Приверженец тихой радости и громкой грусти

«Спасибо вам за эту песню, – восторженно воскликнула женщина лет 45-ти. – Спасибо за чудесную песню «Как упоительны в России вечера», с которой я выросла!» И вправду, кажется, что этот шлягер группы «Белый орел» появился давным-давно, как и сама группа, хотя в этом году ей исполняется всего 13 лет. В свой «юбилейный» год «Белый орел» впервые посетил Березники, чтобы поздравить жителей города с Днем химика. О музыке, женщинах и переменчивой судьбе рассказывает солист Александр Ягья.

– Александр, вы являетесь заслуженным артистом России. Столь высокая оценка заслуг стала для вас неожиданностью?
– Неожиданностью она стала, скорее, для школьных учителей. Оценки я получал так себе, и особых надежд на меня никто никогда не возлагал. Помню, решил записаться в математический кружок, а меня не взяли, типа, нет смысла. Зато теперь в родной школе висит мемориальная доска, где сообщается, что здесь когда-то учился Александр Ягья. Спасибо моей маме, что верила в меня и поощряла занятия музыкой, в отличие от родителей одноклассников. Те считали, что игра на гитаре отвлекает их детей от учебы, и даже запрещали им со мной дружить, чтобы не сбивал с толку.

– Согласитесь, в чем-то они были правы. Ведь далеко не каждый музыкант способен добиться признания публики и заработать себе на хлеб с маслом.
– Конечно, и мама моя, профессиональная певица, это прекрасно знала. Однако когда я запел, она очень радовалась и отдала меня в музыкальную школу, где я обучался игре на гитаре и вокалу. Потом уже самостоятельно освоил саксофон. Но для того, чтобы стать успешным музыкантом, мало быть просто талантливым – надо еще оказаться в нужном месте в нужный час. Я своего часа ждал долго: сначала жил за границей, где работал в голландской группе и много гастролировал, потом был педагогом по классу вокала в Гнесинском музыкальном училище и в музыкальном университете на Таганке…

– А потом воспарили «белым орлом». Как на имидже группы сказалась популярная в то время реклама одноименной водки с пьяной «балериной»?
– Неужели вам не понравилась реклама? Между прочим, делал ее наш бессменный продюсер Владимир Жечков, очень креативный человек, придумавший новый формат рекламы, которой на постсоветском пространстве еще не знали. Что касается нашего имиджа, то именно водка «Белый орел» и дала имя группе. Как-то мы сидели и ломали голову над названием. Долго сидели – выпито было много, а вариант названия один – «Никакие». И то ли водка оказалась такая вкусная, то ли ее название «Белый орел» понравилось, но остановились на нем.

– Читатели будут разочарованы: как можно совместить водку и такие лиричные песни о любви?
– Что в водке криминального? Если честно посмотреть на вещи, то все вопросы в России решаются за водкой: нам плохо – мы пьем, хорошо – тоже пьем. Разве что говорить об этом не принято. Получается как при социализме: «в Советском Союзе секса нет», однако дети как-то рождались, причем, самые красивые дети в мире рождались именно у нас. И потом наша группа взяла только название «Белый орел», а водкой мы не увлекаемся. Лично я ее вообще не люблю, предпочитая коньяк и виски.

– Французский исследователь Пьер Руже утверждал, что существует такое понятие, как «музыка имени», и именно она определяет судьбу. Как название сказалось на судьбе группы?
– Думаю, если бы мы остановили свой выбор на варианте «Никакие», то никакими бы и остались. А благодаря варианту «Белый орел» летаем постоянно: воспаряем и садимся на землю. Вершины достигли уже в 1998 году, когда завевали все мыслимые и немыслимые регалии того года в конкурсах «Овация», «Золотой Граммофон», «Русское Радио» и даже «Серебряная Калоша». Мы вошли в книгу рекордов Гинесса как группа, собравшая наибольшее количество призов за год. До сих пор этот рекорд никем не побит, потому что не вышло ни одного альбома, подобного нашему.

