Особенности национальной регистрации

Текст: Вадим Кубинцев

«Один из самых долгожданных документов от МВД последнего времени», «эпохальный приказ» и даже «новая эра для автолюбителей». Такими эпитетами ещё до вступления в действие награждали изменения в правила регистрации автомобилей на территории России, которые начали работать с 3 апреля 2011 года. Две недели спустя «эпохальных» изменений в главном пункте регистрации региона так и не заметно.

По замыслу, новый приказ значительно упрощает порядок регистрации автомобилей. Делает эту до сих пор нудную, затянутую по времени и запутанную процедуру более человечной и понятной простому автолюбителю. Кратко об изменениях.

МЕЧТЫ…
До сих пор при продаже машины, даже если автовладелец пришёл в пункт регистрации вместе с новым собственником, который проживает в том же районе, он должен был проделать кучу ритуальных и бессмысленных действий. То есть снять машину с учёта, при этом предоставив её на осмотр, сдав номера. Затем тут же новый собственник, чтобы поставить машину на учёт, обязан был снова предоставить её на осмотр, как будто что-то изменилось. А затем получить уже новые номера, заплатив за это пошлину. Теперь такая практика уходит в прошлое. При продаже машины внутри региона требуется внести только изменения о соб­ственнике сред­ства. Даже номера можно оставить за машиной. То есть операция под названием «снятие с учёта» просто ликвидируется.

Если машина уходит в другой регион, то проблем тоже не должно быть. Там новый владелец на основании договора купли-продажи, который может быть оформлен в простой письменной форме, просто ставит машину на учёт. А с прежнего учёта её снимут уже без вашего участия.

Упрощается порядок регистрации и для тех, кто переехал из региона в регион. Теперь им тоже не требуется сначала снимать машину с учёта, а потом на него ставить по новому месту жительства. Достаточно просто зарегистрировать автомобиль там, куда переехал. Всё остальное сделают без вас.

Инспекторы больше не сверяют номера двигателя. Он даже не будет фигурировать в регистрационных документах, то есть в свидетельстве о регистрации. Это упростит процедуру постановки на учёт, а также прохождение техосмотра машин, у которых номер съела коррозия.

Номера можно также оставить за собой. А многим автовладельцам предложат поставить на свой автомобиль номер, который уже когда-то использовался. Ведь дефицит регистрационных знаков по-преж­нему существует. Поэтому восполнение номеров за счёт уже убывших навсегда и безвозвратно – самый простой путь решения проблемы.

И ещё одно нововведение: при покупке машины с рук на остающееся время до очередного ТО талон теперь должны выдавать новому владельцу без повторного прохождения (машина ведь проходила, только собственник сменился). Нововведения есть и для машин, которые достались по наследству, и для тех, которые берутся в лизинг.

РЕАЛЬНОСТЬ
Середина дня. Площадка осмотра перед регистрационным пунктом ГИБДД на бульваре Гагарина. Хвост машин растянулся вокруг парковки. На первый взгляд, автомобилей пятьдесят, не меньше. Время осмотра тоже визуально не изменилось. Да, некоторые водители не сдают номера, и инспекторы не лезут в двигатель с головой, но принципиально процедура осталась прежней. Инспектор осматривает автомобиль, делает отметку, потом машину откатить, бегом в будку, где тётенька штампует заявление. Впрочем, эта процедура никогда не была очень долгой. Самое тяжёлое – внутри.

Там тоже ничего не изменилось. Очереди, очереди… Духота, ругань. По идее, теперь количество окон, в которых снимают машины с учёта, должно уменьшиться, а на постановку, наоборот, увеличиться. Однако пока ничего не изменилось. Говорили, что утром на первом этаже было по пять–шесть человек в окно. На втором же, как всегда, толпы народа и, несмотря на то что сейчас всего 9 утра, большинство уже на взводе. Официальными причинами называют возросшую весной активность на рынке: людей больше, отсюда, мол, и очереди. Неофициально же говорят, что по объективным и не очень причинам данные, «забиваемые» на первом этаже, автоматически на второй более не передаются. Поэтому их приходится заносить повторно. Когда будет полностью доведена и исправлена программа «Регион-18», с помощью которой и работает система регистрации ГИБДД, неизвестно. Во всяком случае, неполадки в её работе случались постоянно, задолго до 3 апреля. Некорректность работы, «глюки», да и просто неудоб­ство отмечают все. Однако изменить именно эту ситуацию пермяки не в силах: программный комплекс – общероссийский.

Другая проблема, тоже связанная с программой, – выдача новых талонов тех­осмотра. Как уже упоминалось выше, талон теперь должны выдавать новому владельцу без повторного прохождения. Сейчас, если номера не меняются, то новому владельцу вынужденно выдают старый талон. При смене номеров сложнее. Программа пока не понимает новых регистрационных действий. Когда починят – опять же неизвестно.

И ещё один вопрос. При продаже машины в другой регион сотрудники ГИБДД всё-таки настоятельно рекомендуют предварительно снимать её с учёта. На то есть несколько причин. Например, поставил покупатель авто на учёт в своём регионе (пусть будет, например, Екатеринбург). ГИБДД региона запускает процедуру проверки по базам угона, таможни и т. д. Только после прохождения всех положенных процедур они дадут отмашку в Пермь, что авто можно снимать с учёта. По времени это займёт не меньше месяца. Соответственно, в Перми этот месяц машина будет числиться за прежним владельцем. То есть налоги, штрафы – по наблюдениям видеокамер (если покупатель заедет в Пермь)… Продолжить, думаю, сумеете сами. Кстати, поставив автомобиль на учёт, снять вы его сможете не ранее чем через две недели (в лучшем случае) – по тем же самым причинам.

Резюме этой истории, собственно, очень простое. Нововведения, которые задумывались как «эпохальные», оказались необеспеченными технологически. Как сказал бы классик, «сильно быстро делали». Программы – недоделаны, сотруд­ники – непереподготовлены, механизмы – неотлажены. Напрашивается мысль, что руководство ГИБДД и МВД очень хотело успеть к началу действия закона о полиции и всех связанных с ним пертурбаций и переаттестаций. С другой стороны, технологии так или иначе отработают. А вот случилось бы это изменение в исторически короткие сроки, если бы не закон о полиции, большой вопрос.

СПРАВКА
С 12 апреля вступили в силу ещё несколько изменений, связанных с регистрацией автотранспорта. На этот раз их внесли в Положение о паспортах транспортных средств (ПТС). В частности, станет гораздо легче переоформить ПТС. Не возникнет больше проблем с внесением изменений в регистрационные данные автомобиля, наружные поверхности кузова (кабины) которого были перекрашены либо изменены с учётом применения современных технологий.

«Основное новшество заключается в том, что в скором времени подать заявление и документы на переоформление ПТС сможет как собственник машины, так и владелец, который пользовался ею по договору лизинга», – сообщил заместитель начальника Управ­ления Департамента обеспечения без­опасности дорожного движения МВД России Александр Борисов.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс