Подростковый период: попытка диагноза

На днях дочь выдала новость: один из её одноклассников довёл учителя до того, что пришлось вызывать «скорую».

Два года назад депутаты Государственной Думы запретили исключать из школы трудных подростков. До тех пор, пока им не исполнится пятнадцать лет.
Ранее действующий закон позволял применять эту строгую меру и к четырнадцатилетним ученикам. Изгнанные из школы не могли устроиться на работу, болтались без дела, совершали преступления. Впрочем, и поведение 15-летних изгнанников, как показывает практика, ничуть не лучше.

СПРАВКА «Городской газеты»:
В прошлом учебном году были отчислены из березниковских школ 132 школьника. Большинство из отчисленных были устроены в профессиональные училища города и области. Часть перешла в вечернюю школу или устроилась на работу. Пятая часть от общего количества отчисленных, до сих пор нигде не работает и не учится.

Исключение из школы – мера крайняя. Учителям, психологам, социальным работникам, милиции приходится потрудиться, прежде чем трудный подросток покинет стены общеобразовательной школы.
Поскольку по закону при исключении трудного подростка необходимо учитывать мнение родителей, получить согласие от комиссии по делам несовершеннолетних и комиссии по защите прав детей. Последняя совместно с органом местного самоуправления и родителями в течение месяца должна найти исключённому работу или другое учебное заведение, где бы подросток смог продолжить своё образование.
Как показывает практика, основная причина исключения из школы – прогулы занятий без уважительных причин. Ученик есть, но нигде его нет. Ни дома, ни в школе. Педагоги обязаны искать «невидимку».

Николай Кондратьев, директор школы №29: «Что толку от того, что школа находит ребёнка, отлавливает его в подвалах, приводит в милицию. Там три часа его продержат и отпускают. Он снова в школу не ходит. Его опять ищут. Так продолжается годами. Когда начинаем разбираться, почему ребёнок не ходит в школу, выясняется, - не школьная программа трудная, не отношения с ровесниками не сложились, а причина в семье – у ребёнка либо матери нет, либо отца, а если есть, то оба обязательно пьющие. Им нет дела до ребёнка. Нам есть дело».
По мнению педагогов, необходимо ужесточить требования к родителям трудных детей. Мол, не дети виноваты.

Галина Ермолаева, директор школы № 3, депутат Городской Думы: «Когда начинаешь разбираться с каждым конкретным случаем, выясняется, что основная причина отказа ребёнка от учёбы находится в семье. Жалко бывает детей, у которых есть родители, но которым безразлична судьба собственного ребёнка. В городе десятки детей, которые вопреки закону нигде и никогда не учились. В то же время десять процентов всех преступлений, то есть каждое десятое, совершаются несовершеннолетними или с их участием. Необходимо защитить права юных березниковцев на получение обязательного основного общего образования и совершенствовать профилактическую работу по предупреждению правонарушений несовершеннолетних».

Большинство учителей, с которыми удалось побеседовать журналисту «Городской газеты», считают, что в работе комиссии по делам несовершеннолетних есть недостатки. И работа сотрудников комиссии сводится к тому, чтобы прийти в школу и сказать, давайте ещё работайте с двоечником, пусть исправляется: «Зачем комиссия будет куда-то пристраивать на работу трудных подростков? Это ведь такая головная боль!»
Получается, что с трудными подростками работает целый полк специалистов, начиная от социальных педагогов, психологов и заканчивая комиссией по делам несовершеннолетних и участкового милиционера. Они вроде бы пытаются вникнуть недетские проблемы, помочь встать на правильный путь. Вроде бы работают и с родителями трудных детей. Воздействуют на них словесно и материально. Но ребёнок не учится, в школу не ходит.

Принимается решение: отчислить.
Итак, что мы имеем? Огромную бюрократическую систему по работе с так называемыми «трудными детьми», трудными для общества.

Здесь и педагоги различного сорта (Министерство просвещения) и милиционеры (Министерство внутренних дел) и социальные работники (Министерство здравоохранения и социального развития). И все они, заметьте, получают зарплату. Грешным делом, закрадывается подозрение: а не выгодна ли такая трудная ситуация с «трудными детьми»?

И второе, есть оказывается случаи, когда в отдельно взятом городе отдельно взятые граждане, проанализировав работу чиновников, смогли предложить им более оптимальный вариант. И что важнее всего – добились взаимности. И совместного результата. Подробности – читайте в «Городской газете» в четверг, 3 ноября.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс