Океан Славы

Текст: Маргарита Неугодова

В перерыве между «Сотворением мира» в Казани и «Нашествием» под Тверью «Океан Ельзи» добрался до Хохловки, чтобы своим романтичным гитарным пост-панком и подспудно ощущаемым национальным музыкальным колоритом закрыть «Движение» – один из лучших фестивалей последнего времени в Прикамье. Горячий приём пермяков настолько пришёлся по душе гарным хлопцам, что уже в сентябре-октябре «Океан» обещал вернуться в город на Каме с полноценным сольником.

…Вакарчука мы отыскали перед сценой, среди фанатов: он жадно ловил каждый звук группы «Kultur Shock» из Боснии и Герцеговины–Болгарии–США, которая выступала буквально перед «Океаном Ельзи». «Интервью? – изумлению Святослава не было предела. – Вы послушайте, какая команда играет. Я никогда не слышал ничего подобного, она меня просто поразила! А вы, вместо того чтобы слушать такое интересное звучание, собираетесь тратить время на меня. И не жалко?..» – всю дорогу от сцены ворчал Вакарчук и тяжело вздыхал.

«МОЙ ИНСТРУМЕНТ ДОЛЖЕН БЫТЬ ЯРЧЕ, ЧЕМ Я!..»
– Вы всегда так восхищаетесь чужим творчеством? Очень нехарактерная черта для творческого человека!..
– Я снимаю шляпу перед любым стилем, если музыка исполняется честно, не важно кто это, не важно, буду ли я слушать её в дальнейшем. Если это честно – это уже заслуживает уважения и аплодисментов как минимум… Вчера, к примеру, мы с группой «Molotov» вместе смотрели футбол в Казани. Они всё время кричали: «Украина!» Не знаю, почему: «Украина» не участвовала в чемпионате мира. Я не смотрел выступление «Molotov» на «Движении», но видел их раньше – очень задорные ребята. И хотя это не мой стиль музыки, но это именно тот самый случай «честного» исполнения.

– «Движение» происходит в музее на открытом воздухе. Доводилось ли раньше вам выступать в таких местах?
– Мы играли в древнегреческом амфитеатре в Афинах, на античных развалинах, в замках Европы. Буквально несколько дней назад выступали в замке XVI века в Ужгороде. А однажды довелось дать концерт в музее, где собрана огромная коллекция оригиналов Пикассо.
Мы любим даже «зелёные» концерты. Музыканты ведь тоже люди, обожают пошутить. Вот и прикалываются по полной. «Зелёный» концерт есть в каждом туре. Это концерт, на котором обязательно нужно всё портить. Нужно устраивать друг другу всяческие заподлянки, причём делать это таким образом, чтобы публика ничего не замечала. Всегда смешно наблюдать за группой, которая играет «зелёный» концерт. Например, на одном концерте музыканты примотали мне микрофонную стойку к сцене, и я очень долго пытался её оторвать. Оторвал-таки… Был ещё один прикольный случай. В конце какого-то сборного концерта все музыканты вышли на сцену, которая была настолько высокая, что забираться им пришлось по лестнице. Спели песенку, народ похлопал и всё такое. Собрались уходить, смотрят – лестницы нет. Техники упёрли. Вся эта толпа музыкантов не могла спуститься. А буквально на днях, во время нашего выступления на фестивале «Сотворение мира», никто ни о чём не подозревает, – вдруг опускается занавес и больше не поднимается, а мы отыграли всего две-три песни. Я до сих пор не понимаю, почему это произошло!..

– А зачем во время концертов вы обвязываете микрофон шарфом?
– А зачем девушки красят ресницы или губы? Поскольку мужская аура немного другая – себя же ты не будешь украшать, – ты пытаешься украшать какие-то предметы, которые для тебя важны. Поскольку микрофон – это мой инструмент, мне его хочется сделать максимально индивидуальным и ярким, даже более, чем самого себя.

– Первый раз Пермь услышала восторженные отзывы о вас от Земфиры. Это было лет десять назад, и мы понятия не имели, какой такой «Океан Ельзи» хвалит «девочка-скандал»… А потом было время, когда вы вместе выходили на сцену, и вам даже приписывали роман с ней…
– (Смеётся.) Серьёзно?.. На самом деле мы просто дружили и дружим. Наша духовная и творческая близость ни для кого никогда не была секретом. Она очень талантливая исполнительница, плюс ещё и человек, которому нравится «Океан Ельзи». И раз мы друг другу нравимся как музыканты, естественно, что-то нас связывает. Сейчас мы тоже достаточно часто общаемся, но живём в разных городах, в разных странах, у нас разные творческие планы, поэтому слишком часто пересекаться не получается.