– Вы пропустили титул «Самая скандальная и загадочная группа последнего десятилетия». Чем ему обязаны?
– Скандальными нас назвали за клип «Я куплю тебе новую жизнь», снятый по мотивам фильма «Красотка». Загадочными мы прослыли чуть позже, потому что зрители никак не могли понять, в чем наша скандальность, даже посмотрев клип. Если в 90-е годы его откровенные сцены у всех вызывали шок, то пару лет спустя он выглядел более чем невинным. Сами же мы себя считаем романтиками, которые любят музыку и женщин.

– «Тургеневских девушек», которых восхищают «вальсы Шуберта и вкус французской булки»?
– Не обязательно. Женщина должна обладать шармом и какой-то индивидуальностью. Нет изысканной внешности, она возьмет своим профессионализмом, увлеченностью или умением приятно вести беседу. Она может быть очень взбалмошной, одеваться экстравагантно и вести себя вызывающе, но никогда не унизит мужчину. Мне необходима такая женщина, рядом с которой я чувствовал бы себя комфортно и уютно. Уют – очень хорошее слово, подразумевающее душевный покой, что для меня, как человека, постоянно испытывающего эмоциональные нагрузки, немаловажно. Я не женат, и есть ли такая женщина, не знаю. Нахожусь в творческом поиске, и пока что остановить свой выбор ни на ком не могу. Разве что передохнуть.

– «Взлетев» в 1998-м году, «Белый орел» продолжает «парить» на старых песнях, принесших популярность. Нет новых?
– Почему же? У нас есть музыкальный руководитель Леонид Гривнов, который много пишет. Я сочиняю музыку. Просто старые песни стали нашей визитной карточкой. И это неслучайно, потому что написаны поэтами в хорошем смысле слова: Риммой Казаковой, Михаилом Таничем. Александр Добронравов написал музыку к песням, которые знает вся страна. А поэт Виктор Пеленягрэ подарил нам «Как упоительны в России вечера», которая вообще стала гимном.

– Сколько же раз вы ее спели?
– В этом году группе «Белый орел» исполняется 13 лет. Умножив эту цифру на 365 дней в году, получаем 4755 раз. А если учесть концерты и запись в студии, то бывает, что по 3-4 раза в день ее исполняем. Так что тысяч 20, не меньше.

– Есть мнение, что эту песню нельзя воспринимать серьезно, потому что она изначально создавалась как насмешка над ностальгией по прошлой жизни…
– Может, конечно, в ней какая-то ирония и существует, но мы живем в этой стране, мы любим ее, и подсмеиваться – значит, пилить сук, на котором сидишь.

– Значит, пародию «Как отвратительно в России по утрам» в исполнении КВН-овской команды «Дети лейтенанта Шмидта» вы не одобрили.
– Просто мы еще раз убедились в том, что песня классная: не было бы ее, и шутка бы у них не прошла. Люди смеялись, услышав «хуковую» фразу. А когда этой замечательной команде было 10 лет, мы откликнулись на приглашение спеть с ними вместе, и получилось у нас очень хорошо.

– Сейчас ваша группа редко появляется на экранах телевизоров: ни концертов, ни участия в шоу или на светских тусовках. Не значит ли это, что «полет» «Белого орла» закончен?
– Не значит. Начиная с 1999-го года гастрольный график группы настолько плотный, что появляться на каких-то светских мероприятиях нет времени. Например, мы были приглашены гостями на «Евровидение», чтобы в евродоме принять участие в обсуждении конкурса, но не смогли, потому что в это время у нас проходил сибирский тур. Так получается, что «Белый орел» и в шоу-бизнесе, и стоит немножечко в стороне от него. Есть люди, которые живут славой, потому что попали в шоу-бизнес только благодаря прическе, ориентации или образу жизни. Нам же не нужно особо тусоваться, потому что мы с самого начала считались коллективом, уже достигшим определенного признания. Коллектив «Белого орла» – музыканты в чистом виде, для которых основополагающей всего, что делаем на сцене, является музыка, а аплодисменты, цветы и поклонники – уже во вторую.

– Насколько состав группы изменился за эти 13 лет?
– Сейчас в составе группы нас пятеро. Я, солист Александр Ягья, и клавишник Леонид Гревнов работаем с момента создания. Много лет работают Дмитрий Чернышов – гитара, Дмитрий Голощапов – бас-гитара, Вячеслав Сердюков – ударные и Андрей Кокорин – звукорежиссер. Когда-то были бэк-вокалистки, но ушли в декрет. Это шутка – просто мы решили, что «Белый орел» – это чисто мужской коллектив.

