Быть в форме?

В государственных общеобразовательных школах форму в обязательном порядке ещё не ввели (да и вряд ли введут). Пока вопрос «носить или не носить?» решается совместно педагогическим коллективом и родительским комитетом. Сегодня мы обсудим плюсы и минусы ношения школьной формы.

ЗА
Многие задают вопрос: «Да кто вообще придумал эту форму?» Действительно, кто? Петр I. Если это имя ассоциировалось у вас лишь с окном в Европу, то спешу вам сообщить, что Петр Великий был очень разносторонним человеком и, наверное, не было области, в которой бы он не провел реформ. И в институте благородных девиц, созданном Екатериной II, была форма: в обычные дни — зеленые платья из плотной шерстяной ткани (камлота) с белой пелериной и фартуком из холста, а в праздничные — белые коленкоровые платья с пунцовыми поясами и коленкоровый фартук.

Итак, какие плюсы в ношении школьной формы:
Школьная форма особенно важна для самых маленьких учеников. Первоклассники мечтают носить форму, ведь она для них — символ и атрибут взрослой учебной жизни. Форма настраивает малыша на работу, служит своеобразным «опознавательным знаком», важным элементом взаимодействия юных учеников.

Школьная форма дисциплинирует учеников (особенно подростков). Отсутствие возможности надеть в школу миниюбку, майку «с голым пупком» или футболку с изображением любимого рэпера приучает детей к мысли, что в школу ходят не себя демонстрировать, а учиться, что в школе — строгий дресс-код, почти как у папы в офисе. Одинаково строго одетые ученики меньше отвлекаются друг на друга, меньше обсуждают обновки и, следовательно, больше времени и внимания уделяют своей основной обязанности.

Школьная форма стирает социальные различия между детьми. И богатый, и бедный получаются равны и одинаковы. У школьников нет возможности продемонстрировать роскошные наряды в стенах школы, а значит, нет и возможности посмеяться над кем-то из-за старых и немодных вещей (а дети в этом вопросе бывают, порою, очень жестоки, и им не объяснишь, что дело не в том, у кого какая одежда). Особенно этот плюс важен именно для тех детей, чьи финансовые возможности ниже, чем у окружающих. Форма помогает им не комплексовать, а спокойно учиться.

Если в школе ввели школьную форму, родителям больше не надо ломать голову, во что одеть ребенка, чтоб и красиво было, и удобно, и желательно построже. Купил форму — и вопрос решен.

Школьная форма — это некий показатель уровня школы.

Во многих престижных школах мира введена форма с именными эмблемами, значками школы, очень яркая и красивая. Считается, что если форма серая, блеклая, не радует глаз, то никакой дисциплины она не принесет, будет только раздражать, злить учеников. Если уж вводить форму, то пусть она будет красивой, модной, яркой.

Нужна ли школьникам форма? Ответ однозначен — нужна. Может быть, форма имеет массу минусов (одинаковый фасон, «скучный» цвет, потеря индивидуального стиля), но именно форма помогает ученику почувствовать разницу между двором, где он гуляет, и серьезным учебным заведением. В будущем форма повлияет на стиль ученика.

И напоследок несколько советов родителям, которые все-таки будут покупать ребенку школьную форму:

  • выбирайте рабочий костюм для ребенка, глядя не на цену, а на материал и качество пошива. Ткань должна быть натуральной, дышащей (допускается некоторый процент синтетики для лучшей носкости) и мягкой не только снаружи, но и внутри, на подкладке. Все швы должны быть аккуратно заделаны;
  • попросите ребенка примерить костюм: он не должен нигде жать, не должен сковывать движения, топорщиться и «стоять колом». Внутри не должно быть никаких колющих этикеток и грубых, ощутимых швов;
  • отдайте предпочтение немаркой и маломнущейся ткани симпатичной расцветки. Желательно, чтобы костюм можно было стирать в машинке, а не сдавать каждый раз в химчистку;
  • если есть возможность — купите ребенку «дополнение» к костюму: жилетку к пиджаку и брюкам или брюки к юбке и жакету. Это позволит по-разному комбинировать школьную форму, а также стирать какие-то элементы одежды в течение рабочей недели, пока ребенок ходит «в сменном».

