Кризис многих вернёт обратно в школу

Предлагаем читателям «Иной газеты» беседу с министром образования Пермского края Николаем Яковлевичем Карпушиным. Предмет беседы – новшества в школе в связи с участием в Комплексной программе модернизации образования, принципы управления школой, проблема педагогических кадров и специфика жизни школы в ситуации кризиса.

– Пермский регион участвует в Комплексной Программе Модернизации Образования. Что это такое? Что меняется в связи с реализацией этой программы для ребенка, для родителя? И как эта программа меняет условия работы учителей? Я понимаю, что эта программа на годы и о результатах говорить пока рано, но тем не менее…
– Как раз в данном случае мы о них говорить можем совершенно четко. Вообще, это первый проект, который имеет такой формат, такие масштабы, такие целевые установки. Но мы не можем позволить себе ждать результаты лет 10 – 15. Пермскому краю отведено два года, чтобы их добиться.

– Какие обязательства были взяты?
– Есть несколько показателей: переход на новую систему оплаты труда преподавателей, на нормативное подушевое финансирование, на другие методы оценки качества образования. Сюда же входят показатели по таким направлениям, как развитие сети образовательных учреждений, общественное управление и повышение квалификации учителей.

– Ведь все, о чем вы говорите, должно как-то влиять на конечный пункт, то есть на то, что происходит уже во время урока. Как это измерить? Что здесь реально изменится?
– Если бы этот проект был традиционным, то все подходы мы бы реализовывали один за другим, потому что реформа в любой области чрезвычайно сложна. Возьмите, например, переход на систему нормативно подушевого финансирования – эта система сама по себе, уже на старте, конфликтная и неудобная. Правда, в Перми мы еше до федеральной программы внедряли эту систему. Тем не менее, в 2006 году я сам присутствовал на семинаре, где люди не могли понять, как норматив в принципе соотносится с новой системой оплаты труда, поскольку изначально норматив и составлял собственно фонд оплаты труда. Нужно было заново учиться.

– То есть надо было переучивать всех школьных бухгалтеров?
– И не только бухгалтеров, но и директоров. Потому что школа теперь управляется совершенно по-новому.

– Правильно ли я понимаю, что преподавателю, который многие годы работает в школе, интересней взять как можно больше часов, не заниматься никакой внеклассной работой и получать непосредственно за уроки? А новая система оплаты труда заставляет его переучиваться, не брать заведомо невозможную нагрузку и получать деньги не только за уроки?
– Новая система оплаты труда сигнализирует учителю: «перестань зарабатывать с помощью собственной перегрузки и перегрузки своих питомцев». Это очень важно, потому что, знаете, когда я учился в 70-ые годы, для нас 6 уроков в день было почти трагедией, а теперь – это стартовый набор, с этого все только начинается, ни у кого меньше нет. Заняли еще субботу. Начали убавлять время урока! Еще надо поискать школу, где урок длится именно 45 минут. Часто 40, я даже знаю случаи, где и 35 минут. Все это связано с особенностями формирования заработка учителя – выдать наибольшее количество часов и получить зарплату.

– Сейчас старая тарифная сетка сломана или все это в процессе?
– Мы сейчас находимся в эпицентре этого слома. Мы 6 территорий приводим к новой системе оплаты труда. Это сложно, но работа идет.

– У меня какое-то время назад было интервью с А.А. Фурсенко, и он мне, в частности, сказал, что в школах нет мест, потому что старые кадры не хотят уходить на пенсию. Как у вас в регионе обстоит дело с рынком труда, с вакансиями?
– Вы знаете, я много езжу по региону. Как-то захожу в одну сельскую школу, зима, мороз трескучий, а там тепло, хорошо, детей уже нет, и школа полна таких учительниц-бабушек, которые меня спрашивают: «А когда уже молодежь придет нам на смену?» А у них там так уютно и хорошо, зарплата… И я им ответил: «Когда вы им свои места освободите». То есть проблема существует.

Конечно, должен быть разумный баланс между молодежью и опытными преподавателями, но сегодня действительно стоит проблема наполнения школы новыми кадрами. Причем, знаете, когда говорят, что молодой человек не идет в школу, потому что нет перспективы, то я на это могу сказать, что сегодня это не совсем так. Я проанализировал различные предложения от фирм, которые рисуют для молодежи ясную перспективу с квартирами и большой зарплатой. Этого тоже сегодня нет… Вообще, я уверен, что кризис многих вернет из бизнеса обратно в школу. Конечно, 1990-ые сильно ударили по имиджу отрасли, когда все вдруг стали челноками. Тогда мужчины из школы ушли.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс