Понаехали тут!

Березниковским любителям лыжных прогулок уже порядком поднадоела почти ежедневная картина, когда рядом с ними лыжные просторы бороздят снегоходы.

Они появляются как бич божий: сначала издали слышится агрессивный рёв, потом на лыжню торжествующе въезжают модно одетые «экстремалы» (почему-то они так себя называют) с характерным выражением лиц под названием «морда кирпичом». Лыжникам остаётся только как можно скорее отпрыгнуть на обочину, утонув в глубоком снегу, а потом, когда «реальные пацаны» проедут, долго дышать выхлопом бензиновых двигателей.

– Представляете: едешь себе по лыжне не спеша, наслаждаешься природой, любуешься зимним пейзажем, дышишь лесным воздухом, и вдруг тебя обгоняет снегоход и так обдаст выхлопным газом, что приходится затыкать рот и нос, – жалуется нам Елена Резнина.

Можно было ещё с этим смириться, если бы снегоход достал где-нибудь лыжника в чистом поле: проехал и нет его, выхлопные газы рассеялись, а тут получается, газует в лесу в замкнутом пространстве чуть ли лыжнику не в ноздрю. Какая ж после этого прогулка?

– Перейдя асфальтовую дорогу, идущую по берёзовой роще, были неприятно удивлены – лыжни не было. Была хорошо укатанная снегоходами трасса. Сразу возник вопрос: зачем прокладывать лыжню там, где ездят снегоходы? Или зачем снегоходам ездить по лыжне? Оставив их без ответов, пошли дальше, по накатанному следу от снегохода. Не то чтобы неприятно ходить таким образом, но неудобно – это точно, – говорит Михаил Теняков.

Транспортные средства на бензиновых двигателях приносят с собой то, от чего мы бежали из города в лес – смрад выхлопных газов. Несколько снегоходных групп на лесной тропе – и лыжная прогулка безнадёжно испорчена. А если на лыжню соизволил заехать «крутой» товарищ на квадроцикле, то сразу сотня прибывших из города лыжников могут собираться и ехать домой. Ибо лыжня уничтожена.

– Лыжня, скажем честно, и не лыжня вовсе – сплошные следы снегоходов, – жалуются березниковские лыжники.

Вопрос «зачем автосредства заезжают на лыжню и портят её?», вероятно, неуместен. Просто потому, что им так нравится. Водитель снегохода легко проедет по глубокому снег, но ездить по проторенным тропинкам (в зимнее время превратившимся в лыжни) – понятно, приятнее. А на лыжников ему, само собой, глубоко наплевать.

ЧЬИ ЖЕ ЭТО СНЕГОХОДЫ МЕШАЮТ ЛЫЖНИКАМ НАСЛАЖДАТЬСЯ ПРИРОДОЙ?
Известно, что большая часть моторных средств, бороздящих лыжни, принадлежит богатым дачникам, имеющим подобные вещи в частном пользовании; но есть и катающиеся машины, скорее всего принадлежащие лыжным базам и базам отдыха. Лыжные трассы у нас обслуживает четыре организации: «Ависма», «Азот», спортивная детско-юношеская школа и лыжная база «Снежинка».

Роман Бонаджо, директор МАУ «Лыжная база «Снежинка», например, заявляет, что у них снегоходы ходят по лесу исключительно по делу ранним утром и вечером, когда на лыжне практически нет лыжников: готовят и расчищают трассу для катания лыжников или для проведения соревнований. Есть график расчистки лыжной трассы, и он соблюдается.

– Я не видел, чтобы наши снегоходы «Бураны» мешали лыжникам и использовались не по назначению, например устраивали гонки или катали кого-нибудь. У нас нет проката снегоходов. Вы поймите, земля у нас свободная и всё открыто, и если кто-то приехал к нам на снегоходе и мы видим это, то всегда владельцев снегоходов предупреждаем, чтобы они не ездили по лыжне.

КАК ЖЕ БОРОТЬСЯ ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ?
По мнению Романа Бонаджо, всё зависит от человека и его отношения к природе и к тому, что его окружает.

– У нас на территории лыжной базы вывешены аншлаги, предупреждающие о том, что на лыжне запрещён выгул собак, въезд автотранспортных средств. Также запрещено курение на лыжных трассах и спортивных объектах. Но это всего лишь предупреждающие знаки. Привлекать к контролю установленных правил сотрудников правопорядка, считаю, неразумно. Достаточно поговорить с человеком. Он сам поймёт. Хотя и не всегда это получается. Уж как мы боремся с собачниками. Но они нам по-прежнему досаждают.

КТО ЗАСТУПИТСЯ ЗА ЛЫЖНИКОВ?
Это, например, мог бы сделать комитет по физической культуре, спорту и делам молодёжи. На самых популярных въездах на лыжные трассы можно установить символические заграждения от автотехники и информационные щиты. Комитет мог бы обратиться к владельцам лыжных баз, имеющих такую технику, в убедительной просьбе усерднее следить за своей «паствой» и за поведением работников, а также графиком подготовки и расчистки лыжни. Вероятно, можно найти способ воздействовать и на богатых индивидуалов.

Как правило, все они владеют дачами недалеко от мест своего катания. Мото-нарушителей на лыжне можно фотографировать, «пробивать» по номерам имена и адреса владельцев, публиковать данные в Интернете, отправлять к ним официальных лиц для разъяснительных бесед и так далее. Можно убедить продавцов мототехники вешать в салонах плакаты типа «купил снегоход – это не значит, что теперь всё позволено». Конечно, с мелкими передвижными нарушителями бороться сложнее, чем с крупными.

Однако будет глупо и обидно, если мы без сопротивления отдадим наше право спокойной лыжной прогулки богатым дядям на дорогих машинах.


Источник: «Городская газета» (г. Березники, Пермкий край)
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


гражданская активноcть