Не получится попасть в изолятор и страдать...

Скученность, плохое питание, антисанитария, невыносимые, порой «пыточные» условия содержания подследственных в следственных изоляторах давно стали негативной визитной карточкой российской пенитенциарной системы. Но в последние годы многое изменилось. Принят ряд правительственных и ведомственных документов, благодаря которым в следственных изоляторах продолжаются перемены в сторону улучшения содержания заключенных. О том, какие изменения происходят в следственном изоляторе, мы попросили рассказать подполковника внутренней службы, начальника ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Пермскому краю Антипина Романа Михайловича.

- Роман Михайлович, за шесть лет вашего пребывания в должность начальника СИЗО какие реальные изменения произошли в условиях содержания подследственных?
- Следственный изолятор — это место содержания под стражей граждан, подозреваемых в совершении преступлений, которым суд избрал такую меру пресечения. Раньше был достаточно жесткий режим содержания в СИЗО и колониях, сейчас он меняется в сторону улучшения. Изменения эти начались давно, они продолжаются постоянно. Существенно меняется в сторону европейских стандартов законодательство, уголовно-исполнительная система в Российской Федерации находится в стадии реформирования. Начинаются перемены уже с размещения спецконтингента. Так, граждане, ранее отбывавшие срок наказания в местах лишения свободы, в СИЗО содержатся отдельно от тех, кто впервые совершил преступление. Раздельно от остального контингента изолятора содержатся несовершеннолетние и женщины. По разным корпусам и блокам распределяются обвиняемые, подозреваемые в совершении тяжких и средней тяжести преступлений.

- По воспоминаниям сидельцев СИЗО 90-х годов, тогда не всем хватало места для сна. Приходилось спать по очереди. Не было простыней, санузел находился в камере. По этой причине в помещении постоянно стоял неприятный запах. Люди с ослабленным иммунитетом выходили из СИЗО, заразившись туберкулезом. И само пребывание в таких условиях уже являлось серьезным наказанием для подследственного.
- Закон требует от нас, чтобы мы каждого подследственного обеспечили спальным местом и постельными принадлежностями. Постоянно проводятся ремонты камер. Медицинский работник обходит камеры каждый день, выявляет заболевших, ведет прием больных. У нас открыт стоматологический кабинет с современным оборудованием, которое есть далеко не в каждой районной поликлинике. Для следственно арестованных уже при поступлении в СИЗО проводятся полные медицинские осмотры с флюорографией для раннего выявления и лечения социальных заболеваний.

- Хотите сказать, что скученность и антисанитария — извечная беда российских следственных изоляторов - уходят в прошлое?
- Уверен, что так. Европейские законодатели сегодня поставили себе задачу, чтобы у каждого подследственного и помещенного в тюрьмы и СИЗО европейских стран было не менее семи квадратных метров на человека, в Российской Федерации четыре. У нас норматив составляет более четырех квадратных метров на подследственного, и он выдерживается. Металлические жалюзи заменили на решетки. Это сделано для того, чтобы в камеры беспрепятственно проходил солнечный свет. Питание подследственных — калорийное и сытное. Раньше санузлы находились в камере, и люди справедливо жаловались на неприятный запах, теперь они располагаются в отдельной комнате. Следственный изолятор — не колония. Здесь люди не отбывают наказание и имеют избирательные гражданские права. К ним беспрепятственно допускаются адвокаты, передаются продуктовые посылки весом до 30 килограммов. Пожалуй, единственным серьезным ограничением для подследственных является запрет на пользование сотовыми телефонами. Все звонки делаются только с разрешения администрации СИЗО.

- Роман Михайлович, для обычного гражданина, который в силу каких-либо жизненных роковых обстоятельств попадает в следственный изолятор, первые дни пребывания становятся шоком. По этой причине человек может уйти в себя, совершить попытку самоубийства, стать очень агрессивным. Можно ли помочь такому человеку преодолеть первые дни тюремных будней?
- У нас работает служба психологов, они индивидуально подходят к каждому подследственному. Человек не брошен. Не получится попасть сюда и страдать. При помещении в следственный изолятор с подозреваемым в совершении преступления работает комиссия. С человеком беседуют, его изучают психологи. Дальше работают все представители администрации. Они помогают преодолеть стресс от помещения в изолятор и разрешают иные вопросы в соответствии с законодательством.

- Достаточно ли высок уровень зарплаты сотрудников, чтобы мотивировать их на добросовестное исполнение обязанностей?
- Зарплата сейчас по сравнению с той, какой она была еще несколько лет назад, существенно выросла, соответственно и качество работы сотрудников улучшилось.

- Наверняка время от времени кто-нибудь из подследственных обращается к вам с просьбой о заключении брака в стенах изолятора?
- Да, такие просьбы бывают и мною удовлетворяются. У нас есть воспитательная служба, которая, прежде чем дать разрешение на заключение брака, изучает ситуацию — давно ли знакомы будущие муж и жена, насколько серьезно их решение вступить в брак.

- Среди сидельцев, очевидно, есть и состоятельные люди, которые привыкли на свободе ни в чем себе не отказывать. Могут ли они пользоваться деньгами, находясь в следственном изоляторе?
- Все деньги подследственных находятся на их лицевых счетах. Два раза в месяц можно делать покупки в магазине изолятора.

- Допускаются ли священнослужители к подследственным?
- Да. С нами сотрудничает священник. Он проводит все необходимые службы, обряды, исповедует подследственных.

- Как долго подследственный может находиться в СИЗО?
- Суд определяет срок содержания под стражей. Сначала выносится решение суда о содержании под стражей до двух месяцев, а дальше оно продляется и, бывает, человек содержится в СИЗО на все время следствия, довольно долго

- Наверняка найдутся люди, которые посчитают, что СИЗО — не место отдыха, и не следует создавать их сидельцам такие условия. Как вы считаете, нужны ли подобные мягкие правила содержания подследственных и способствуют ли они доверительности в допросах следователей?
- Я нахожусь на государственной службе и обязан выполнять требования законодательства. Давать личностную оценку государственной политике для меня, по меньшей мере, не корректно.

- Чтобы вы хотели пожелать своим сотрудникам в свой профессиональный праздник?
- Сотрудники в нашей системе — это самое ценное. Все зависит от них. Я поздравляю всех своих сотрудников с праздником, желаю всем крепкого здоровья, успехов на службе, семейного благополучия.Меню СИЗО № 2 г. Соликамска28 октября
Завтрак: Каша пшеничная на молоке. Хлеб, чай с сахаром.
Обед: Суп гороховый. Макароны с мясом. Хлеб, компот.
Ужин: Рагу овощное с тушеной рыбой. Хлеб, чай с сахаром.

29 октября
Завтрак: Каша рисовая на молоке. Хлеб, чай с сахаром.
Обед: Суп борщ. Каша гороховая с мясом. Хлеб, компот.
Ужин: Макароны отварные с порционной тушеной рыбой. Хлеб, чай с сахаром.


Источник: “Неделя.RU”
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


интервью

Блиц-интервью