Весна идёт… Весне НЕ рады?

Текст: Сергей Володин, Людмила Климова, Владимир Титов, Светлана Токарева, Татьяна Чиркова

На самом деле, конечно, весне невозможно не радоваться. Особенно в наших климатических условиях, когда зимы — без малого семь месяцев. Но все-таки, все-таки… Есть в нынешней (уже неделю как официально наступившей) весне что-то настораживающее. Может быть, потому, что зимой всего — снега, мороза, даже солнечных дней — было как-то чересчур — по сравнению с привычным?

ПРОГНОЗ
"В 2010 году весенний ледоход на реках юга региона прогнозируется в третьей декаде апреля и продолжится 2-3 дня на небольших реках и 4-6 дней – на реках более крупных. Постепенно эти процессы переместятся на север края и в верховья горных рек. Здесь вскрытие и очищение ото льда произойдет в конце апреля – начале мая. Продолжительность весеннего ледохода 2010 года составит примерно неделю.
Предварительный гидрометеорологический прогноз весеннего половодья 2010 года прогнозирует максимальные уровни воды в реках края близкие к среднемноголетним значениям или несколько выше их.
В 2010 году на территории края весеннее половодье может превысить средне-статистическое значение 1) . Возможно возникновение ЧС, обусловленной опасными гидрологическими явлениями не более 1."

Государственное краевое учреждение «Гражданская защита»

ПОПЛЫВЕМ? НЕ ПОПЛЫВЕМ?
Понятно, что прямо уж с 1 марта весна со всеми ее бегущими ручьями, весенними громами и прочей «плавучих льдин резней» не наступит. Но готовиться к ней все равно надо заранее — и нам, и вам… и им. В смысле — ответственным за крыши наших домов, территории наших дворов, дороги нашего города... и района — тоже.

Валентин Мельников, начальник МУ «Управление по гражданской защите г. Соликамска»:
— 9 марта в городе пройдет совещание о подготовке к паводку. На все предприятия разосланы письма с предложением — известить комиссию о мероприятиях по предотвращению последствий паводка. Вообще, учитывая многолетний опыт, в городе нет подтопляемых мест, но не учитывать то количество снега, которые выпало нынешней зимой, нельзя.

Леонид Зайцев, помощник главы Соликамского района по мобилизационной работе, ГО и ЧС:
— Подготовка к паводку уже начата, но полной картины у нас еще нет. Дело в том, что на протяжении последних лет весна преподносит неожиданные сюрпризы. Например, в прошлом году в апреле выпала двухмесячная норма осадков, что очень осложнило обстановку…

Вячеслав Трошев, заместитель главы администрации Соликамска по ГКХ:
— Самым проблемным «весенним» местом нашего города на протяжении многих лет была река Селянка. Но этой весной, надеюсь, эту «головную боль» мы «вылечим» — муниципальный контракт на выполнение работ по очистке русла Селянки заключен, как только позволит погода, подрядчик этим вопросом займется. То есть все условия для того, чтобы снеготаяние в этом районе прошло без эксцессов, будут. Что касается Усолки, то на этой реке работы по дноуглублению были проведены еще осенью.

Конечно, если подъем воды в реках будет резким, подтопление возможно — во первых, в районе ОАО «Соликамскбумпрома», во-вторых — частично в Третьем микрорайоне, где вода может пойти в подвалы некоторых домов.

ГОТОВЬ САПОГИ ЗИМОЙ?
В общем, город вроде бы затопить не должно… Но без пусть и скромных по сравнению с паводком, но все-таки весьма ощутимых для обуви талых вод все равно не обойдется. А потому — встречайте, как говориться, хит сезона — эксклюзивные резиновые сапоги, охоту за которыми жительницы нашего города начали еще осенью. Первые модели в стиле «резина-гламур» на прилавках магазинов появились лишь в январе и сразу начали отчаянно скупаться:

Сергей Розов, управляющий «Дисконт-магазином обуви»:
— Модные резиновые сапоги могут стать хорошей основой для весеннего гардероба. Уже в ближайшее время представленную у нас коллекцию пополнят модели сезона «Весна-Лето-2010». Но желающим приобрести сапожки не стоит откладывать покупку надолго: спрос очень велик и ходовых размеров может всем не хватить. К неоспоримым плюсам резиновых сапог относятся красота моделей, которую никогда не воспроизвести в коже, а также цена и практичность. К тому же, в них никакие весенние лужи не страшны. Красота важна не всем, и поэтому каждую весну спрос на резиновую обувь повышается на 20 процентов, не только на дизайнерскую, но и на привычную «совковую». Тут главное правило: было бы что обуть, когда потечет. В этом году потечет особенно, а значит, сапогами надо запасаться. Если же погоня за модой успехом не увенчается, выход один — «раскопать своих подвалов и шкафов перетрясти». А это, само собой, прибавит работы обувным мастерским.