КУЛАКАМИ ПО РОЯЛЮ
– Ваше собственное мнение о последнем альбоме О. Е.? Только не говорите, что не должны его оценивать: вы же на него несколько литров крови потратили и точно знаете, что к чему.
– Скажу так: мне нравится его слушать в машине. А это уже достаточно серьёзный результат. Не шучу, правда. Знаю, что у многих это вызывает удивление, а у меня, наоборот, вызывает непонимание: как можно не слушать музыку, которую хочешь, чтобы слушали другие? Промотал только две песни. Одна – «Я так хочу…», потому что её уже нельзя не промотать. А вторая… Не буду говорить, потому что в данный момент я её пережил, что ли. Я же интуитивно проматываю.
Мы никогда не думаем, как отреагируют на это критики – мы в первую очередь получаем удовольствие от того, что делаем. В этом смысле мы пытались вообще всё упростить, оставив только основные эмоции. Альбом был записан одним дублем, на одном дыхании. Мы решили не использовать дополнительных инструментов, не привлекать других музыкантов. В итоге получилось чистое звучание настоящего «Океана Ельзи».

– Кстати, о «дополнительных» инструментах. Это вы о пиле?
– Да, все дополнительные инструменты сыграны, если можно так сказать, руками самих музыкантов: это и настоящая пила в одной песне, или стук по роялю кулаками. Мы сознательно пошли на это, понимая, что, возможно, это где-то сузит музыкальную палитру. Но мы так решили – отказаться от наложения оркестров и от приглашения других музыкантов. То есть это в основном четыре инструментальных проявления и одно вокальное.

– Вы в своё время писали музыку для сериала «Украденное счастье». Занимаетесь ли вы сейчас чем-либо подобным?
– К сожалению, нет. В основном песни разбирают на саундтреки. А хотелось бы, конечно, написать именно музыку к фильму, потому что потом может выясниться, что песня совершенно не соответствует фильму…

– Слава, где доводилось песни писать? Слышала, что одну написали на корабле, по дороге в Киев, другую – в парке монастыря.
– Про вторую – это правда. На корабле вот не помню. А, это песню «Там, где нас нема» написали на корабле. Но только он не плыл никуда. Мы просто на нём жили. Писать можно где угодно. Хоть в самолёте. Хоть в ванной. Однажды я, помню, писал песню не где, а на чём. Я писал песню на спичечном коробке. Маленькими буквами писал слова.

– Недавно российские рокеры, решив сделать приятное Примадонне нашей эстрады, перепели её песни. А вы можете себе представить «Океан Ельзи», исполняющий песню Аллы Борисовны?
– Да. «Приезжай хоть на денёк». Знаете такую из её раннего творчества? Вот её можно было бы хорошо спеть – это же почти «Лед Зеппелин»!.. Очень жаль, что потом таких песен у неё больше не было.

ФИЗИК ЛИРИКУ НЕ ПОМЕХА
– Вы по образованию физик, по призванию – лирик. Кто побеждает в единстве и борьбе противоположностей?
– А вы знаете, что Эйнштейн прекрасно играл на скрипке, а Пифагор придумал знаменитую таблицу умножения, размышляя о музыкальных нотах и тональностях? Расхожее мнение о том, что творчество и наука – разные вещи, – это абсолютная неправда. Тем более что в той области науки, которой я занимался – теоретической физике, – без интуиции, абстрактного мышления, без творческого начала вообще нечего делать.

– Вас самого может изменить книга или песня?
– Меня меняет каждая моя песня. Что же касается чужих, то когда-то песня группы «Битлз», она называется «Let It Be», изменила всю мою жизнь. Я просто услышал эту песню, влюбился в группу «Битлз», потом в рок-музыку, потом сам стал музыкантом. Это было двадцать два года назад, мне тогда было тринадцать лет.

– Вы можете заплакать?
– Да. Музыка может растрогать меня до слёз. Она вызывает у меня самые трепетные чувства – иногда до мурашек по телу. Тогда я просто забываюсь от избытка чувств – это невероятная радость.

ДОСЬЕ
Святослав Вакарчук входит в первую сотню влиятельных и известных людей на Украине. Он много и плотно занимался политикой, будучи при президенте Ющенко советником по молодёжной политике и культуре. В 90-х годах в Львовском университете окончил физический факультет по специальности «теоретическая физика» и защитил диссертацию под названием «Суперсимметрия электронов в магнитном поле» (позже музыкант даже один из своих альбомов назвал «Суперсимметрия», а одну из песен – «Susy» – аббревиатура от SUperSYmmetry). Имеет второе высшее образование – экономист-международник.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


интервью