Накануне

Ох, не зря за "газелькой" стоит памятник вождю мировой революции... Правда, скопление людей на остановках общественного транспорта и скопление людей в общественном транспорте ещё никто не рассматривал как революционизирующий фактор.

В начале минувшей недели должно было произойти глобальное изменение в работе общественного транспорта в Березниках – сокращение на маршрутах поголовья «газелек» и замена их «транспортом большей вместимости», читай: автобусами. «Транспортная революция», если использовать громогласный термин, прозвучавший с экрана «Березники-ТВ». Термин, впрочем, вполне подходящий, поскольку оно и действительно – революция.

Уж их, этих частных перевозчиков с «газельками» душили-душили, душили-душили – и цену высокую держать заставляли, и обязательные кассовые аппараты с кондукторами требовали, и расписание для них составляли, и остановку по требованию запрещали, и даже за непристёгнутые пассажирами ремни штрафовали, и за социальные проездные карали… и даже депутаты, забыв про свои «лендроверы», на остановках контролировали. Даже понуждение установить на всех «газельки» дорогостоящие датчики движения (как их там, GPRS?) перевозчиков не сломило. Те перевозчики, которые на оные GPRS успели раскошелиться, сейчас, наверное, довольны по самое «не хочу».

Налицо грубое, насильственное вмешательство местной власти в сферу частного бизнеса. Именно насильственное, именно грубое. Никаких конкурсов, никаких аукционов, просто – «газелек» будет ездить столько-то, автобусов столько-то, а здесь вообще будут ездить только троллейбусы. Из разряда во всех столовых, кафе и ресторанах города Березники подавать суп в медной кастрюльке, посетителям выдавать пластмассовые ложки, а все остальные виды посуды мы запрещаем. Можно также ещё и проверки кафе и ресторанов устроить, не хранятся ли там запрещённые фарфоровые тарелки и металлические вилки. В целях обеспечения безопасности населения.

Это единственное прозвучавшее обоснование – «в целях повышения безопасности пассажиров». И оно очень смешно. Особенно в Березниках. Местные чиновники так испереживались о нашей безопасности… А ещё это смешно, потому что Березники находятся в Пермском крае, и всё Прикамье прекрасно помнит историю со взбесившимся в Перми, на Космомольском проспекте автобусе – отнюдь не «газельке».

Объяснение, которое не звучит публично, но додуматься несложно – это попытка спасти находящиеся в банкротном состоянии муниципальные троллейбусное и автобусное предприятия. Это в лучшем случае. И лучше этот случай потому, что хоть какая-то забота о муниципальной собственности проглядывает. Правда, рядовым жителям муниципалитета от этой собственности ни на понюх табаку, её давно де-факто приватизировало чиновничье сословие, но хотя бы выглядит некорыстно. В худшем случае – это нечестная (потому что при помощи административного рычага) попытка изгнать с рынка неугодных по какой-либо причине (может, откатов не дают?) перевозчиков и заместить их «своими», социально близкими, у которых есть автобусы, но, вот, «газельки» мешают.

Однако именно частные перевозчики с их «газельками» вытащили Березники из состояния коллапса общественного транспорта, который наступал в конце прошлого столетия. Муниципальный транспорт, несмотря на всю монопольность своего положения, не справлялся и, что характерно, уже катился к банкротству. Собственно, расцвет частных перевозок в Березниках и произошёл потому, что образовалась свободная ниша (без этого условия никакой бизнес не расцветает). Сейчас частных перевозчиков из этой ниши изгоняют. И что? Есть кому заполнить? В самом деле?

Тут можно вспомнить, как вдруг стали переполнены те же «газельки» в часы пик, когда местные власти добились-таки внедрения и соблюдения частными перевозчиками муниципального расписания. И, между прочим, в неурочные, вечерние часы добираться из того же Абрамово легче не стало. А вспомните-ка, что было этой зимой, когда на город обрушились «аномальные» морозы? Попытки чиновников прямо регулировать частный бизнес приводят только к ухудшению – это социальный закон. Общественный транспорт тут не исключение.

Насмешливо взирающие на ситуацию автовладельцы, которые могут даже выразить удовлетворение тем, что городские улицы станут свободнее, могут вспомнить, что автобус и троллейбус занимают больше места на узких улицах. Например, пробки, которые регулярно возникают напротив ЦУМа, создаются именно троллейбусами. И автобусами. Ну и, разумеется, «газельками», которые соблюдают расписание и потому подолгу стоят на остановке. А ещё можно вспомнить, что Березники занимают последнее место в России по численности автомобилей на душу населения. 126 автомобилей на 1000 человек. Подавляющее большинство березниковичей пользуется услугами общественного транспорта. Создавать этому большинству ещё одну проблему (до кучи к трескающимся домам и низким зарплатам) – социальный риск. Что для автовладельцев (во время социальных напряжённостей первыми начинают гореть именно автомобили, потом уже бьют витрины и милицию), что для местных властей.

Понятно, что пока это – умозрительные рассуждения, которым не дай, Боже, сбыться.

Занятно, что местные власти степень социального риска понимают, и даже отказались от первоначальной идеи начать «транспортную революцию» с понедельника. Именно 11 мая было обозначена в официальном пресс-релизе городской администрации, но в этот же день все офиозные СМИ начали указывать датой «революции» 15 мая. Переиграли. Потому что разумнее ломать транспортную схему в субботу, когда пассажиропоток не столь велик. Заодно – что очевидно – решили провести информационную обработку, из телевизора рассказать горожанам, как они, горожане, недовольны «газельками» и хотят автобусов (имитация и фальшь тут очевидны – последствия «транспортной революции» ещё не наступили, а «аналитики» березниковского ТВ уже просят горожан оценить, как горожанам станет безопаснее).

Впрочем, от переноса срока «транспортной революции» социальный риск не уменьшается нисколько. А последствий можно ожидать многослойных, как луковица, и разнообразных, как те неприятности, которым «открывай ворота». Березники уже довольно давно буквально балансируют на острие или, если угодно, лезвии, любой толчок может оказаться последним и разрушительным для города как социального организма. Станет ли «транспортная революция» таким толчком или окажется «ничего особенного» (т.е. – последствия будут незаметны в короткий период времени, а когда наступят, никто не вспомнит первопричину) – увидим. Березники находятся в состоянии «накануне».

Симптомом «канунного» состояния следует признать прозвучавшее на минувшей неделе заявление местных властей (= «Уралкалия») в главной калийной газете «Березниковский рабочий», что День химика в станет общегородским. Причём на страницах БР это преподнесено как инициатива мэра Сергея Дьякова, хотя понятно, что по традиции предыдущих лет предложение объединить усилия в проведении профессионального праздника «Республики Химии» исходило от березниковского «Азота» (= «Уралхим»). Впрочем, эту небольшую обманку можно списать на привычку калийной прессы приписывать авторство любой здравой идеи своим хозяевам. Важно другое – «Уралхим» столько лет предлагал, а «Уралкалий» надменно отказывался, и старался переплюнуть День химика более крутым празднованием Дня фирмы «Уралкалий», но вдруг согласился, и даже выдал за своё предложение.

То есть, на самом-то деле, и в прошлые годы все березниковские предприятия соглашались, что праздник – общий, и даже тот же Дьяков, помнится, в прошлом году стоял на трибуне дома 1 на Советской площади, символизируя причастность «Уралкалия» к этому празднику. Но – «Мумий Тролль» приезжал, Дима Билан выступал – калийная пресса хранила презрительное молчание, наши «Яхонт» и «Звери» лучше, а других и не было, и вообще самый главный праздник в Березниках – День фирмы «Уралкалий», кланяйтесь, холопы, благодарите.

Причём сейчас, в 2010 году, с формальной точки зрения всё для гораздо лучше, чем когда-либо: государство со своими вздорными претензиями на компенсацию за потерянные недра как-то увяло; «Уралхим», недавно отполосканный в качестве смертельной угрозы всему человечеству, занимается собственными проблемами с IPO и реструктуризацией долгов; все командные высоты в местном управлении полностью заняты ставленниками «Уралкалия»; «Березники-ТВ» получили ТЭФИ-Регион, а свободомыслящая общественность снова лишь злобствует по интернет-закоулкам. Словом, гром победы, раздавайся, знамя с зелёным листочком гордо развевайся, и враг бежит, бежит, бежит.

И вдруг - да, День химика (а не День фирмы «Уралкалий») – главный праздник в Березниках, общий праздник всех жителей, давайте сделаем его вместе. Причём не только Дьяков (мэр лишь в публикации БР только упоминается), а прямой речью - Эдуард Коридоров, директор «Уралкалия» по связям с общественностью. Самый непримиримый враг «Уралхима» с момента прихода этой компании в Березники, инициировавший практически все конфликты между калийной и химической корпорациями и придававший этим конфликтам эмоциональную остроту и личностную окраску.

Нет, всё это неспроста, а определённо накануне. «Они там» несомненно чувствуют, что канун приходит. Или уже пришёл?

Это был постфактум девятнадцатый от начала 2010 года.


Автор – учредитель и главный редактор Иной газеты – Город Березники
Персональный блог автора на Blogber: http://blogber.ru/andrey-luchnikov
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Постфактум