Новых провалов не ожидается

С момента техногенной аварии на первом березниковском руднике компании «Уралкалий» прошло немало времени - почти 10 лет. Всё это время специалисты предприятия следят за оседаниями земной поверхности на территории города/ Фото: Сеть

С момента техногенной аварии на первом березниковском руднике компании «Уралкалий» прошло немало времени - почти 10 лет. Всё это время специалисты предприятия следят за оседаниями земной поверхности на территории города. Какие сегодня применяются методы мониторинга, регистрируются оседания, и можно ли говорить о том, что всё закончилось?

Об этом мы побеседовали с Андреем Родионовым, начальником управления по мониторингу и геологоразведке ПАО «Уралкалий».

- Во время недавней встречи с журналистами глава города Сергей Дьяков сказал, что территория города уже «не дышит», в том смысле, что активные оседания не регистрируются. Можно ли говорить о том, что оседания в зоне жилой застройки закончились?
- Сказать, что процесс оседаний остановился совсем, нельзя. Но вне зон повышенного внимания, согласно измерениям, больших оседаний не происходит, они минимальны. Скорости оседаний в большинстве районов города колеблются от нуля до пяти миллиметров в год, это очень незначительные цифры. И эти цифры не превышают прогнозных.

- Говорят, что на территории города было зафиксировано несколько потенциально опасных зон. Что значит "потенциально опасная зона", и где они расположены? Какие из зон вызывают у вас наибольшие опасения?
- Эти зоны нельзя назвать потенциально опасными. Я бы назвал их зонами повышенного внимания, где процесс оседания земной поверхности ещё не остановился. В этих зонах у нас проводятся дополнительные виды мониторинга. Это геофизический мониторинг, газогеохимический и сейсмологический. Но хотя сейсмостанции и установлены в зонах повышенного внимания, наблюдения ведутся по всей территории города, так как у них большая зона покрытия. Все эти зоны были определены ещё в 2010 году совместным заключением ОАО «Галургия» и Горным институтом УрО РАН. Если говорить о том, где они расположены, то это район ул. Ленина от площади Решетова до ул. Коммунистическая, район бывшего кинотеатра «Икар», где больше всего расселенных домов, и район МЖК. Ну и конечно, район панели переходного периода. То есть в черте города у нас четыре зоны повышенного внимания. Всего на шахтном поле их девять. Остальные расположены за территорией города.

Наибольшие опасения вызывает район панели переходного периода - здесь скорости оседаний большие и не останавливаются. Но эта зона огорожена, доступ людей туда запрещён, поэтому опасности для жителей не представляет.

- Какие методы исследования вы используете в своей работе? Достаточно ли их?
- Компания «Уралкалий» проводит постоянный мониторинг земной поверхности. В районе городской застройки проводятся инструментальные наблюдения, геофизический, сейсмологический мониторинг, газогеохимические и гидрогеологические наблюдения, площадной мониторинг - наблюдения за оседаниями земной поверхности с использованием спутниковой радарной технологии. Кроме того в районе многоэтажной застройки проводится визуальный контроль. Для определения того, достаточно ли этих наблюдений в 2011 и 2013 годах, мы заказывали компетентным в этом вопросе организациям оценку.

В 2011 году эту оценку проводила компания «Эркосплан» из Германии. Кроме того тогда же компанией «Itasca Consulting Group» был проведён международный аудит системы мониторинга. В заключении было сказано, что существующая система мониторинга в максимальной мере соответствует международным стандартам. В 2013 году такую же оценку проводили институт геоэкологии им. Сергеева РАН и научно-технический и экспертный центр «НОВОТЭК».

В заключении НТЦ «НОВОТЭК» сказано, что «мониторинг проводится на должном уровне, существующая система методов исследований достаточна для обеспечения достоверности оценки ситуации на каждом этапе исследований». Институт им. Сергеева указывает, что «применяемый на территории затопленного рудника БКПРУ-1 «Уралкалий» комплекс мониторинговых наблюдений и измерений является весьма полным и достаточным для решения задач изучения, оценки и прогнозирования развития негативных природных и природно-техногенных процессов». То есть согласно заключениям научных организаций, у нас проводится достаточный мониторинг.

- Будет ли расширена территория опасной зоны в районе Первого рудника? Если да, то когда это может случиться?
- Границы существующей опасной зоны установлены по заключениям Горного института УрО РАН и ОАО «Галургия». На сегодняшний день мы в еженедельном, ежемесячном формате получаем заключение этих организаций по ситуации в районе панели переходного периода. Пока никаких предпосылок для расширения этих границ нет.

- Можно ли назвать цифру суммарных оседаний в различных районах города за весь период наблюдений?
- В каждом районе значения суммарных оседаний разные. Кроме того, нельзя привести цифру этих оседаний по району, эта цифра может быть обозначена по каждому отдельно взятому дому. Например, оседания в районе этого дома у нас 100 мм в год, а если на пятьдесят метров в одну сторону отойти, то будет 200, а если в другую, то 50. Поэтому и получается, что один дом расселили и снесли, а рядом стоит и будет стоять.

Но вне зависимости от того, какие значения имеют эти цифры, они не превышают прогнозных. То есть у нас есть прогноз и мы знаем, какие оседания ожидают тот или иной дом в определённое время. Исходя из этого прогноза, определены дома, которые могут впоследствии признать аварийными. Все эти дома посчитаны и обозначены. Кроме того, не стоит забывать, что на состояние дома влияет не только факт его нахождения на подработанной территории, но и нарушения при строительстве, неправильная эксплуатация, отсутствие капремонтов, его характеристика - кирпичный или панельный, длинный или короткий и многие другие факторы.

- Расскажите, каким образом развивается ситуация в районе воронки возле школы №26?
- Пока ситуация остается без изменений. Геофизические исследования показывают, что внутри огороженной территории находится ослабленная зона. Сейсмособытия, которые ранее фиксировались, говорят о том, что возможно развитие воронки в юго-западном направлении, внутри этой опасной зоны. Сейчас зима, на поверхности лежит снег, поэтому воронку плохо видно. Возможно, она и увеличится, но больших размеров не достигнет.

- Вообще, можно ли сказать, что какой-то критический период город пережил, что никаких встрясок больше не будет?
- В районе, где велась добыча сильвинита, а это большая часть города, да. Вообще, что касается многоэтажной застройки, никаких больших изменений мы не ждём. Все зоны обозначены, наблюдения мы ведём в постоянном режиме. Никаких провалов и ускорения процессов оседания не ожидается.


Опубликовано: местное издание "Новая городская"
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс