Галина Миртова: "Мы – не Божьи одуванчики!"

Не принято в Березниках, чтобы на официальные публичные слушания по поводу изменений в Уставе города приходила какая-то пенсионерка и требовала ответа на неудобные вопросы о качестве работы городских властей. Вернее, как-то отвыкли мы от подобного за последние годы, когда «мнения народа» читаются по заготовленной бумажке проверенными людьми, и, по видимости, всех это устраивает.

А Галина Миртова пришла. И спросила: «Почему городская администрация не выполняет принятые городской Думой законы? Почему никто не контролирует их выполнение? Почему в Уставе города нет даже нормы, обязывающей контролировать исполнение городских законов?» И пусть она не получила внятного ответа. Она задаст эти вопросы ещё и ещё, пока не добьется своего. Чего же добивается гражданка Миртова, экономист по образованию и опыту работы, ныне пенсионерка и председатель общественного комитета содействия сохранности исторического наследия и развития народных промыслов г. Березники?

– Галина Евгеньевна, Вы выступили инициатором создания новой общественной организации в Березниках – Комитета содействия сохранности исторического наследия и развития народных промыслов г. Березники. Что побудило Вас к этому? Как всё начиналось?
Миртова: – Пришлось регистрировать «Комитет содействия» официально, чтобы относились к нам уважительнее. Вчера была на приёме у главы города (заранее записывалась к нему), так Мотовилову прямо и заявила: скажите своим замам, что мы, несмотря на то, что ветераны, вообще-то не относимся к «божьим одуванчикам». И с нами нужно разговаривать именно серьезно, потому что среди пенсионеров в комитете и вообще тех, кто ведет работу в советах ветеранов, много людей грамотных, с высшим образованием, поэтому не надо с нами, как с детьми бестолковыми, которые уже ничего не понимают!

Как всё начиналось? В начале 2006 года меня попросили в «толстушке» сделать статью о работе ветеранских организаций за прошлый год. И, чтобы объективно осветить всю работу, я знакомилась с советами прямо на местах, ходила, разговаривала с членами и председателями ветеранских советов каждого предприятия. И когда я с людьми беседовала, все возмущались, почему у нас местная власть так плохо относится к памятникам, которые мы строили собственными руками, и они для нас являются реликвиями, особенно кинотеатр «Авангард». А до этого я слышала, что там расположены торговые точки, и никак не могла понять, как можно превратить памятник архитектуры и истории в такое безобразие. Однажды рискнула и пошла. Пришла, и мне стало просто плохо… потому что для меня «Авангард» – это часть жизни.

– То есть началось всё с «Авангарда»…
– Да! Я выросла в этом кинотеатре, по 5-6 раз каждый фильм смотрела, каждый знала наизусть…У меня дедушка там работал, он в Березники приехал в 1931 году из деревни. И когда мы сюда тоже приехали в 1943 году из оккупации, в первую очередь, когда нас отмыли, бабушка повела меня в кино! Кстати, когда я в первый раз зашла в зрительный зал, обнаружила, что там стоит громадный рояль. И рояль это меня все время интересовал. Потом уже, попозже, этот рояль перенесли на маленькую сцену в фойе. Там были выступления, играли на этом рояле, звук у него был обалденный. Потом-то выяснилось, что в 1931 году, когда кинотеатр начал работать, тогда были только немые фильмы, и был тапер, он играл какие-то подходящие мелодии.

При кинотеатре был ресторанчик, в котором было всего два столика. Других таких заведений в городе не было с 1931 года. А тот же председатель горисполкома, секретарь горкома партии – им тоже хотелось иногда отдохнуть от семьи, от забот, посмотреть фильм. Они приходили в кинотеатр, который тогда был не просто кинотеатром, а там толпа была, вот они и уединялись. Дедушка у меня там по вечерам, после своей основной работы, был швейцаром. Ему даже форму выдали швейцарскую, с галунами, и, когда он шел от 5-го дома по Пятилетке к кинотеатру, за ним дети бежали и кричали: «Генерал идет!». Потом он стал оставлять эту форму в кинотеатре. Только году уже в 1949-м при фабрике-кухне открылся ресторан «Север», это был самый первый ресторан Березников. И дедушку перевели туда, а в «Авангарде» сделали буфет с горячим питанием. Потому что многие из молодежи, кто работал по сменам, в свободное время учились в вечерне-сменной школе рабочей молодежи при школе Пушкина. И, когда они приходили сюда голодные с ночной смены (а им хотелось тоже и кино посмотреть – насколько велика была тяга к культуре), с утра уже буфет работал, они могли тут съесть горячий обед с первым и вторым блюдами. А наверху была библиотека. Они заканчивали в восемь, первый фильм начинался в 9 с минутами какими-то, и они могли поесть и ещё успеть почитать что-то к занятиям в школе рабочей молодежи. Вот что такое был «Авангард» для жителей.

Мало того, туда приезжали артисты, там устраивались концерты местной самодеятельности и приезжих знаменитых музыкантов, при «Авангарде» был свой духовой оркестр и занимались самодеятельные коллективы. Устраивались концерты перед сеансами, проводились танцы. В большом фойе проводились общегородские елки для лучших школьников с подарками. И мне давали пригласительные… Вот что такое для меня был «Авангард».

