Скрестить ужа и ежа

«Государственные корпорации стали тем инструментом, который позволил реализовать потребности многих стратегических отраслей экономики в госинвестициях на фоне неспособности государства быть эффективным инвестором, а также квалифицированно распорядиться вложенными средствами». Это слова Сергея Чемезова, главы «Ростехнологий» – одной из семи российских госкорпораций. Понятно, что глава госкорпорации не может быть объективен. Но что же такое российские госкорпорации? Этот вопрос особенно актуален в связи с инициативой Дмитрия Медведева по изменению юридического статуса государственных корпораций (ГК).

ГОСКОРПОРАЦИИ КАК УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ХИМЕРА
Впервые понятие «государственные корпорации» появилось в федеральном законе «О некоммерческих организациях» 1999 года. В нем ГК признавалась как «не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций». Однако первая ГК была создана лишь в январе 2004 года – ею стало Агентство по страхованию вкладов.

Спустя три с половиной года были созданы ГК «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (ВЭБ) (май 2007 года), «Роснанотех» (июль 2007 года), Фонд содействия реформированию ЖКХ (июль 2007 года), «Олимпстрой» (октябрь 2007 года), «Ростехнологии» (ноябрь 2007 года) и «Росатом» (декабрь 2007 года). В декабре 2007 года президент Владимир Путин одобрил предложение Минтранса о создании ГК «Автодор», однако соответствующий федеральный закон был в первом чтении принят Государственной думой лишь 22 апреля 2009 года.

Изначально, как представляется, идея создания ГК была реакцией на бедственное положение стратегически важных отраслей экономики после приватизации 1990-х. Эта идея шла вразрез с либеральной экономической моделью, что, вероятно, послужило причиной весьма странных «преференций» ГК. Госкорпорации единолично распоряжаются переданной им собственностью, которая с момента передачи перестает быть федеральной. ГК не могут быть признаны банкротами, на них не распространяются общие правила контроля за НКО, положения о раскрытии информации, они выведены из-под контроля государственных органов и подотчетны только президенту.

По мнению одного из критиков ГК Андрея Лазаревского, «по существу, совершается акт безвозмездной приватизации…В госкорпорации бесплатно передаются целые отрасли и денежные суммы, сравнимые с госбюджетом». Действительно, активы ГК поражают воображение. При создании «Росатом» владел активами в 1 трлн рублей. ВЭБ получил имущество на сумму до 250 млрд рублей. Фонд содействия реформированию ЖКХ получил 240 млрд рублей, «Олимпстрой» – до 200 млрд рублей, «Роснанотех» – 130 млрд рублей. «Ростехнологии» поглотили концерн «Рособоронэкспорт», субхолдинг ОАО «Оборонительные системы», лизинговую компанию «Оборонпромлизинг», «АвтоВАЗ», титановую корпорацию «ВСМПО-АВИСМА» и т.д.

На ключевые посты руководителей ГК были поставлены люди, либо лично преданные президенту Путину – как глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов, либо обладающие несомненной ценностью в глазах Кремля, как возглавивший «Роснанотех» Анатолий Чубайс, либо полностью подконтрольные «властной вертикали» – как глава Фонда содействия реформированию ЖКХ Константин Цицин. Все это дало повод либерально настроенным экспертам утверждать, что система ГК – это в лучшем случае государственный капитализм, в худшем же – «новый феодализм» со своей «системой кормлений» и единственным сувереном в лице президента.

На обвинения в построении «госкапитализма в России» Владимир Путин ответил на итоговой пресс-конференции в феврале 2008 года: «Мы будем стремиться к тому, чтобы в течение нескольких лет после серьезных капиталовложений со стороны государства, после поднятия технологического уровня и капитализации этих компаний постепенно выводить эти компании на IPO и делать их частью рыночного хозяйства… Мы не собираемся переходить к государственному капитализму ни в коем случае».

ПРОКУРОРЫ И СЕМЬ ГОКОВ
Проведение IPO для госкорпораций не выглядит пока реальной перспективой. Однако российские ГК вступают в «эпоху больших перемен». В марте 2009 года президентский совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства подготовил проект упразднения ГК как формы юридических лиц. А несколько дней назад Генпрокуратура РФ обнародовала итоги проверки Фонда содействия реформированию ЖКХ.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


ВСМПО-Ависма