Куда засунуть язык

Прокурорская проверка, обрушившаяся на головы пермских чиновников, стала не только благородным, в духе Салтыкова-Щедрина, фоном для предстоящих предвыборных баталий. Бурная деятельность «синих мундиров», звонко резонирующая через федеральные средства массовой информации, высветила некоторые важные изменения, происшедшие в Пермском крае за последние полтора года. Изменения эти связаны с такой тонкой, почти неуловимой материей, как «политическая элита».

За время своего губернаторства Олег Чиркунов так и не смог стать в Прикамье популярной фигурой. Известность кое-какую он, конечно, приобрел, но широкого одобрения, поддержки со стороны широких масс населения не добился. Да и не нуждался Олег Анатольевич никогда в такой поддержке, о чем сам честно всегда и говорил. Политические элиты Пермского края тоже не восприняли Чиркунова как лидера, несмотря на то что на должность главы региона его «сосватал» наиболее авторитетный политик Прикамья Юрий Трутнев.

И все же после утверждения нового губернатора политическая элита и окружающая ее оранжерея общественников по инерции не утратила своего главного качества — внутренней сплоченности. Благодаря этому Чиркунову относительно легко удалось сформировать новую команду, управляющую краем. Губернатор пусть титаническими усилиями, но преодолел политический кризис, сложившийся в краевой столице накануне выборов мэра. Оппозиция была «зачищена» во многом благодаря согласию основной части прикамского истеблишмента с курсом Чиркунова, и если бы у кого-то возникли серьезные сомнения насчет фигуры губернатора, ситуация могла развернуться в пользу претендующего на власть бизнесмена Владимира Плотникова. Более того, к выборам в Законодательное собрание глава региона, казалось, реабилитировался за прежний свой промах — невступление в «Единую Россию»: Чиркунова приняли в предвыборный список, а его администрация вновь подавила восстание, готовившееся Плотниковым и его командой.

Наиболее показательна в смысле сплоченности политической элиты история с «фашистским» шабашем, якобы приключившимся на прошлогоднем февральском Молодежном форуме Прикамья. Митинги «Наших» и «Молодой гвардии Единой России», обвинивших Чиркунова в пособничестве «фашиствующим молодчикам», организованно поддержали федеральные СМИ, развернувшие свои беспощадные орудия в сторону пермского губернатора. Чиркунов этого периода — чиновник в смятении, но не сломленный чиновник. Все в регионе, включая оппозицию, включая гражданское сообщество и журналистов, отнюдь не входящих в число сторонников главы региона, тем не менее поддержали его и высказали свое возмущение учинённой расправой.

Совсем иначе повели себя политические и общественные деятели этим летом, после того как на Чиркунова обрушился град обвинений со стороны прокуратуры. Возмущенная риторика сменилась сдержанным удивлением: никого сейчас не интересует, виноват действительно губернатор и его правительство или нет; другой вопрос — кто же его все-таки заказал?

Обстоятельства, вроде бы, оправдывают политическую элиту — на носу выборы, от решений, принимаемых в администрации президента, зависит их исход, а значит, и будущее отдельных представителей элиты. Политический прагматизм, ничего личного. И всеёже столь явная перемена в отношении к Чиркунову именно со стороны истеблишмента (не широких слоев населения!) настораживает. Ведь очевидно, что разобщенность и равнодушие связаны не только со «шкурными» интересами партий, не только со злорадной и нечистой завистью, но и с действиями самого губернатора. Поскольку именно губернатор — главный политический прагматик в регионе.

Текст: Иван Колпаков, Новый Компаньон

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Личное мнение

  • Андрей Лучников о том, что Международный женский день – правильный праздник
  • Российская жизнь непредсказуема, возможны сюрпризы. Сегодня ты лицо официальное, а завтра, глядишь, наоборот. Даже очень влиятельные люди могут превратиться в простых гастарбайтеров
  • Вот говорят: рак, рак. Страшно – аж жуть! Ааа! Да не страшилка ли это из того простенького набора, что начинается гробом на колесиках?
  • Виды на 2016 год сегодня особенно актуальны – варианта «примерно так же, как в прошлом году» точно не будет. А как будет?
  • И вот стал я думать, а сколько это – триллион? Даже не двенадцать, а хоть один? В пятитысячных прикидывал. Миллиард – это большую комнату на метр завалить
  • Эти рождественские праздники оказались для меня порядком подпорченными в ФБ. В последние недели я несколько раз касался проблемы возрождения культа Сталина в России и на оккупированных территориях Донбасса