Вера Федосова, директор дома быта «Алмаз»:
— Потеплело — и тут же люди забеспокоились, достали демисезонные сапоги, которые еще с осени ждали хотя бы небольшого ремонта. Но даже осень не так портит обувь, как весенняя слякоть. От сырости отходят подошвы, от гололеда и рыхлого снега ломаются супинаторы и каблуки, соль, которой всю зиму посыпали дороги, начинает разъедать кожу. В таких условиях, конечно, больше всего страдают модельные женские ботиночки и сапожки, при пошиве которых используют галантерейную кожу, предназначенную для одежды и аксессуаров. Поэтому и следить за ними надо с особой тщательностью, не жалеть денег на кремы и пропитки, которые помогают сохранить кожу. Кроме того, следует правильно сушить промокшую обувь: не ставить ее на батарею, как многие делают, а доставать и класть на батареи только стельки.

НЕ В ТО ВРЕМЯ, ЗАТО ВО ВСЕХ МЕСТАХ
Сугробы «в человеческий рост» пугают многих. Это понятно — снега нынче столько, что и представить страшно, какой глубины будут течь ручьи на соликамском рельефе, который «то в горку, то под горку». С другой стороны, «в горах перспектива обманчива» — в том смысле, что на самом деле снега выпало не настолько и больше, чем в прошлые зимы. Просто произошло это не в то время.

Виталий Телепов, директор МКУП «Городское хозяйство»:
— В соответствии с муниципальным контрактом, зимний период содержания города — до 15 апреля. Но это в теории. На практике все зависит от погодных условий — причем в это «все» входит не только переход с зимнего на летнее содержание Соликамска, но и сезонные сложности работы подрядчика.

Показательная в этом смысле ситуация: ООО «ПМК-11» в 2009 году, готовясь к предстоящей зиме, увеличило парк уборочной техники на несколько единиц, то есть возможностей у подрядчика стало больше. При этом жалобы от населения на уровень содержания городских дорог и улиц все равно поступают… Но, хоть в это и сложно поверить нашим горожанам, немалую роль в этой ситуации сыграли именно погодные условия: при температуре ниже -15ºС песко-соляная смесь не работает, а при температуре ниже -20ºС и чистая соль не помогает — мы, к сожалению, этот факт проверили на собственном опыте. Но при всем при этом снег в городе убирался постоянно и постоянно же вывозился — к официальному началу весны с территории города уже вывезено 50 тысяч кубометров снега, это в два с лишним раза больше, чем было прошлой зимой…

Вячеслав Трошев:
— Снега не больше, чем в прошлом году. Другое дело, что основные снегопады прошли раньше обычного. И если с прошлые зимы основная вывозка снега приходилась на март, то в этом году к марту подрядчик вывез с улиц города уже «двойную снежную норму».

ВВЕРХ ПО ТЕЧЕНИЮ, ВНИЗ ПО ТЕЧЕНИЮ…
И все-таки — будет нынче потоп или удастся «обойтись малой кровью»? Сегодня стопроцентно достоверного ответа на этот вопрос, пожалуй, не знает никто…

Алексей Глазков, старший государственный инспектор службы дорожного надзора соликамской ГИБДД:
— Во многом уровень «природного покрытия» наших дорог будет зависеть от того, какая весна нас ждет — ранняя и дружная или поздняя и затяжная. В первом случае, думаю, у нас могут быть серьезные проблемы, потому что весь тот снег, который на сегодня не успевают вывозить с территории города, растает разом — и разом же выльется на городские улицы и дороги. Конечно, мы получаем прогнозы от МЧС, но, как правило, только в тех случаях, когда ожидается чрезвычайная ситуация, так что это — не показатель. Что касается особых поводов для волнения, то — опять же в случае дружной весны и резкого подъема воды в реках — сложности у нас могут быть с нашими мостами, в частности, Красносельским, где и без того подмывает один из несущих конусов. Рухнуть, конечно, ничего не рухнет, но неприятности будут.

Сергей Мамаев, директор фирмы «Городской Экспресс»:
— В первую очередь нас беспокоит состояние дороги и моста в районе речки Селянки. Вообще там автобусы «плавали» очень давно, но место это достаточно низкое. А каждая весна приносит нам – перевозчикам – обычные неприятности: вода размоет дороги и вскроет все недостатки предыдущих ремонтов. Достанется и дороге, и автобусам, и пассажирам, стоящим на остановках. Лужи, ямки, потоки – брызг будет как обычно много…

Виталий Телепов:
— Сегодня сложно говорить о том, какая весна для нас была бы предпочтительнее — затяжная, при которой снег будет сходить медленно, или ранняя и резкая, когда разом начнет таять весь оставшийся в городе снег. В первом случае, наверное, будет полегче работать в «многоэтажных районах» Соликамска, но возникнут очень большие сложности в частном секторе: мы будем снимать снежно-ледяной накат вечером и ночью, а днем на дорогах образуется слякоть и как результат — глубокая колея. К вечеру она снова замерзнет — и в итоге на один и тот же участок технику придется гонять практически ежедневно. Если же весна будет ранней — что ж, в этом случае подрядчику однозначно придется переходить в режим работы «24 часа в сутки, семь дней в неделю», при этом не факт, что ему удастся угнаться за тающим снегом, которого предостаточно скопилось по бровкам. Но зато за неделю, максимум, полторы город освободится от снежных залежей. Что касается сегодняшнего положения дел с дорогами в частном секторе. Сейчас на них лежит снежный накат толщиной сантиметров сорок. Просто снять верхний застывший слой мы не можем, потому что будет только хуже: рыхлый нижний слой снега быстро превратится в слякоть, а убрать весь накат до самой земли нереально — в частном секторе дороги ограничены заборами и поленницами.

