Это сладкое слово "калий"

«Если же государство опять допустит передачу своих стратегических ресурсов в частные руки задарма, то нас ждет убогое существование Березников и Соликамска, да и сельское хозяйство так и не выйдет из комы. Этакое идейное продолжение 90-х годов в отдельно взятых отраслей», - утверждают пермские публицисты из числа «нелояльных региональной власти». «Нас» - это, понятно, Перми. Северное Прикамье, будто находящееся под калийной пятой, для процветающего губернского населения – отрезанный ломоть. А вообще, о чём они? А вот о чём. Предлагаем вниманию уважаемых читателей текст, размещённый на пермском портале Европейская окраина:

"Все основные события в Прикамье сейчас завязаны тем или иным образом на грядущие аукционы на право разработки участков Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей. Речь идет в буквальном смысле о миллиардах долларов. Естественно, что всей этой мишурой и борьбой скрыто банальное желание кого-то стать еще богаче за счет природных ресурсов. Участники баталий это понимают, на по новорусской привычке мечтают стать обладателями «национального достояния» за минимальные деньги. Давайте рассмотрим экономику чьего-то будущего обогащения.

Для начала вводные данные, в которых уже много интересного. На аукцион выставляются три лота. Первый и самый интересный включает в себя Половодовский участок, часть Ново-Соликамского и часть Остальной площади с подтвержденными запасами сильвинита около 3 млрд. тонн. Однако, на Половодовском участке присутствует и карналлит, который не прописан в лоте.

Выбирайте, по каким причинам это не было сделано, из двух вариантов. Либо Министерство природных ресурсов состоит из некомпетентных специалистов, которые в силу халатности и недосмотра готовы разбазаривать государственные ресурсы направо и налево. Ну или в качестве второго варианта можно предположить то, что ведомство Трутнева подыгрывает Уралкалию, «не заметив» на участке руду, которая вроде бы как необходима альянсу Силвинита с Ростехнологиями. Сколько там «незамеченного» карналлита? Миллиард тонн? Давайте будем считать, что миллиард, а совокупные запасы полезных ископаемых составляют около 4 млрд. тонн.

Во второй лот вошли Палашерский и Балахонцевский участки с запасами около 1,2 млрд т сильвинита и около 0,5 млрд т карналлита. Всего 1,7 млрд. тонн.

Третий лот наименее интересен. Это Талицкий участок с запасами около 1 млрд. тонн.

Итого, на торги выставляется минеральная база в объеме порядка 7 млрд. тонн. Чтобы оценить масштаб, следует указать, что до аварии на БКРУ-1 Уралкалия совокупные запасы калийных солей Уралкалия и Сильвинита составляли 18,8 млрд. Конечно после затопления рудника Уралкалий скромно продекларировал выбытие сырьевой базы на уровне 67 млн. тонн, но явно постеснялись граждане. Впрочем, неважно, давайте будем считать, что на текущий момент балансовые запасы Уралкалия и Сильвинита составляют 18,5 млрд. тонн. То есть на торги выставляется эквивалент 38% совокупной рудной базы Уралкалия и Сильвинита.

Давайте двинем далее. На разработку всех трех участков по предварительным оценкам экспертов потребуется от 600 млн. долларов до 1 млрд. долларов. В одном из своих растиражированных интервью Рыболовлев заявил, что для создания шахты со всей инфраструктурой требуется 10 лет. Однако, эксперты утверждают, что это время до выхода на проектную мощность, а первый продукт имеет смысл ждать уже через 5 лет. Фактически к выходу на проектную мощность через 10 лет все вложения уже должны окупиться.

Даже игнорируя планомерный рост цены на калийные удобрения можно утверждать, что любая организация, способная привлечь инвестиции в размере полумиллиарда долларов на выставляемых участках может создать бизнес с капитализацией на уровне 38% от совокупной капитализации Уралкалия и Сильвинита в текущих ценах. На конец прошлой неделе их совокупная капитализация была на уровне 24 млрд. долларов, то есть новый бизнес можно смело оценить примерно в 9 млрд. долларов. А биржа сейчас переживает не лучшие времена, да еще не успела отыграть новый виток калийной войны, который в этом году пытаются раскрутить белорусы.