ПРОТИВ
Теперь взглянем с другой стороны баррикады, оценив самые популярные аргументы тех, кто считает, что школьная форма плоха.

Может быть, форма как таковая — это не так уж и плохо. Если бы она всегда была удобна и практична. При этом красива, чтобы нравиться современным школьникам. И доступна по цене, чтобы нравиться современным родителям. Но абсолютных идеалов в реальности не бывает, и отвечать сразу всем перечисленным требованиям школьная форма не может. А если вдруг сможе, то цена за полный комплект «обмундирования» сразу ударит по среднестатистическому семейному бюджету с учетом того, что на нормальных бодрых детях все «горит».

В средней школе ребенок начинает формироваться как личность, ему хочется быть неповторимым, отличаться от других во всем. Особенно в одежде. У девушек и молодых людей формируется чувство стиля.

А школьная форма не дает возможности развивать личный вкус и индивидуальный стиль, все становятся одинаковыми. Кроме того, к концу учебного года форма часто теряет опрятный вид, и ужасно надоедает. Не до индивидуальности, хотя в школе формирующаяся личность проводит значительную часть своего времени.

Школа — не армия и не тюрьма. И даже не пожарная охрана. Прошли времена повальной милитаризации и связанного с этим единообразия, когда старшего и опытного принято было опознавать по знакам различия, как это происходит, например, в Северной Корее. Постулат «все равны до мелочей» на ребенка не подействует. И вообще, этого «униформирования» он, наверняка, еще хлебнет в жизни. А сейчас желательно, чтобы дети получали удовольствие от процесса учебы. Чтобы их не тошнило от однообразных серых красок. Интересно, как самих педагогов от этого не тошнит?

Ребенок в школе взрослеет. Как говорили «в годы оны» — получает путевку в жизнь. А жизнь — штука жестокая, прежде всего, своей реальностью. Социального равенства у нас нет и в обозримом будущем не предвидится. Где, как не в школе, ребенок привыкнет к тому, что финансовое положение у него и у его друзей может сильно отличаться? Если человек хорошо воспитан, это не помеха общению. Социализация — важная вещь, и ее азам надо учить с малых лет. Всех: и бедных, и богатых — в одной стране живем. В конце концов, многие дети не любят носить форму. Очень-очень не любят. Причин много, и аргументы при этом не важны. В итоге — конфликт с родителями. Каждодневный конфликт? Да, это сильно поможет повышению успеваемости ребенка…

И напоследок напоминаем тем родителям, которые не приемлют школьной формы: вопрос о введении формы каждой школой по-прежнему решается самостоятельно, причем решение должно приниматься на Совете школы, куда должны войти учителя, родители и школьники в равных пропорциях. Однако обязать всех школьников подчиниться решению совета невозможно. Совет школы является всего лишь общественной организацией и может принимать решения, обязательные к исполнению лишь членами этой организации. Требование обязательного ношения формы может быть законно только в частной школе, где родители заключают со школой договор и берут на себя обязательство выполнять устав школы, соблюдать правила внутреннего распорядка.

А вообще, абсолютных решений не существует. Значительно проще ни с кем не идти на конфликт без крайней нужды. Ни с проявляющим зачатки личностной индивидуальности чадом, ни с педагогами, ревниво стоящими на страже внутришкольного распорядка. Всегда возможен компромисс, например, в виде часто встречающегося ныне дресс-кода, правил «что можно одевать в нашу школу, а что нельзя ни в коем случае». Естественно, строгость иных школьных дресс-кодов сопоставима с введением формы. Но далеко не везде. Можно ведь пойти и дальше: хотя бы предложить форму или дресс-код в виде джинсовых костюмов.

Странно, но почему-то именно джинсы обычно вне закона в школах. Почему? Все более-менее единообразно выглядят, и в то же время, все могут подчеркнуть свою индивидуальность. Решать вам. Посоветовавшись со своим ребенком, конечно.


Источник: “Неделя.RU”
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс