Сказка про Пятого бычка ценой в $ 5 миллиардов

Самым скандальным эпизодом экономической жизни России последних недель – при взгляде, разумеется, из наших палестин – без натяжек можно считать неожиданно злую медиа-кампанию в отношение Сулеймана Керимова. В связи с покупкой им березниковского ОАО «Уралкалий» и по поводу его посягательств на покупку соликамского ОАО «Сильвинит». С целью дальнейшего слияния и т.п.

И не очень понятно, почему такая злость? За что Сулеймана Керимова (именно его. Филарета Гальчева и Александра Несиса, которые приобрели 28,2 % акций «Уралкалия» из всего продажного пакета, называют аффилированными Керимову) винят? Ограбил кого?

ЧТОБ ВСЕХ ТАК ГРАБИЛИ
Сумма сделки, напомним, составила 5,3 миллиарда долларов США, почти по $ 100 миллионов за каждый процент акций. И около $ 4 миллиарда выплачены деньгами, остальное – акциями компаний, принадлежавших покупателям. То есть, – это важно! – если чуть больше одного, чуть меньше полутора миллиарда долларов покупатели при большом желании и очень (очень-очень-очень-очень) сильной государственной поддержке («административном ресурсе», да?) могут вернуть или, по крайней мере, попытаться, то четыре миллиарда – никак и никогда.

Между тем, к моменту первых новостей о сделке (т.е. на 25 мая 2010 года) по котировкам Лондонской биржи этот пакет акций «Уралкалия» стоил $ 3,4 миллиарда. То есть покупатели переплатили почти $ 2 миллиарда в сравнении с тем, если бы покупали такой же пакет акций у биржевых спекулянтов (в несомненно существующие нюансы углубляться не будем). Причём Рыболовлев получил то, что мог бы получить, распродавая акции через спекулянтов (опять же – обойдёмся без нюансов), плюс ещё полмиллиарда деньгами плюс почти полтора миллиарда в акциях.

Более того, не рыночная, а практическая – бухгалтерская стоимость самого предприятие, которое фактически купила у Дмитрия Рыболовлева группа российских бизнесменов за $ 5,3 миллиарда. В отчёте «Уралкалия» за I квартал 2010 чистые активы компании оценены в 41,2 миллиарда рублей. Или около $ 1,4 миллиарда. Это – всё предприятие, а не половина. Целиком. Включая даже дочерние фирмы. То есть, если бы государство решило национализировать «Уралкалий» и выплатить честь по чести компенсацию, то Дмитрий Рыболовлев получил бы около $ 700 миллионов.

Словом, если считать, что Дмитрия Рыболовлева такой сделкой ограбили, то чтоб всех так грабили.

ЦЕНА НАДЕЖДЫ – ЧЕТЫРЕ МИЛЛИАРДА ДОЛЛАРОВ
Разумеется, предположить, что капитализация «Уралкалия» в перспективе может вырасти до той, что была когда-то, под $ 30 миллиардов. Можно принять во внимание и это. Но следует принять во внимание, что столь высокая [биржевая!!!] цена «Уралкалия» стала результатом уникального стечения обстоятельств. Так совпали ситуация на мировом рынке, биржевая игра, в конце концов, производственные обстоятельства (авария на БКПРУ-1, вызвавшая всемирную панику перед дефицитом удобрений) и т.д.

Разумеется, можно надеяться, что эти условия вновь совпадут. Когда-нибудь. Может быть.

Разумеется, можно принять во внимание, что «Уралкалий» - это работающее предприятие, которое приносит прибыль. Из которой выплачиваются дивиденды акционерам и всё такое. Это можно принять во внимание. Но следует принять во внимание, что в самый-самый прибыльный для «Уралкалия», 2008 год чистая прибыль составила около $ 1 миллиарда.

