Не хочу к маме!

Что стоит слезинка ребёнка?

В начале этой недели в Березниках произошло событие, незаметное для широкой общественности, но вызвавшее бурю страстей у всех действующих лиц и даже тех, кого эта драма коснулась только краем. Шестилетнюю девочку передали родной матери по решению суда. Для девочки это – трагедия.

Имена действующих лиц изменены по причинам, которые читатель поймёт, дочитав эту статью. Дела семейные – самые запутанные из всех дел, особенно если отношения так обострены, что дошло до судебного процесса.…Маленькая Катя уже несколько лет живёт у бабушки с дедушкой. После того, как три года назад погиб Катин папа, бабушка (мать отца) взяла её к себе. До этого Катя жила с мамой в одном из березниковских общежитий. Обстановка, что и говорить, не самая благоприятная для трёхлетнего ребёнка: система коридорная, сквозняки, клопы-тараканы и пьяные дяди. В садик Катя не ходила, потому что не на что: за содержание ребёнка в детском саду платить надо регулярно, а доходы у мамы Лены были не столь регулярными – Лена зачастую сидела без работы, накопила долгов за общежитие. Наверное, когда бабушка Кати взяла внучку однажды к себе домой на выходные и не вернула, Лена даже обрадовалась: ребёнок будет сыт-одет, и не надо голову ломать, с кем оставить маленькую дочку, ведь поиски работы тоже требуют времени, не говоря уже о самой работе.

МОНТЕККИ И КАПУЛЕТТИ
Отношения свекрови и молодой невестки не задались с самого начала, когда сын привёл домой юную жену. Все четыре года, пока молодые жили у родителей, Вера Ивановна, мать мужа, не скрывала недоверия и неприязни к Лене. В конце концов, подхватив нехитрые пожитки, Лена с маленькой дочкой переехала в комнату в общежитие. Решили жить самостоятельно. Но тут грянула беда: мужа Лены зарезали ножом в бытовой драке. Что там точно случилось, неизвестно, но Вера Ивановна по привычке обвинила во всём Лену, которая «довела сына до такой жизни». И кинулась спасать внучку.

– Вы бы видели Катю, когда я её взяла три года назад! С недостатком веса, худая, грязная, у неё вши были! – рассказывает Вера Ивановна. – Сказок ей никто не читал, да что там, ребёнок книжки в глаза не видел, в три года она не знала времён года, зима или лето, не отличала цвета! Идём с ней по улице: «Травка какого цвета, Катя?» – «Чёрного…» А сейчас, когда ребёнок восстановился, вспомнила про дочь! Катя её боится, помнит, как мама её била, как оставляла на целый день одну, такую крошку… За все три года она только несколько раз виделась с дочерью, копейки на её содержание не дала! Не знаю, как ребёнок выживать будет с такой-то мамой…

– Она (свекровь) и нас с мужем развела, жизни нам не давала, а теперь ещё и Катю отобрала, – не таит обиды на бабушку своей дочки Лена. – А у меня одна дочь, у меня, может, и детей-то больше не будет! У неё, у Веры Ивановны, ещё внук недавно родился, дочка, сын, пусть ими занимается. И я не понимаю, как ей удалось оформить опекунство при живой матери, не лишённой родительских прав, как это возможно? Да, я мало общалась с Катей в последние годы, но это ведь только потому, что бабушка не давала. В садике всем сказала, чтобы мне дочку не отдавали, не показывали, что у неё есть предписание ограничить общение ребёнка со мной. Даже когда суд назначил нам с Катей совместные занятия с психологом, для восстановления контакта, Катю просто не приводили в садик в дни, когда были назначены занятия. Сделала из меня монстра какого-то, на алименты подала. Денег ей надо, а не внучку!

ДЕТИ ГИБНУТ ЗА МЕТАЛЛ?
Не хочется думать о людях плохо, но реальность такова, что содержание ребёнка требует денег. И немаленьких. С другой стороны, у родителей и опекунов есть определённые льготы и пособия от государства, особенно когда речь идёт о сироте, потерявшем одного из родителей. Пенсия по потере кормильца, ежемесячные и ежеквартальные пособия на опекаемых детей, – все эти суммы могут быть довольно существенными для семейного бюджета. И, увы, не так уж редки случаи, когда опеку над ребёнком берут только из-за материальных выгод.

Взяв Катю на своё обеспечение, Вера Ивановна тут же подала на свою бывшую невестку в суд на лишение родительских прав. И на алименты. Алименты ей присудили сразу, ещё в 2006 году, но ни рубля из Лены судебным приставам «выбить» не удалось. Хотя на судебные заседания по поводу лишения родительских прав она регулярно предоставляла справки о том, что работает. «Липовые», – фыркает бабушка. А Лена заявляла, что «содержать свекровь на свои деньги не собирается». В результате долг по алиментам у Лены достиг суммы аж в 57 тысяч рублей. Теперь, когда два с лишним года длившийся с перерывами процесс по поводу лишения Лены родительских прав завершён, даже есть постановление кассационного суда по этому делу и приговор вступил в силу, платить алименты, получается, не надо. А бабушка лишается пособия по опеке и пенсии ребёнку по потере кормильца-отца.

ТРЕЩИНА ЧЕРЕЗ ДЕТСКОЕ СЕРДЦЕ
Катя стала заикаться и боится идти в садик, «потому что может прийти мама». Я не знаю, сколько правды в заявлении Веры Ивановны, что Лена девочку била и часто бросала надолго одну, но факт налицо: девочка запугана до такой степени, что ей страшно оставаться с матерью наедине. В садике рассказывают, что Катя залезала даже под кровать, заслышав голос разъярённой матери, которую не пускали к дочке. А потом Катю отпаивали валерьянкой.

Заключение психолога, представленное суду, гласит, что контакта с матерью у девочки нет, смягчить эту ситуацию не удаётся, психолог советует оставить ребёнка в тех условиях, в которых она живёт. То же написано в заключении отдела по охране прав детей, опеки и попечительства городского комитета по вопросам образования. Саму Катю никто не спросил…

Когда я предложила Лене подождать, позаниматься с дочкой с психологом ещё, она вскинулась: «Да это уже три года длится, и чем дальше, тем хуже! Бабушка настраивает против меня Катю, а меня к ребёнку не подпускает! Нет уж, заберу завтра же, решение суда уже на руках!»

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
В этой истории, какой бы она ни была на самом деле (иногда так трудно добраться до правды), ясно одно – виноваты все взрослые этой семьи. Мама, не слишком заботившаяся о содержании и воспитании дочери и опомнившаяся только тогда, когда была привлечена к ответственности по суду. Бабушка, бездумно взрастившая в ребёнке страх и отвращение к родной матери.
Чем отзовётся в будущем Кати эта страшная травма? Как ей удастся жить с человеком, от которого она ждёт только боли и обид? Извлекут ли члены этой семьи горькие уроки, смогут ли наладить отношения друг с другом, хотя бы ради ребёнка, ради любви к которому они судились два с половиной года?

Будущее покажет.

Текст: Галина Гусева, Новая газета-1
Фото: Сеть

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс