Первый раз в первый клаЗС

Первый раз в первый клаЗСНачало учебного года (сегодня, 1 сентября) чуть-чуть не совпало с началом первой кампании по выборам депутатов в Законодательное Собрание Пермского края. Официальный отсчёт выборов, когда разрешены выдвижения, агитации и пропапагнды, начнётся послезавтра, 3 сентября – с официального назначения Временной Избирательной Комиссией (ВИК) даты выборов. Загадка...

Фактически же – и учебный год, и выборная кампания начнутся одновременно. Какая, согласитесь, учёба Первого сентября в пятницу? Естественно, что реальная учёба начнётся в понедельник, 4 сентября. И разрешённые или незапрещённые действия по выборам первого краевого парламента раньше понедельника, 4 сентября ну никак не начнутся. Не с самого же подписания председателем ВИК Татьяной Бородиной решения о назначении дня голосования начнут выдвигаться кандидаты, партии принесут партийные списки и каждое лыко станет в агитационную строку. В конце концов, решение должно ещё быть официально опубликовано. Даже если на какой день ВИК назначит голосование, всем известно. Есть в этом формальном обстоятельстве, согласитесь, своя демократическая прелесть. Не по понятиям, а по закону, а закон не в сути, а в букве.

СЛУЧАЙ ВСЯКИЙ БЫВАЕТ
На совсем уж всякий случай напомним уважаемым читателям, что эти выборы, хоть и не первые вообще, но первые – в Законодательное Собрание Пермского края. Тоже такое формальное обстоятельство, которое позволит будущим историкам дискутировать на тему истоков парламентаризма в Прикамье.

Кроме того, это первые в Прикамье выборы, на которых выборы в ЗС будут очень похожи на выборы в Государственную Думу. А именно – половина депутатского состава будет избираться по партийным спискам.

Своего рода, репетиция перед федеральными выборами (если угодно – локальная проба сил). И ещё один шаг по пути (не сочтите за каламбур, однако это действительно – исполнение идеи Владимира Путина) к сугубо партийному парламентаризму. Региональные парламенты формируют половину Совета Федерации – это раз. Выборы в Госдуму, а потом и парламенты всех уровней в будущем будут происходить исключительно по партийным спискам - это два.

Оценки данному пути развития российской демократии различны. Например, некоторые недовольничают (шёпотом, впрочем), мол, население не сможет иметь непосредственно своего представителя в парламенте (если все будут по партспискам избираться), появляется посредник в виде партии, и Кремлю, мол, легче договориться с небольшим числом партийных кланов, мол, наша демократия становится всё более и более управляемой.

ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ
Вашего корреспондента
: да ничего страшного, отдельно взятые депутаты «с мест» ничуть не менее управляемы, а может быть, и более управляемы и подвержены коррупции, нежели их партийные коллеги. А мнение непосредственно населения они выражают, что называется, не смешите мои тапочки. Перечислите навскидку хотя бы парочку законотворческих инициатив березниковских депутатов Госдумы Валентины Савостьяновой или Валентина Степанкова, выражавших мнение непосредственно избирателей. У мажоритариев (т.е. депутатов, ставших депутатами вследствие всенародного голосования по одномандатному округу), напротив, гораздо больше возможностей колебаться с линией Кремля или Белого дома, нежели у пропорционалов (т.е. народно избранных по партийным спискам). Мажоритарий всегда может сказать, что голосовал так, как желает большинство его избирателей и никто не проведёт даже соцопроса, чтобы проверить. А пропорционалы так или иначе вынуждены блюсти линию партии, не соблюдёт – может и с политической карьерой распрощаться.

К тому же не только повышается управляемость народных избранников из Кремля, но и упрощается контроль за парламентом со стороны населения. Обывателю гораздо проще понять, как голосовала партийная фракция, и, если что не так, на следующих выборах эту партию прокатить. А у мажоритария с одним мандатом – поди, разберись. Он, ведь, потом приедет и так наотчитывается... Даже если ежедневно в местной прессе публиковать сообщения о том, как голосовал по каждому вопросу «родной» депутат.

Ну, и конечно, насчёт пресловутых «олигархов». Даже если принять во внимание, что крупный бизнес финансирует партийное развитие. В любом случае депутат-партиец оказывается зависим не от одного центра силы (а мажоритарий может, и зачастую так оно и происходит), а от двух, как минимум

Короче, если бы выборы в краевое ЗС уже сейчас проходили исключительно по партийным спискам, то единственная проблема была бы исключительно в том, что партийное строительство, самоорганизация политически активной общественности у нас хромает. Как и по всей стране. Но ничего, вся история впереди. И потом – готов поспорить на рубль – получится, что 3 декабря мы выберем совсем не первое ЗС. То есть, первое ЗС Пермского края, но, может быть, последний в Прикамье парламент, в котором ещё были выборы по одномандатным округам. А первым нормально-демократическим ЗС будет названо то, которое полностью по партийным спискам сформируется. Какие темы для диссертаций даёт, однако, наше тихое, безмятежное время.

Об остальном внимательный читатель уже, пожалуй, осведомлён. Разве что добавить для тех, кому лень ходить по гиперссылкам, что общее число депутатов Законодательного Собрания увеличилось с 40 до 60. Но сократилось – с 40 до 30 число одномандатных депутатов (т.е. тех самых, кто выражает «непосредственно волю избирателей»).

ВЕЛИКИЙ ПЕРЕДЕЛ
До этого Пермский край и депутатские мандаты уже были, казалось бы, твёрдо поделены между различными финансово-промышленными группами; на каждом округе прочно сидел определённый депутат, который устраивал все возможные элиты, или округа были «отданы на мандат» определённой силе (кого хочешь, того ставь в Красновишерске, мы конкурентов двигать не будем, зато ты в Усолье не лезь). Заодно были удовлетворены и персональные политические амбиции. Это, наверное, и есть пресловутая политическая стабильность, да? Об обывательской массе тут вообще говорить не будем, поскольку не имеет смысла брать во внимание частные интересы лиц, неспособных самоорганизоваться для выражения собственных интересов.

Изменение нарезки округов и системы выборов с мажоритарной на пропорционально-мажоритарную стабильность нарушили. Это в свою очередь повлекло за собой новые переговоры договорённостей между существующими в Прикамье политэкономическими силами по поводу, в первую очередь, одномандатных округов. Переговоры повсеместно трудные, потому что, повторим, помимо политэкономических интересов важным фактором являются личные амбиции.

Несколько проще дело обстоит с выборами по партийным спискам, в Прикамье партии пока (как и по всей стране) ещё (пока!) не играют серьёзной роли, чтобы договаривались они. Или с ними. Поэтому основная интрига закручивается (опять же – пока!) вокруг того, сколько своих претендентов политэкономические структуры сумеют вписать в партийный список «Единой России». ЕР полагается на данный момент безусловным лидером по партийным спискам и интрига ещё не закончена.

УЖ ЗИМА КАТИТ В ГЛАЗА
Словом, переговорный процесс продолжается, а выборная кампания уже катит в глаза, и поэтому эта кампания не будет безыинтересной игрой в одни ворота. В конце концов, когда федеральное руководство «Единой России» окончательно утвердит региональные списки кандидатов в ЗС, проблема со зрительскими, симпатиями ещё не будет решена. А время-то идёт, часики-то тикают, первую четверть проторгуешься, во второй не догонишь. Другие партии, между прочим, не будут сидеть сложа руки. Они, конечно, тоже сейчас торгуются и договариваются, но могут, ведь, и раньше ЕР договориться.

А ну как уже послезавтра СПС и «Яблоко» создадут-таки объединённый фронт и уже во вторник представят ВИКу список единых кандидатов? А ещё, напомним, существует ЛДПР. Которая ни с кем не блокируется и нет такой отчаянной борьбы за места в списке кандидатов от жириновцев («партия власти» всё-таки более привлекательна), а значит имеет больше шансов стартовать самой первой. А если учесть, что, по мнению наблюдателей, единороссы отводят ЛДПР особую миссию по нейтрализации протестных голосов (в условиях отсутствия графы «против всех»), то жириновцы имеют очень неплохие шансы и финишировать первыми. Не в смысле, конечно, раньше всех закончить подсчёт голосов, а в смысле больше всех голосов набрать. Ой как весело тогда будет отчитываться перед Москвой тем, кто жириновские организации на местах пестовал...

Добавьте в этот закипающий котелок перчику от тех претендентов на места в списке единороссов, которых федеральное руководство из списка, составленного в Прикамье, вычеркнет и вы, уверен, согласитесь, что скучать наблюдателям не придётся. Как не скучают сейчас посвящённые в глубинные секреты переговорных процессов. Впрочем, на вполне обывательский вкус Вашего корреспондента подробности этих самых глубинных секретов и перепитий скучны. Результат мы скоро и так увидим, а каких-то глобальных изменений – в смысле, для касающейся каждого региональной политики или экономики – не произойдёт. Основная борьба будет за то, какая из политэкономических сил, какая партия сумеет доказать, что именно она ближе всех к Президенту и за народ. И после выборов общее направление политики будет прежним. Возможные нюансы слишком мелки, чтобы рассматривать их слишком подробно сейчас.

ВОКРУГ КВОТЫ
Но за развитием сюжета собственно на сцене, повторю, наблюдать будет нескучно. В том числе и в Березниках.

На предыдущих выборах березниковцы участвовали в выборах трёх депутатов.
Один – собственно березниковский. Им, не стоит напоминать, является сейчас Сергей Дьяков. А раньше – Александр Поликша. Словом, все предыдущие годы – генеральный директор Уралкалия.

Ещё один – депутат березниковско-усольский. Здесь всегда доминировали Березники. В предыдущем Законодательном Собрании этот округ избрал Виктора Карпова (и тогда, и теперь он входит в директорат того же Уралкалия, кроме того, был и вице-спикером ЗС, и вице-губернатором). В нынешнем ЗС это – Олег Ковалёв. Личный друг тогдашнего губернатора Пермской области, ныне – министра природных ресурсов РФ Юрия Трутнева. Выборы Олег Ковалёв выиграл на волне березниковских симпатий к Юрию Трутневу и при ощутимой поддержке того же Уралкалия.

И одного мы избирали вместе с соликамичами, причём соликамичи всегда доминировали, и даже нашего Сергея Кушнина, помнится, завалили, поддержав Александра Белорусова, которого сами же потом и проклинали. Сейчас соликамско-березниковский депутат – Геннадий Тушнолобов. Ну, раз уж речь зашла про Уралкалий, то в выборы по этому округу березниковские калийщики ни разу почти и не вмешивались. Разве что самую малость. Хотя, конечно, экономическое соперничество с Сильвинитом и могло на данном участке стать политическим, но дивиденды от одного депутата ЗС слишком невелики по сравнению с возможными затратами. К тому же риск потерять лицо очень здесь большой. Ведь начнись борьба на этом поле, для обоих калийных гигантов победа стала бы делом престижа и, естественно, поражение – очень больным щелчком по самолюбию. Это была бы ядерная война за право первым взять совок в песочнице. Поэтому Уралкалий разумно воздерживался от вмешательства, а Сильвинит не настаивал.

Эти примеры приведены на всякий случай, чтобы уважаемый читатель не забывал, насколько велико влияние калийного гиганта на политические процессы и результаты выборов в Березниках. Это фактор, который нельзя не учитывать. Очевидным образом сложилась своего рода квота представительства наших калийщиков в ЗС – минимум, два мандата. Два представителя Уралкалия или один депутат от Уралкалия плюс один депутат, что называется, согласованный с Уралкалием.

ОПОРНЫЙ ПУНКТ ДАТСКОГО КОРОЛЕВСТА
Однако от того, что политическая мощь Уралкалия неоспорима, предстоящая кампания не станет намного скучнее. Не исключено, что она будет даже напряжённее, нежели недавние выборы Главы города, несомненно более важные для нас с точки зрения повседневности.

В связи с изменившейся нарезкой березниковцы теперь будут голосовать только за двух депутатов (округа № 14 на востоке Города и № 15 – на западе, граница пройдёт по центральным микрорайонам). Вроде бы ничего особенного – и раньше березниковцы выбирали двух депутатов, а за третьего всё равно соликамичи решали. Но число мажоритарных округов, напомним, сократилось и совсем не исключены попытки со стороны посягнуть на традиционную квоту Уралкалия. Закулисный передел округов, повторим, продолжается, а выборная кампания, повторим, уж катит в глаза.

Не меньшей интриги можно ожидать и от выборов по партийным спискам. Уралкалий, несомненно, участвует в общеприкамском процессе формирования списков «Единой России» и участвует активно. Причём – прошу принять во внимание – для единороссов Березники имеют едва ли не большее значение, чем Пермь, об этом на местном политсовете единороссов заявил один из федеральных лидеров ЕР, депутат Госдумы Юрий Медведев ещё во время выборов мэра. Но... Наименее вероятен здесь, конечно, вариант, что представители Уралкалия или поддержанные Уралкалием персонажи вообще не войдут в партийный список ЕР – калийщики объективно вносили и вносят значительный вклад в развитие этой партии. «Но» состоит в другом – Березники рассматриваются как опорный пункт не только единороссами.

Тем более, что речь не только о Березниках, но и обо всём Верхнекамье, партийных списках «Север». И здесь совсем не факт, что на нашем поле в кипящий котелок не будет добавлен тот самый перчик кандидатов, которые всей душой хотят баллотироваться от ЕР, но федеральное руководство партии безжалостно отринет их протянутую руку.

ЕСЛИ УЧЕСТЬ
Если учесть, например, что не во всём Верхнекамье те же СПС столь же скомпрометировали себя и столь же развалили партийную работу как в Березниках...
И если учесть, что даже в Березниках, вопреки (!) бездарности и бездеятельности местных правых процент голосующих за правые партии стабильно растёт...