То есть, чтобы купившим 53,2 % акций бизнесменам хотя бы вернуть через честные дивиденды уплаченные деньги потребуется совпадение тех уникальных условий, которые сложились в 2008 году, в течение восьми лет подряд. А то и десяти, поскольку не вся чистая прибыль расходуется на дивиденды, бывают, например, и всякие выплаты на какие-нибудь железные дороги и перенос ТЭЦ.

Нет, конечно, можно надеяться и на десять лет подряд калийного счастья. Хотя сам Рыболовлев предпочёл взять деньгами. То есть, получается, поменял предприятие (собственником которого был лишь на 63 %) по стоимости чистых активов один к одному на акции других предприятий (например, 100 % акций ОАО «Военторг», принадлежавших Керимову) плюс четыре миллиарда долларов сверху. За надежду.

Причём само предприятие, несмотря на высокую (по отчётам) стоимость его активов, в реальности состоит из двух рудников, один из которых (БКПРУ-2) может выработать свой ресурс уже через 5-6 лет (чистая прибыль, ау!?), и… из надежды. Надежды на Пятый рудник.

СКАЗКА ПРО ПЯТОГО БЫЧКА
Разговоры о строительстве БКПРУ-5 начались ещё в 80-е годы прошлого века, когда калийная индустрия СССР набирала обороты. Была проведена разведка, выявлены и примерно подсчитаны запасы, словом, проведена предварительная работа. Это была светлая мечта и яркая перспектива развития города Березники, которая, увы, стала тускнеть и потухла вместе с советским периодом истории. Но в 2004 году ОАО «Уралкалий» получило лицензию на разработку Усть-Яйвинского участка Верхнекамского месторождения калийных и магниевых солей. Право на строительство того самого Пятого рудника.

Именно с того момента, с 2004 года в каждом отчёте «Уралкалия» можно прочитать о том, какие шикарнейшие перспективы открываются перед «Уралкалием» в связи с будущим строительством Усть-Яйвинского участка. Каждый год. Читайте сами, все отчёты на сайте «Уралкалия», они красивые и с картинками. А рудника не было. Вообще никак не было.

2005 год. Вот, например, генеральный директор «Уралкалия» Максим Бакшинский отвечает на вопросы корпоративной газеты «Соль земли»: «Мы знаем, что будем делать в ближайшие пять лет. Знаем, что предстоит построить новый рудник и фабрику…».

2006 год. Генеральный директор ОАО «Уралкалий» Владислав Баумгертнер докладывает акционерам: «Начаты работы по формированию технического задания (красиво сказал! – Авт.) по строительству подземной части рудника. Реализация проекта строительства шахты на Усть-Яйвинском участке месторождения должна помочь «Уралкалию» увеличить производство хлористого калия до 10 миллионов тонн…».

2007 год. Владислав Баумгертнер: «Будущее "Уралкалия" - это строительство нового рудника и обогатительной фабрики на Усть-Яйвинском участке Верхнекамского месторождения калийных солей. Осенью 2008 года мы рассчитываем получить предварительное технико-экономическое обоснование проекта строительства, в рамках которого будут рассмотрены несколько вариантов с точки зрения набора производственных объектов, предполагаемой производительности и сроков строительства. В следующем году мы планируем выйти на финальный этап подготовки к строительству - подготовку проектной документации».

Годовой отчёт за 2007 год: «В настоящее время мы заканчиваем подготовку технико-экономического обоснования строительства рудника № 5 в Усть-Яйве. Основываясь на предварительных расчетах, мы планируем увеличение мощностей на 3,7 млн тонн, что позволит увеличить общую производительность почти до 11 млн тонн…».

Вот «Соль земли» от 24 октября 2008 года: «В сжатые сроки предстоит построить новый рудник… проект БКРУ-5 оценивается в 78 миллиардов рублей. К настоящему времени проделана большая работа: выполнено предварительное технико-экономическое обоснование, создаётся дирекция строящегося рудника, на площадке начат цикл подготовительных работ… В начале следующего года намечено приступить к бурению скважин, осенью 2010-го (!!!) начнётся проходка стволов. В 2016 году рудник должен выйти на проектную мощность…». Через два месяца год закончился.

И вот годовой отчёт за 2008 год: «В силу объективных обстоятельств компания не смогла подготовить проект строительства нового рудника в соответствующий срок... Совет директоров компании в декабре 2008 года принял решение об освоении Усть-Яйвинского участка путем присоединения его к шахтным выработкам Второго рудника «Уралкалия», а не путем строительства нового рудника, как планировалось ранее… В настоящее время компания ведет переписку и обсуждает с государственными органами приемлемую концепцию освоения участка».

Наконец, годовой отчёт за 2009 год. Последнее выступление Владислава Баумгертнера в роли генерального директора (годовое собрание акционеров состоялось 18 июня 2010 года): «…Мы приняли решение увеличить объем инвестиций в существующее производство в 2010–2012 гг. в среднем до 12,5 млрд рублей ежегодно. Эти инвестиции не учитывают реализацию проекта освоения Усть-Яйвинского участка, который является на сегодняшний день главным проектом Компании. В 2009 году было принято решение о строительстве нового рудника. Первую калийную руду мы рассчитываем получить в 2015 году, а уже в 2018 году рудник должен выйти на полную мощность, которая составит от 8 до 11 млн тонн руды в год…»

ФИНАЛ СКАЗКИ
В те дни, когда завершалась сделка по продаже Рыболовлевым пакета акций Керимову-Гальчеву-Несису, в принадлежащих «Уралкалию» березниковских СМИ и тех, с которыми PR-служба «Уралкалия»… гм… договорилась, спешно готовились публикации о Пятом руднике.

Публикации появились несколькими днями позже завершения сделки, но, что называется, выстрелили. У непосвящённого читателя, да и посвящённого – тоже, дух захватывало от открывающихся перспектив. Пятый рудник, надежда «Уралкалия», всей калийной отрасли и города Березники показался уже реальностью. Ещё вот-вот, пару разрешений получить и «… зашумят двигатели большегрузов, заревут грейдеры и экскаваторы и город станет свидетелем рождения нового рудника».

Это цитата из газеты «Березниковский рабочий» от 17 июня 2010 г.

22 июня 2010 года заместитель директора ОАО «Уралкалий» по финансам Илья Косых сообщил журналистам, что «объём инвестиций в проект разработки Усть-Яйвинского участка Верхнекамского месторождения пока не установлен. Проект находится на стадии оценки, и его окончательные параметры, а также возможные способы финансирования еще не определены».

Точка. В переводе на понятный, без эвфемизмов, язык: «Уралкалием» не запланировано строительство Пятого рудника. И, легко предположить, никогда не планировалось.

И, наконец, 28 июня 2010 года, на конференции «Ренессанс-Капитал» президент и генеральный директор ОАО «Уралкалий» Денис Морозов сообщил инвесторам, что сейчас компания будет развивать лишь существующие производственные мощности - цена хлористого калия на мировом рынке ещё недостаточно высока, чтобы калийные компании тратили деньги на строительство новых рудников.

И всё. Почему-то кажется, что теперь про Пятый рудник мы услышим нескоро. Сказка закончилась, как только за неё было заплачено. Почти $ 1,5 миллиарда в акциях и около $ 4 миллиардов деньгами. За надежду. Которую давала сказка.

А злая медиа-кампания – для того, чтобы Сулейман Керимов и другие покупатели себя ещё и виноватыми почувствовали?


Автор – учредитель Иной газеты – Город Березники
Персональный блог автора на Blogber: http://blogber.ru/andrey-luchnikov
Коллаж: Антон Пятница.
Для коллажа использовано фото Первого рудника ОАО "Уралкалий" с Березниковский Форум
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


купля-продажа