Наше Министерство природных ресурсов, ведомое Трутневым, оценило лицензии на разработку примерно в 2,8 млрд, но уже рублей, из которых 1,4 млрд. приходится на первый лот, 720 млн на второй и 670 млн. на третий. То есть немногим более 100 млн. долларов. Естественно, что сразу выстроилась очередь, и началась битва. При таких параметрах даже рост стоимости лицензий в 10 раз до 1 млрд долларов за все три лота обеспечивает доходность порядка 100% в год от первоначальных инвестиций в течение 10 лет, а на уровне оценки МПР доходность рисуется просто сказочной. Казалось бы, что со времен 90-х годов так уже не бывает, ан нет – пожалуйте.

Основная задача государства в таких условиях не допустить передачи лицензий за бесценок. В конечном итоге и Уралкалий и Сильвинит играют в рамках существующей стратегии. Сошлюсь на документ под названием «Стратегия России и Белоруссии на мировом рынке калийных удобрений»:

«На основе анализа ситуации, сложившейся в калийной промышленности после распада СССР, разработана и реализована базирующаяся на интеграции производителей калийных удобрений и внешнеторговой организации экспортная стратегия, предусматривающая последовательное расширение присутствия на рынке и обеспечивающая постоянное наращивание экспортного потенциала при прогрессирующем повышении цен на продукцию за счет удовлетворения возрастающих требований к ее качеству»

В том числе реализация этой стратегии теперь возвращается к нам в виде роста цен на продукты питания. При этом калийщики абстрагировались от проблем российского сельского хозяйства. В том же документе все подробно описано:

«Калийные удобрения в российском сельском хозяйстве используются недостаточно, что является одной из причин невысоких урожаев и низкого качества продукции. Такая ситуация объясняется главным образом неплатеже¬способностью основной массы сельских хозяйств и ограниченным участием государства в решении проблем этой важнейшей отрасли экономики, прежде всего неразвитостью механизмов кредитования и страхования сельхозпроизводителей, лизинга машин и оборудования и др. Поэтому в ближайшие десять лет динамику развития отрасли будут по-прежнему определять экспортные поставки.

Важную роль в России могло бы сыграть государство посредством создания системы институтов и механизмов поддержки агро-промышленного комплекса, в частности, путем совершенствования земельного законодательства, установления льготного налогообложения и кредитования, а также поощрения развития рыночной инфраструктуры. Другим направлением увеличения емкости внутреннего рынка калийных удобрений является развитие экспортоориентированных сельскохозяйственных производств, что требует повышения качества отечественной аграрной продукции и, следовательно, ведет к увеличению спроса на удобрения.

Прогноз применения калийных удобрений сельским хозяйством России, основанный на признании объективности высокой инерционности рынка, показывает ограниченный рост их использования до 2010 г. Вместе с тем, более активные действия со стороны государства, направленные на возрождение сельского хозяйства, могли бы привести к увеличению спроса, поскольку внутренний рынок сильно зависит от государственной политики поддержки сельского хозяйства»

Если калийщики абстрагируются от проблем государства и общества, то и общество с государством должны абстрагироваться от желаний калийщиков, в том числе путем выставления лицензий на разработку месторождений калийных солей по адекватным текущей ситуации ценам. Непонятно только чему адекватно наше Министерство природных ресурсов. Или тут уместнее вместо адекватности говорить об аффилированности и коррупции?

До проведения аукционов на разработку месторождений калийных солей необходимо урегулировать правила обеспечения нашего сельского хозяйства калийными удобрениями. Экономический эффект от этого будет многократно выше пресловутого Национального проекта «Сельское хозяйство». В той же Беларуси сначала решили проблему обеспечения своих сельхозпроизводителей, а затем ввязались в игры на мировом рынке. Может быть это от того, что предприятиями там владеют не оффшорные компании с собственниками, постоянно проживающими в Швейцарии? Да и прибыль идет на развитие страны, а не непонятно куда?

Если же государство опять допустит передачу своих стратегических ресурсов в частные руки задарма, то нас ждет убогое существование Березников и Соликамска, да и сельское хозяйство так и не выйдет из комы. Этакое идейное продолжение 90-х годов в отдельно взятых отраслей.

Отдельно следует отметить, что госкорпорация «Ростехнологии» не сможет в данном вопросе выступить адекватным оператором национальных интересов. Получать необходимое сырье для титанового производства госкорпорация может у любого производителя, а калийный бизнес для «Российских технологий» не является профильным, разве что привлекает своей доходностью.

Вот и посмотрим, каким образом будут реализованы в этом вопросе государственные интересы, либо просто все по традиции распилят между желающими".


Текст к публикации подготовил web-обозреватель a href="/2009/10/10/inaya-gazeta-gorod-berezniki-ofitsialnye-svedeniya" title="о редакции">«Иной газеты – Город Березники»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


бюджет