебютировал в январе 1987 на Мемориале «Россиян», весной предстал перед широкой аудиторией V Ленинградского рок-фестиваля, по мнению многих обозревателей став его главным открытием, в том же году участвовал во всесоюзных фестивалях в Черноголовке и Подольске. В 1988 группа повторила свой успех на Ленинградском рок-фестивале, много гастролировала и записала альбом на фирме «Мелодия».

В музыкальном отношении «ДДТ» тяготеет к традициям 70-х: рок-н-ролл, блюз, хард-рок, часто с примесью русской частушки, романса, бардовской песни. Именно это позволяет отнести лучшие песни «ДДТ» - «Не стреляй», «Революция», «Оттепель», «Церковь», «Террорист», «Мажоры», «Я получил эту роль» - к национальному русскому року, как к естественному продолжению фольклорных традиций отечественной культуры.

Группа снялась в документальных фильмах «Я получил эту роль», «Рок» и «Игра с неизвестным», в ряде фильмов («Публикация», «Лимита») использована их музыка.

Группа "ДДТ" Организована в 1980 в Уфе Юрием Шевчуком художником по образованию, гитаристом-самоучкой и начинающим поэтом. Кроме Шевчука, в группе играли Рустем Асанбаев (гитара), Геннадий Родин (бас), Владимир Сигачев (клавишные, вокал) и Ринат Шамсутдинов (ударные), которого последовательно сменяли Борис Пастернаков и Рустем Каримов. Дебют группы состоялся на сцене одного из местных клубов и произвел сенсацию, главным образом, своими текстами. Две любительские записи, сделанные группой в этот период, легли в основу их дебютного магнитофонного альбома «Свинья на радуге» (1982).

В 1983 «ДДТ» записала альбом «Компромисс» совместно с группой «Рок-сентябрь», которая обладала самым мощным по тем временам техническим оснащением. В мае 1983 группа с успехом выступила в Москве на стадионе в Лужниках в рамках фестиваля «Рок за мир».

В 1984 в Уфе был записан третий альбом «ДДТ» «Периферия». Острая социальная направленность альбома, ироничные и горькие зарисовки окружающей действительности сразу же сделали его событием всесоюзного масштаба, однако вызвали резкое недовольство властей. Участники «ДДТ» попали в поле зрения КГБ, а доброхоты из местной газеты заклеймили Шевчука как «агента Ватикана!» Группа распалась, а Шевчук на время переехал в Свердловск, где играл с участниками группы «Урфин Джюс».

В 1985 он перебрался в Москву. Лишенный возможности нормально работать, Шевчук в этот период регулярно выступал на частных квартирах — соло или дуэтом со скрипачом, гитаристом и певцом Сергеем Рыженко (p. 1956). Один из таких концертов был записан и позднее разошелся по стране как альбом «Москва. Жара» (1985), а в ноябре 1985 уже в расширенном составе был записан альбом «Время». Вся страна запела одну из основных песен альбома, едкий и задорный памфлет «Мальчики-мажоры».

В конце 1985 Юрий Шевчук перебрался в Ленинград. В канун 1987 сложился костяк современной версии «ДДТ»: Шевчук, Андрей Васильев (p. 1959; гитара), Вадим Курылев (p. 1964; бас, гитара, вокал) и Игорь Доценко (p. 1953; барабаны).

Весной 1987 «ДДТ» представила свою программу на 5-м фестивале рок-клуба, где была признана его главным открытием. В том же году они играли на фестивале «Рок-87», на всесоюзных рок-фестивалях в подмосковной Черноголовке (июнь) и Подольске (сентябрь).

Летом 1988 «ДДТ» повторила свой успех на 6-м фестивале Ленинградского рок-клуба, триумфально проехала с концертами по всей стране от Балтики до Камчатки и записала альбом своих лучших песен «Я получил эту роль» (1989) для ленинградского отделения фирмы «Мелодия». Во время работы над альбомом в группу влился знаменитый джазовый саксофонист-флейтист Михаил Чернов.

С выходом альбома «Оттепель» (1990) в биографии группы начался новый этап. Она резко сократила число концертов, предпочитая показывать тщательно подготовленные, связанные общим сюжетом и режиссурой представления-спектакли («Черный пес Петербург» в 1992, «Это все» в 1994, «От и До» в 1995). «ДДТ» подтверждала свой высокий статус регулярно выходящими альбомами: «Пластун» (1991), «Актриса Весна» (1992), «Черный пес Петербург» (1993), «Это все» (1994), «Любовь» (1996). Одной из первых в стране «ДДТ» решила взять в свои руки издание музыкальной продукции группы, создав свою студию «DDT Records», собственную дистрибьюторскую сеть и рекламное агентство. В 1996 «DDT Records» начала выпускать не только продукцию «ДДТ» и ее участников, но и записи молодых или недостаточно известных питерских и иногородних групп.

20 мая 1993, в день рождения Петербурга, «ДДТ» дала открытый концерт на Дворцовой площади, на котором присутствовало 120 тысяч человек. Тем же летом группа приняла участие в международном фестивале «Белые ночи Санкт-Петербурга» в Берлине, а осенью была удостоена престижной музыкальной премии «Овация» (отечественный аналог «Grammy ») как лучшая рок-группа года, а Шевчук был признан лучшим рок-певцом года.

В 1995-96 годах группа выступала в Чечне, где велись военные действия.

25 июня 1995 состоялся грандиозный (и, вероятно, один из крупнейших во всей истории питерского рока) концерт «ДДТ» на стадионе «Петровский»; годом позже на той же площадке группа провела Питерский рок-фестиваль, на котором известные музыканты представляли молодежь и дебютантов. Этот фестиваль положил начало новой традиции и был продолжен в июне 1997 трехдневным музыкальным праздником во Дворце спорта «Юбилейный».

В 1997 дискография «ДДТ» пополнилась альбомом «Рожденный в СССР», а в 2000 - работой «Метель августа». ДДТ также участвовали в создании документальных фильмов: «Я получил эту роль» (реж. А. Мельниченко, 1983), «Рок» (реж. А Учитель, 1987), «Игра с неизвестным» (реж. П. Солдатенков, 1988) и «Лимита» (реж. Е. Головня, 1989), а сам Шевчук сыграл главную роль в художественном фильме «Духов день» (реж. С. Сельянов, 1991).

Если на первых порах музыка «ДДТ» тяготела к традициям 1970-х годов (рок-н-ролл, хард-рок, ритм-энд-блюз), то со временем мелодический язык Юрия Шевчука стал более разнообразным и включал элементы «новой волны», джаза, а позднее в нем усилились интонации традиционного русского мелоса. Альбомы же начала 1990-х годов демонстрировали массу отличных баллад и поп-хитов, упрочивших успех и популярность «ДДТ» на российской рок-сцене («Что такое осень», «В последнюю осень», «Дождь» и др.).

Юрий Шевчук в публикациях