Если учесть, что пресловутый протестный электорат на севере, пожалуй, сильнее пермского...
И если учесть местные протестанты, между прочим, не очень-то симпатизируют партии Жириновского, которым, повторим, отводится роль «аккумулятора протеста» (учтите также снижение активного пиара ЛДПР на федеральном уровне и очевидную вялость на местах)...

Если учесть, что пресловутая «монополизация» информационного поля в Березниках (во всех смыслах – от кадрового до контроля информационных ресурсов) есть всего лишь эмоциональное преувеличение, рождённое личными обидами небольшого количества частных лиц...

Если учесть, что самый распрекрасный теле- или газетный репортаж о самом красивом мероприятии – не совсем то же, что говорят на березниковских кухнях и в троллейбусах...

Если учесть, что самые благолепные результаты социологического опроса – совсем не то, что результаты голосования (и, кстати, Березники и Соликамск неоднократно показывали тому пример)...

Словом, весьма и весьма неустойчивая сейчас ситуация на местном политическом поле. Неясная. Как прогноз погоды по телевизору. Циклон вытесняет антициклон, но горы препятствуют движению облачного фронта и т.д.

КУРС - ТУМАН
«Надо уметь договариваться». Что-то сильно сомнительно Вашему корреспонденту, что интервью Сергея Макарова, опубликованное в азотовской «Неделе.ru» на прошлой неделе, озаглавлено именно так «просто так». И совпадение этой публикации по времени с интервью ависмовскому «Металлургу» Анатолия Муфеля – тоже не кажется «просто так». «Совпадений не бывает, бывают невыявленные закономерности», - весьма кстати тут ложится цитата из того самого интервью Анатолия Муфеля.

А ещё в Город приезжал главный акционер Уралкалия Дмитрий Рыболовлев и лично участвовал в поздравлении лучших шахтёров с Днём шахтёра. В награждении робедителей конкурса «рабочие миллионы» участвовал, кажется. «Кажется» - потому что Ваш корреспондент не берётся точно утверждать, слишком скудна была информация об этом в местной прессе. А ещё в это же время в Городе проводился большой опрос, насколько хорошо горожане знают Дмитрия Рыболовлева и как к нему относятся, но в «Иную газету» эта информация поступила из непечатных источников. В сопоставлении с непонятным молчанием местной прессы о безусловно выигрышном для Уралкалия процессе подготовки к IPO (напомним, это – первичное размещение калийных акций на внешнем рынке. То же самое, на чём невиданно выросла популярность Роснефти) и невнятным бормотанием её же о том, что Уралкалий в первом полугодии имел проблемы, а теперь вроде бы решил, – очень любопытно выглядит. Добавьте сюда слухи о том, что Дмитрий Рыболовлев будет баллотироваться в ЗС по Березникам. (Повторяю: слухи. Источники – заслуживающие доверия, но сами сомневаются. «Иная газета» точно утверждать не берётся, но полагает, что едва ли).

А ещё поговаривают, что в Березниках может баллотироваться в ЗС Никита Белых (Повторяю: поговаривают. Источники сомневаются). Это, если кто не в курсе, федеральный лидер СПС (вместо Чубайса и Гайдара). Именно потому, что в Березниках стабильно растёт процент «правых» голосов. А это может дать достаточно сильный, даже очень сильный толчок развитию правопартийного строительства в Городе и очень серьёзно перемешать все предвыборные карты.

Впрочем, сейчас уже не до раскладов и картишек, пусть и предвыборых. Сегодня начался учебный год.

Текст: Андрей Лучников
Публикуется впервые

Фото: Сеть

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Личное мнение

  • Андрей Лучников о том, что Международный женский день – правильный праздник
  • Российская жизнь непредсказуема, возможны сюрпризы. Сегодня ты лицо официальное, а завтра, глядишь, наоборот. Даже очень влиятельные люди могут превратиться в простых гастарбайтеров
  • Вот говорят: рак, рак. Страшно – аж жуть! Ааа! Да не страшилка ли это из того простенького набора, что начинается гробом на колесиках?
  • Виды на 2016 год сегодня особенно актуальны – варианта «примерно так же, как в прошлом году» точно не будет. А как будет?
  • И вот стал я думать, а сколько это – триллион? Даже не двенадцать, а хоть один? В пятитысячных прикидывал. Миллиард – это большую комнату на метр завалить
  • Эти рождественские праздники оказались для меня порядком подпорченными в ФБ. В последние недели я несколько раз касался проблемы возрождения культа Сталина в России и на оккупированных территориях Донбасса