Гоп-стоп радио

Текст: Олег Русских

«Радио, которое нельзя выключить. Радио, которое нельзя переключить на другую волну. Ваша рекламная информация обязательно попадёт к потенциальным потребителям. Вопрос лишь в частоте её повторов». Это выдержка из откровенного, чтобы не сказать – циничного, рекламного предложения уличного радио из Нижнего Новгорода. Радио-то, надо сказать, закрыли (выдержки остались только в Интернете). Но теперь клоны появились в Перми.

В переводе на обычный язык вышеприведённая выдержка может выглядеть так: «Мы впарим слушателю всё, что угодно, и он никуда не денется». Чтобы понять суть проблемы, пермяку достаточно выйти на перекрёсток ул. Ленина и Комсомольского проспекта. Столбы в этом месте украшены гроздьями квадратных ящиков динамиков громкой связи. Из одного – развлекательная передача, из другого – реклама магазина, из третьего хрипит «Бони М». Жителю другого города придётся для эффекта расставить вокруг себя три радиоприёмника и включить их одновременно на разные станции. И сидеть. Рука тянется к выключателю? А нельзя. Сиди, слушай. Наслаждайся. С перекрёстка сбежать можно. Из квартиры или офиса – нельзя.

СТАЛИНСКОЕ НОУ-ХАУ
Пока «прелестями» уличного радио в полной мере наслаждаются жители Комсомольского проспекта и площади Дружбы. Для них программы звучат с 9 утра до 8 вечера без выходных (или с иным, но примерно таким расписанием). Однако у организаций, начавших этот процесс в Перми, далёкие планы по расширению бизнеса. Ведь слушатель из своего дома никуда не денется, а следовательно, будет приносить деньги самим фактом своего существования.

Вот вам реакция жительницы Комсомольского проспекта: «…Жить в квартире, в окна которой смотрит эта радиохрень... При условии того, что у нас двое детей – 2,5 года и полугодовалый малыш, который хочет спать днём, а окно не откроешь... Я уж не говорю о том, что старшая дочь выучила семь песен, которые они без конца включали подряд 9 мая. Почему семь? Они у них на «репите» стояли – одно и то же. Ну, праздник, я ещё могу понять, День Победы и всё такое! Но детей жалко. Себя тоже. Окно открываешь – и всё. Телевизор не слышно!

Короче, жесть... Я до них доберусь...»

Знаете ли, это напоминает эпоху товарища Сталина, когда непрерывно звучали уличные громкоговорители, и даже дома «радиотарелку» нельзя было выключить физически, за отсутствием кнопки. Тогда сие «промывание мозгов» диктовалось государственными интересами и целями пропаганды. Сейчас технологию взяли на вооружение просто для получения прибыли.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА
«А откуда взялись эти люди? – спросите вы. – И как власти разрешили сей бардак?» А не разрешали. Как раз городские власти в этой ситуации были разумны. Первый раз в муниципалитет с предложением согласовать уличное вещание пришли в 2007-м. И получили отказ. Потом через два года – и снова отказ. В этом году одна из контор попыталась администрацию города обойти, заявив себя как вещающую на остановках общественного транспорта. Но динамики висят вовсе не на остановках, а согласований от городской администрации, насколько мне известно, так и нет. Цитирую: «Попытка установить уличное радио на Компросе предпринимается не в первый раз. В частности, в 2009 году информационно-аналитическое управление администрации города, изучив опыт других городов, дало отрицательную оценку идее уличного радио. Опыт других городов показал, что жители негативно относятся к «навязчивому информированию», рекламе, кроме того, звуки просто мешают отдыхать жителям домов, рядом с которыми устанавливались громкоговорители.

В этот раз вопрос установки радио на Компросе с управлением не согласовывался».

Интересен и ещё один факт. Обе организации, вещающие сейчас в центре Перми, зарегистрированы как средства массовой информации. Но ни одну из них я не нашёл в реестре лицензий на вещание. Любое СМИ или иная организация, которая хотела бы оказать услуги связи, теле- или радиовещания, должны получить соответствующее разрешении от Роскомнадзора. Эти же пермские «голоса» в списках не значатся.

Получается, что их функционирование и вовсе незаконно? Возможно. Но, видимо, потенциальная прибыль очень велика, можно поиграться с законом.

В ЧЁМ ИГРА?
Да фактически ни в чём. Всё это очень напоминает бабушку, торгующую из-под полы самогоном – до первого милиционера. Проверка закрывает, проходит несколько месяцев, и вещание начинается снова. Бабушка возвращается на любимый угол. Но если старушку вполне себе можно пожалеть, то здесь никакой жалости не ощущается. Испытываешь раздражение.

Причём прецедентов и фактов, говорящих о незаконности этой истории, вполне достаточно. Это радио зарегистрировано как СМИ. Из закона о СМИ, (услуги): «предназначенные для неограниченного круга лиц». Следовательно, любой может отказаться от получения данной услуги и иметь такую возможность. Оттуда же, из раздела про распространение СМИ (распространение): «…в местах, не являющихся общедоступными, – помещениях и иных объектах, в отношении которых собственником или лицом, уполномоченным управлять его имуществом, установлен особый режим пользования, – допускается не иначе как с согласия указанных лиц». Речь идёт о печатной продукции, но норма вполне применяется и в нашем случае.

Вывод: согласия на распространение/звучание в своей квартире я не давал, отключить не имею возможности. Нарушение закона вроде бы налицо.

Кстати, в Перми, руководствуясь рядом норм и положений законов, запретили звуковое сопровождение к рекламе на видео­экранах (около Цирка в первую очередь). К большой радости жителей.

И это правильно, потому что от визуальной рекламы можно отвернуться, а от звуковой спрятаться значительно сложнее. Недаром звуковая реклама на транспортных средствах и с их помощью запрещена специальной статьёй закона о рекламе.

Интересно, что это, похоже, понимают и рекламодатели. Люди разумные и привыкшие считать деньги. Эффект от продвижения сомнителен. Жителей улиц, на которых вещают «голоса», вместо лояльных потребителей можно смело причислять к врагам.

Что самое интересное, идея-то всего этого недурна. Маленькие динамики внутри остановочных павильонов вряд ли вызвали бы отторжение. И послушать можно, и выйти легко, и никому не мешает. Точно так же не мешает вещание в том же парке Горького, к примеру. Но такой путь не для нас. Масштаб нужен, громкость, и чтобы динамик с каждого столба! Совершенно гопняцкий подход. Подойти толпой, втирать за жизнь и денег отработать. От гопников можно убежать. А от этого звукового наезда – только до следующего столба?

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


права потребителя