Андрей Лукьянченко, главный врач ММУ «Городская станция скорой медицинской помощи»:
— На сегодняшний день жалоб на то, что в частный сектор невозможно проехать по вызову, я не слышал. Вообще, этой зимой дороги чистились намного лучше, чем раньше, за что мы искренне благодарны нашим коммунальным службам. Что касается грядущей весны… Что ж, если она будет ранней и дороги (особенно в частном секторе) «поплывут» — будем надеяться на помощь пожарных. Они нам никогда раньше не отказывали, помогали освободить машины из «грязевого плена». А вообще хочу сказать, что на общем фоне — я имею в виду другие города Пермского края — Соликамск смотрится очень неплохо. Поверьте, у меня была возможность сравнить.

А НАД ВАМИ НЕ КАПЛЕТ?
Весной обычно не только подмачивает снизу, но и подтекает сверху. Правда, пока на соликамских крышах еще лежит немалый слой снега — и это тоже немалая головная боль и для собственников, живущих на верхних этажах, и для обслуживающих-управляющих организаций.

Андрей Рыков, начальник Управления городского коммунального хозяйства администрации Соликамска:
— На сегодняшний день уборка снега с крыш многоквартирных домов — первоочередная задача управляющих компаний и ТСЖ. Это необходимо сделать для того, чтобы слежавшийся, пропитавшийся водой снег не продавил кровлю. В южной части города эти работы с помощью одного подрядчика уже практически полностью проведены, в северной части города подрядчиков будет четыре, договора с ними уже заключены, но работы по очистке скатов, насколько я знаю, еще не начаты — возможно, потому, что снег еще лежит плотно, и они боятся повредить в процессе сброса снега кровли. Впрочем, работы и без крыш предостаточно — от снега надо освободить все карнизы и прочие выступы на фронтонах домов. По нормативам (Постановление Госстроя № 170 от 2003 года), слой снега на кровле или любом другом выступе не должен превышать 30 сантиметров, а у нас он кое-где и полуметра достигает… Собственникам жилья, кстати, я бы посоветовал активнее следить за тем, как ведутся на их доме эти работы. Если на крыше есть снежный покров, потенциально угрожающий здоровью и жизни людей, следует сразу же обратиться в управляющую компанию, потребовать, чтобы снег был убран.

Есть и еще один кровельный нюанс: протечка потолков в квартирах на верхних этажах. Даже если снег с кровель уберут вовремя, гарантий, что потолок не «побежит» при первом же дожде, нет никаких. И тут собственникам надо внимательно смотреть договор с управляющей компанией. Если в перечне работ были прописаны затраты хотя бы на частичный ремонт кровли, а ничего при этом не сделано — уже можно писать заявление в прокуратуру.

А чтобы в талой воде не потонули подвальные помещения, обращайте внимание на работу дворников — отмостки домов должны быть очищены от снега вовремя.

И О ХОРОШЕМ…
И все-таки большая вода — это вовсе не всегда плохо. Главное, вести себя с ней правильно.

Анатолий Кибукевич, главный инспектор ГИМС:
— Сегодня мы собираем информацию по появлению возможных заторов на реке. Принимать решение о проведении каких-либо мероприятий будут принимать на уровне края. Отмечу, что в предыдущие годы мы обходились без взрывов льда. А вот профилактической работой с рыбаками, которые до последней льдины выходят на рыбалку, приходиться заниматься ежегодно. Инструктируем всех. Нерадивых, не обращающих внимания на опасности, наказываем. В прошлом году, например, в месте впадения в Каму реки Боровицы образовалась большая промоина, лед был очень тонким, но рыбаки доходили до самой кромки в надежде поймать крупную рыбу. Такие случаи приходится пресекать.

Виктор Перлов, президент городского туристического клуба «Персей»:
— Туристы видят в снежной зиме одни плюсы, больше снега — выше поднимется вода в реках. Это значит, можно будет пройти даже по мелководным речкам. Первые сплавы начнутся на майские праздники. К этому времени, конечно, откроются еще не все реки. Хотя все зависит от погоды. Первой обычно вскрывается Кольва (на моей памяти только раз на Кольве был лед к Первомаю), последними — северные реки. Ну а к 9 мая, думаю, льда уже не будет нигде.

Анатолий Якупов, предприниматель, занимающийся содержанием ледовой переправы в Тюлькино:
– Переправа в марте обычно еще функционировать, – говорит, – Вопрос о закрытии решается по количеству талой воды. Сначала ограничиваем максимальную массу до 3 тонн, поэтому легковые автомобили могут проезжать еще какое-то время. Если же образуются большие лужи и уменьшается толщина льда, то движение закрывается. В прошлом году переправу закрылась 14 апреля.


«Наш Соликамск»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Соликамск