Испортили воздух на "пять"

Автор: Галина Гусева

Туман явно неприродного происхождения сгустился несколько дней назад в районе Первого калийного комбината и железнодорожного вокзала. Жители этого района жаловались на вкус аммиака и соды во рту.

В те же дни синоптики отмечали безветрие и особое состояние атмосферы, при которых вредные вещества концентрировались в приземном слое. В таких случаях объявляется режим НМУ – неблагоприятных метеоусловий. Объявление режима НМУ означает, что предприятия обязаны сократить выбросы в атмосферу, в противном случае им грозят штрафы.

По информации прокурора природоохранной прокуратуры Александра Котельникова, с вечера среды, 2 февраля, режим НМУ был объявлен.
Утром следующего дня, 3 февраля, в прокуратуру начали поступать жалобы – сначала из Правобережного района. В прокуратуре нет своей лаборатории, и взять пробы воздуха могут только специалисты лаборатории бывшего Центра Госсанэпиднадзора (сейчас – федеральное государственное учреждение «Центр гигиены и эпидемиологии»), им и поступил заказ на внеплановые исследования.

Поскольку жители с правого берега жаловались на запах сероводорода, пробы были взяты на определение концентрации именно этого вещества. Анализы показали ничтожное превышение предельно-допустимых концентраций.

Взятые позднее пробы на аммиак и диоксид азота тоже не показали больших превышений ПДК. По хлориду водорода в ночь на пятницу (4 февраля) регистрировалось превышение ПДК в 1,1 раза, 4 февраля – 1,5 ПДК. Специалисты уверяют, что заметный вред здоровью при кратковременном воздействии наносят дозы, превышающие ПДК в 4-5 раз.

Таким образом, установить, чем же травили горожан, так и не удалось. Хотя все ответственные службы признают, что «что-то всё-таки было». Начальник Управления городского хозяйства Вячеслав Журавлёв на аппаратном совещании в мэрии во всеуслышание признал, что «скорее всего, выброс всё-таки был. В ночное время. Из-за метеоусловий (не было ветра, давление), и получилась та ситуация, которая сложилась 3-го числа. Но подтвердить, что выбросы были, невозможно».

«Не пойман – не вор». Предъявлять штрафы предприятиям, не соблюдающим экологические требования, можно только по факту нарушений. Природоохранная прокуратура не может наказывать предприятие (причём неизвестно которое) только потому, что «в воздухе плохо пахнет». А после ликвидации отдела круглосуточного оперативного экологического контроля получается, что вневедомственного контроля в Березниках нет.

Муниципальное Управление по охране окружающей среды ликвидировано в конце января. Неужели кто-то пользуется ситуацией?

Однако Журавлёв (именно в состав УГХ должен войти вновь создаваемый отдел по охране окружающей среды) ответил: «Как это никто не контролирует состояние атмосферы? Этим занимается северный территориальный отдел Федеральной службы Роспотребнадзора по Пермской области». Речь идёт о созданном на базе Центра Госсанэпиднадзора отделе Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей.

Именно эта служба, пояснила «Городской газете» заместитель начальника отдела Елена Смирнова, и предупреждала предприятия о введении режима НМУ. А значит и о том, что из этого следует – необходимости снижения выбросов в атмосферу.
Однако своей лаборатории у службы нет, круглосуточного экологического наблюдения не ведёт и, соответственно, не в состоянии оперативно проконтролировать выполнение предприятиями предъявленных требований.

Впрочем, кто имеет право заподозрить предприятия в недобросовестности? Верить надо людям, верить! При чём тут контроль? Так ведь можно договориться и до того, что ради дополнительной прибыли да без чуткого надзора предприятия могут пренебречь экологическими нормативами. Нехорошо так о людях думать.

Мэр Березников Игорь Папков прокомментировал ситуацию так: «Вопрос больше связан с реорганизацией федеральных природоохранных структур, так как наш отдел оперативного контроля находился в структуре как раз федерального подразделения государственного унитарного предприятия по анализу окружающей среды. В том числе и атмосферного воздуха. Работа осуществлялась по договору с ними. Мы сегодня ищем взаимоприемлемые варианты после реорганизации, чтобы обеспечить тот же самый оперативный контроль. Смотрим цену вопроса и оборудования (потому что оборудование-то было не наше). Две федеральные природоохранные службы, которые сейчас представлены в нашем городе, точно так же находятся в процессе реорганизации. Контроль не ведётся. Практически получается, что сегодня нам придётся создавать свою службу, а это уже совершенно другая цена вопроса».

P.S.: Приемлемое для здоровья загрязнение атмосферы (как ни абсурдно это звучит) экологи оценивают цифрой 5. Выше – вредно, ниже – полезнее. В последнее десятилетие состояние березниковской атмосферы оценивалось на «пять».

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс