На теплоходе музыка играла

Устами заместителя главы краевого правительства оно, то есть правительство, заявило в этом году о намерении развивать речные грузоперевозки, дескать железнодорожный и автотранспорт не справляются. Но это грузоперевозки, а ведь в крае есть еще и люди. Как насчет их, то есть пассажирских перевозок? Газета «Верхнекамье» исследовала этот вопрос на близлежащей территории… Или тут уместней говорить: акватории?

Я, конечно, не Радищев. И мое путешествие по Каме от Березников до поселка Пожвы не столь знаменательно, как его «Путешествие из Петербурга в Москву». Но и оно имеет право быть запечатленным. Хотя бы потому, что нынешний сезон может стать последним, когда эти населенные пункты соединяет водный путь.

САМИ РУЛИМ, САМИ КАРАУЛИМ
Почему, об этом попозже, а сегодня, в субботу 27 июня, этот трудяжка в очередной раз принимает на борт пассажиров. С сумками, котомками, детьми и собаками они набиваются в него, как селедки в бочку. Это естественно, если учесть, что ходит он всего четыре раза в неделю, а в селениях, расположенных вдоль противоположного от Березников берега, у горожан родня, дачи, огороды.

Трогаемся. Упакованные в теплые куртки рыбаки тут же достают карты, чтобы скоротать время. Дама в вязаной кофточке вынимает спицы, чтобы изготовить следующую. Солидные с виду пенсионерки немедленно накрывают стол и, судя по неумолкающему смеху, пьют не один только чай. И только старичок в джинсах и лихо надвинутой на глаза шляпе мается от безделья. Наконец и он находит достойного собеседника, с которым можно обсудить такие важные темы, как смерть Майкла Джексона и летающие тарелки.

Первые полчаса пролетают незаметно, и промышленный пейзаж Березников остается далеко за кормой. Теперь в окнах виднеются величественные сосны реликтового Огурдинского бора, между которыми яркими пятнами мелькают машины и палатки. Здесь наша первая остановка. Матрос спускает трап, и человек десять покидают наш корабль.

С известной долей риска они поднимаются по качающейся металлической лестнице. Она ходит ходуном, поскольку ее нижний конец болтается в воздухе без всяких опор. Весной половодье подмыло грунт, создав такой вот «аттракцион»

Весна в этом году вообще оказалась щедрой на сюрпризы. Обычно навигация начинается 1 мая, а нынче вода прибывала настолько медленно, что все суда стояли в затоне до 15 мая. И «омик» тоже терпеливо ждал, отремонтированный и покрашенный за зиму. И команда, спаянная семилетней совместной службой, ждала, соскучившись по живой работе: капитан Олег Скороходов, рулевые мотористы Сергей Домашенко с Сергеем Барановым и кондуктор.
– Это раньше в команде было больше десяти человек, – вспоминает капитан, – а сейчас нас всего четверо. Сами ремонтируем, сами эксплуатируем, сами караулим по ночам, чтобы воришки кабели не порезали.

ЗА КОРМОЙ БУРИТ ПРОШЛОЕ
С высоты капитанской рубки Олег Михайлович наблюдает, как его команда пытается положить трап на берегу поселка Орел, нашей следующей остановке. Это не так-то просто, потому что причала здесь нет.
– Сгорел причал, – сообщает один из пассажиров, указывая на прибившиеся к берегу обгоревшие бревна. – А раньше отличный был, под стать Орлу-городку! Раньше ведь здесь «Ракеты» и «Метеоры» только так сновали!

Он с радостью возвращается памятью в то время, когда после окончания речного училища в Перми сам работал на судах и очень гордился своей профессией. Только было это не меньше двадцати лет назад. А потом быстроходные пассажирские суда исчезли: какие-то разрезали на металлолом, какие-то выкупили частные лица. «Омик» остался единственным. И работает не за деньги, а ради людей.
– Водный пассажирский транспорт всегда был нерентабельным, – объясняет Олег Скороходов. – Чтобы работать хотя бы не в убыток себе, билеты надо продавать хотя бы рублей по 300, а мы всего сотню берем.

Интересно, нашла бы деньги на билет в три раза дороже старушка, обутая в галоши, возвращающаяся домой из Березников с консультации у глазного врача? Стали бы их платить две школьницы, которые едут сегодня, чтобы поздравить с днем рождения свою бабушку?

Сегодня их поездка состоялась только благодаря сознательной политике ОАО «Порт-Березники», согласно которой прибыль зарабатывают грузовые суда, а пассажирский «омик» просто делает доброе дело в убыток предприятию. Краевое транспортное управление финансирует 30 процентов расходов пассажирской линии, но и с этими до рентабельности не дотянуть.

А НЕ БУДЬ ЭТИХ РЕЙСОВ?
– Случалось такое, – приводит пример разговорчивый пассажир Виталий, у которого в Пожве дача. – Как-то осенью мы уплыть уплыли, а назад возвращаться – уже лед стал. Пришлось домой ехать вкруговую. От Пожвы до Кудымкара – 400 рублей, от Кудымкара до Перми – 600 рублей, от Перми до Березников – 500 рублей. Полторы тысячи и почти два дня пути!

Такой народный экономический расчет лучше всякой агитации убеждает в необходимости сохранения речной линии. Если только власть в духе модных ныне тенденций избавления от неперспективных населенных мест не махнет рукой на поселки верхнекамского правобережья.

Долго ли тогда, например, протянет деревня Быстрая? Для нее наш кораблик – это единственное средство сообщения с внешним миром. Кто будет строить мосты, чтобы поддерживать связь с ней и другими деревнями? «Никто, никто, никто!» – слышится в отчаянном крике ласточек, ныряющих в гнезда, испещрившие глиняный склон…

РАЗМЫШЛЕНИЯ У ТАМАНСКОГО ПРИЧАЛА
Начинаем приставать к местечку с поэтическим названием Таман. Сделать это нелегко. Пассажиры и встречающие, столпившиеся на берегу, с нетерпением наблюдают, как корабль безуспешно тычется носом среди коряг. Иногда в такой ситуации команде приходится накладывать до пяти трапов, чтобы не высаживать народ в грязь. Наконец люди сходят на берег. Команда привычно поддерживает старых и малых. И вполне обоснованно, потому что, преодолев этот путь лично, я убеждаюсь – опасность грозит на каждом шагу: навернуться со ступенек, провалится сквозь прогнившие доски, наступить на выпирающие гвозди.

Кстати после сошедших на борту остались полные мусорные баки банок и бутылок, не считая тех, что улетели за борт. Ничего удивительного – народ едет отдыхать. Ведь практически везде, где мы останавливаемся, значительная часть домов принадлежит дачникам. Неудивительно, что причалы находятся в столь плачевном состоянии. Зачем главе Усольского района, куда относятся все перечисленные поселки, переживать за них, приезжих. А из коренного населения в поселках осталось по 10-15 семей? Сами же обитатели, видимо, считают ниже своего достоинства собраться и сообща благоустроить причалы.

ПРЯМО ПО КУРСУ…НЕИЗВЕСТНОСТЬ
– А вон уже и Пожва видна! – приникают к окну соседи, с которыми за четыре часа пути мы успели познакомиться. – Видите, нашу Свято-Троицкую церковь? Лучше ее во всем крае нет! А машиностроительный завод? Там пожарные машины делают! Трубу с громоотводом видите? Туда как-то пацаненок залез, так его с вертолета снимали!

Каждую неделю они навещают свою малую родину, а радуются так, словно не были здесь много-много лет. Прощаясь, они зовут нас погостить. И мы обещаем, что когда-нибудь обязательно.

Но будет ли это когда-нибудь? За 47 лет эксплуатации «омик» ни разу капитально не ремонтировался, и какового состояние его корпуса покажет проверка, планируемая в этом году. Если от Российского речного регистра поступит предписание на серьезный ремонт, трудно сказать, пойдет ли предприятие на затраты, связанные с убыточным судном. Затраты серьезные: заменить один квадратный метр металла стоит 7 тысяч рублей, а только подводная часть корпуса 200 квадратных метров.
Не думая о плохом, «омик» шустро плывет в обратном направлении, оставляя позади хвост бурлящей воды. Жизнь продолжается. Жизнь, в которой этот кораблик, такой скромный и маленький по сравнению с роскошными лайнерами, занимает несравнимо большее место.

Председатель совета директоров ООО «Порт Березники» Генадий Белкин: «За 5-10-минутную поездку на общественном наземном транспорте мы платим 10 рублей, в то время как за трехчасовой рейс от Березников до Пожвы чуть более ста рублей. В среднем за один рейс теплоход «ОМ» потребляет топлива на 30 тысяч рублей, а билетов продается всего на 10- 12 тысяч. Убытков за один рейс почти на 20 тысяч. За навигацию набегает до полутора миллионов. Дотации от краевых властей не покрывают и половины расходов. Но если рейса не станет, то в некоторые населённые пункты, например Таман, будет практически невозможно добраться. Поднять стоимости проезда в два-три раза, и мы могли бы решить проблему с убытками. Но ведь в основном теплоходом пользуются пенсионеры, а для них и сто рублей серьёзная сумма. Так что этот рейс является социально значимым, и мы не можем позволить себе отменить его, совесть не позволяет»


березниковская газета «Верхнекамье»
Фото: Вадим Белов
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


транспорт