Он перестал работать как кинотеатр в 1990-м году. Там была одно время директором Малинина, которая сейчас директорствует в парке. Она даже писала в газете, что «Авангард» – это визитная карточка города, потому что если фото с ним показать, то сразу видно, что это Березники. Таких кинотеатров было всего 5 в Советском Союзе, и тот, кто писал в «Городской газете», что их было навалом где-то там на Украине, это меня просто вывело из себя… Ты уж лучше не пиши, или сначала проверь! Это оригинальное здание. Я очень много ездила по стране, каждый год не по разу, и нигде не встретила такого здания. И тогда еще у меня мелькнула мысль: если такое оригинальное здание, наверное, он должен быть памятником. Но если он не памятник, значит, надо срочно что-то делать, чтоб его признали памятником!

– А разве у него не было статуса памятника?
– Был! Конечно! И давно уже был. Я пошла в наш городской музей, – музейщики-то, наверное, должны знать, памятник это или не памятник. Там научный сотрудник музея, Кузнецова Наталья Николаевна, сказала мне, что «Авангард» признан памятником регионального значения. И даже внесён в государственный реестр. Я удивилась: тогда, наверное, из регионального бюджета должны выделяться средства на сохранение памятника? Хоть какие-то? Она говорит: должны. Но городские власти не «чешутся», никто и не выделяет. Она сама сколько раз ходила, ставила этот вопрос перед администрацией. Говорит: наверное, только общественность может с места сдвинуть. Я взяла это на заметку…

И когда я стала ходить по советам ветеранов, и мне стали говорить, что это безобразие, что делается с «Авангардом», потому что все его считали реликвией, – я им предложила что-то делать. Говорю, в музее мне подсказали, что общественность должна вмешаться. «Вот и возьмитесь, Галина Евгеньевна. Вот вы и возьмитесь. А мы вам окажем поддержку», – сказали мне.

Сначала я стала звонить в управление культуры. Говорю, вы знаете, что «Авангард» – памятник? Да, говорят, знаем. Дали мне телефон ЦОП – краевого Центра по охране памятников и исторического наследия. Звоню туда, говорю, я из Березников. «А вы кто?» – «Горожанка», – говорю. Спрашиваю про «Авангард». Мне отвечают, да, это памятник, занесен в реестр под номером 164. А я удивляюсь: вы так уверенно говорите, а почему тогда у нас область не выделяет денег на охрану, на ремонтно-восстановительные работы? Как экономист, с ними уже разговариваю. А мне объясняют, что никаких заявок от администрации Березников не поступало, значит, сами справляются: «Сейчас мы верстаем бюджет на следующий год, от вас опять ничего нет по «Авангарду». – «А что, – спрашиваю, – нужно сделать?» – «Да хотя бы заявку-какую-то или письмо от мэра о том, что там надо, какие обследования здания вы проводили, что считаете нужным».

Шёл июнь, а ЦОПе мне сказали, что если хотя бы до 9 августа от мэра будет письмо, что «в связи с тяжелым финансовым положением в городе, из краевого бюджета нужно выделить хоть какие-то средства на обследование состояния памятника», то они включат в проект бюджета. Я звоню Котельникову (заместителю начальника управления культуры), сообщаю об этом, спрашиваю, хоть это вы можете сделать? Он: «Спасибо за внимание, мы это обсудим». Поблагодарил. Я думаю, всё, примут к сведению, что-то там сделают. Но когда я позвонила в августе, где-то числа 12-15-го, поинтересовалась, как с этим дела, Котельников меня огорошил. «Никак, – говорит, – уже опоздали». Я говорю: «Как опоздали?! Ведь я же вам звонила, что можно было через ЦОП, который обещал помощь, можно было хотя бы попытаться!»

– Видимо, просто не хотели ничего делать…
– Конечно! Они просто не хотят. Сидят там, лишь бы только ничего не делать. Нет памятника – нет проблемы.
Дело в том, что у администрации был заключён договор на аренду «Авангарда» с предпринимателем Масленниковым, и в договоре было условие, что раз это памятник, то он и должен сохранять его как памятник, что, эксплуатируя его для своих нужд, он должен вложить деньги в его восстановление как памятника. Для этого предусматриваются даже льготы, по закону. У Масленникова аренда была льготная, а он ничего не сделал! В договоре на аренду было условие: сделать проект на реконструкцию. Но реконструкция памятника запрещена законом! В памятнике ничего нельзя менять – ни внешний вид, ни даже внутренний, интерьер.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


городская администрация

Личное мнение

  • Андрей Лучников о том, что Международный женский день – правильный праздник
  • Российская жизнь непредсказуема, возможны сюрпризы. Сегодня ты лицо официальное, а завтра, глядишь, наоборот. Даже очень влиятельные люди могут превратиться в простых гастарбайтеров
  • Вот говорят: рак, рак. Страшно – аж жуть! Ааа! Да не страшилка ли это из того простенького набора, что начинается гробом на колесиках?
  • Виды на 2016 год сегодня особенно актуальны – варианта «примерно так же, как в прошлом году» точно не будет. А как будет?
  • И вот стал я думать, а сколько это – триллион? Даже не двенадцать, а хоть один? В пятитысячных прикидывал. Миллиард – это большую комнату на метр завалить
  • Эти рождественские праздники оказались для меня порядком подпорченными в ФБ. В последние недели я несколько раз касался проблемы возрождения культа Сталина в России и на оккупированных территориях Донбасса