– И потому активно сотрудничаете с чисто «мужским» радио «Шансон».
– Скорее, это народное радио, у которого очень большая целевая аудитория. Конечно, мы не считаем себя шансонье, но наша музыка подходит под их формат, и мы даже стали лауреатами премии «Шансон года-2009» за неповторимость и гениальность. Сейчас с радио «Шансон» у нас много совместных проектов. Один из них – сольный концерт в честь 13-летия группы, намеченный на конец ноября. Есть идеи, как сделать иную продукцию.

– Неужели за 13 лет на сцене вам это по-прежнему интересно?
– Да, несмотря на то, что график напряженный и сильно устаешь. Тем более сейчас, во время финансового кризиса. Кто-то жалуется, что концертов нет, а у нас в мае работы больше, чем в лучшие времена. Конечно, бывает творческий застой, когда все надоело и ничего не хочется. Выйти их хандры помогает что-то новое: новая песня, новая женщина, новый день… Это как у Владимира Асмолова: «В час, когда смертельно душно, надо распахнуть окно».

– То есть, лежать на диване, жалея себя, Александр Ягья не будет.
– Ну, коне-е-ечно! Мне нравится лежать и смотреть хоккей. В этом году, видите, какое счастье: на чемпионате мира сборная России обыграла Канаду. Еще я люблю биатлон, дружу со спартаковцами и болею за «Челси» – она для меня тоже российская команда. Болельщиков, которые выплескивают свои эмоции, выходя на улицу и размахивая флагами, вполне понимаю. Но это не для меня – я приверженец тихой радости и громкой грусти.

– Вас, наверное, невозможно вывести из себя?
– Я Телец, и вывести меня из себя сложно, но лучше этого не делать. Обычно даже если что-то раздражает, я не подаю вида и продолжаю общаться с людьми, которых считаю, мягко говоря, странными. Но люди, которые близки мне, знают, что бывает, когда я сильно недоволен. Что? Это зависит от ситуации и степени бешенства.

– Поделитесь, пожалуйста, творческими планами группы «Белый орел».
– В ближайшее время едем в Англию на 7-й Международный фестиваль русской поэзии и культуры «Пушкин в Британии-2009». Специально для него написали гимн и очень красивый романс на тему «Моря достались Альбиону». Еще нас, как российскую группу, пригласили в Израиль на День независимости. Русских эмигрантов в Израиле и в Америке так много, что мы летаем туда, как к себе домой.

– Не боитесь летать?
– Это часть нашей жизни. И потом, если всего бояться, не надо жить. Не надо влюбляться, если боишься душевных страданий. Не надо дружеских компаний, если боишься, что заболит печень. Ходи пешком, если боишься аварий.
И потому я желаю жителям Березников жить смело и красиво! Желаю любви и счастья! Пусть в душе всегда будет весна и звучит хорошая музыка группы «Белый орел»!

березниковская газета “Неделя.RU”
Фото: Вадим Белов

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


День химика

Личное мнение

  • Андрей Лучников о том, что Международный женский день – правильный праздник
  • Российская жизнь непредсказуема, возможны сюрпризы. Сегодня ты лицо официальное, а завтра, глядишь, наоборот. Даже очень влиятельные люди могут превратиться в простых гастарбайтеров
  • Вот говорят: рак, рак. Страшно – аж жуть! Ааа! Да не страшилка ли это из того простенького набора, что начинается гробом на колесиках?
  • Виды на 2016 год сегодня особенно актуальны – варианта «примерно так же, как в прошлом году» точно не будет. А как будет?
  • И вот стал я думать, а сколько это – триллион? Даже не двенадцать, а хоть один? В пятитысячных прикидывал. Миллиард – это большую комнату на метр завалить
  • Эти рождественские праздники оказались для меня порядком подпорченными в ФБ. В последние недели я несколько раз касался проблемы возрождения культа Сталина в России и на оккупированных территориях Донбасса