Закон требует ездить по-новому

Текст: Павел Степанов

С 20 ноября вступили в силу масштабные поправки в Правила дорожного движения, утверждённые Правительством РФ ещё 10 мая этого года. 2010 год вообще стал богатым на новшества для водителей и собственников транспорта. Спонтанное введение ремней безопасности в междугородных автобусах, запрет «глухой» тонировки и самопального «ксенона», «сухой закон» для водителей и «алколазеры». Приведут ли все эти меры к снижению опасности на наших дорогах?

«Нет, ну, посмотри, они совсем уже оборзели – летят по переходу, людей, что ли не видят?! Точно, пьяные или обкуренные!» Такие слова мы, пешеходы, практически каждый день адресуем водителям удаляющихся затонированных «пацаномобилей» и мощных элитных внедорожников.

Давайте честно: многие из нас, пересаживаясь за руль автомобиля, точно так же ругают, но уже… пешеходов: «Да куда ж вы прёте прямо под колёса? Не видите, переход рядом?!» Так что водители-убийцы тоже всегда не мы, а кто-то другой.

Неужели только трагедия может заставить прекратить взаимное хамство и начать наконец-то уважать друг друга на дороге, соблюдая закон, который один для всех? А, может, разорвать этот замкнутый круг и начать новую жизнь не с понедельника, как мы часто обещаем сами себе, а прямо с субботы, 20 ноября. Для начала внимательно изучив изменения в Правилах дорожного движения.

Почему бы нет? Ведь они приняты с учётом опыта европейских стран и нацелены именно на то, чтобы повысить безопасность всех участников дорожного движения.

ДНЁМ С ОГНЁМ
В новые ПДД вводятся чёткие определения таких понятий, как «объезд препятствия», «ограниченная видимость», «дневные ходовые огни». Вообще изменений много. Подробнее мы остановимся на тех, что непосредственно регламентируют поведение водителей и пешеходов на дороге.

Сейчас водители обязаны включать ближний свет, но это требование станет необязательным для автомобилей с дневными ходовыми огнями. Ими оборудовано большинство иномарок, и они горят при движении, независимо от времени суток. По всей видимости, опыт езды с обязательным ближним светом за пределами населённых пунктов дал положительный результат. И теперь автомобили должны передвигаться по любым дорогам либо с ходовыми огнями, либо с ближним светом. Даже ярким днём и в черте города.

Виктор Кирьянов, начальник департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России: «С ближним светом постоянно ездят водители многих стран мира и, как показывает практика, это даёт положительный эффект. Машина, которая едет с включенным ближним светом фар, заметнее для пешеходов и других водителей. Нововведение поможет сделать наши дороги безопаснее».

ПО КРУГУ - В ЕВРОПУ
Ещё одно изменение касается проезда перекрёстков с круговым движением. В Березниках такие участки есть, как минимум, в двух местах: на площади Ленина и на площади Решетова на БРУ-1. До сих пор преимуществом пользовались автомобилисты, заезжающие на круг. В Европе действует прямо противоположное правило. Там дорогу должен уступить тот, кто только подъезжает к перекрёстку с круговым движением.

Однако наши водители зачастую ездят не по знакам, а по привычке. Поэтому нелишним было бы расставить щиты с соответствующими разъяснениями перед всеми перекрёстками с круговым движением. В ГИБДД, правда, считают, что такой меры не потребуется. Дело в том, что перед каждым круговым движением должен быть установлен знак уступи дорогу» и знак, на котором указано, у кого есть преимущество проезда.

Итак, если перед перекрёстком установлен знак 4.3 «Круговое движение» и знак 2.4 «Уступите дорогу» или знак 4.3 «Круговое движение» и знак 2.5 «Движение без остановки запрещено», то водители на круге пользуются преимуществом. Таким образом, правило «помехи справа», при наличии знака 2.4 или 2.5, действовать перестаёт. На самом же круговом движении никаких дополнительных знаков устанавливаться не будет. Так что будьте внимательны.

ТИШЕ ЕДЕШЬ - ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ
Поправки в ПДД обяжут пристёгиваться ремнями безопасности всех водителей. Сейчас это правило не распространяется на представителей двух категорий водителей: инструкторов во время обучения вождению и водителей автомобилей оперативных служб, которые имеют специальную цветографическую окраску.

Теперь это требование будет одинаковым для всех. Ведь во время движения из машины никто не выскакивает для выполнения каких-то задач. Для этого нужно сначала остановиться. Согласно проведённым исследованиям, использование ремней безопасности является чрезвычайно эффективной профилактической мерой и практически на 50% снижает тяжесть последствий при ДТП.

Обгоном теперь будет считаться только манёвр, когда автомобиль выезжает на встречную полосу. Всё остальное будет именоваться опережением. Вообще вся глава, посвящённая обгону, практически заново переписана. В ней есть следующие нюансы.

Поправки разрешают обгон транспортного средства, двигающегося со скоростью менее 30 км/час, даже там, где этот манёвр запрещён. В советские годы подобный пункт правил был, но потом его исключили.

Не секрет, что стандарты нанесения разметки у нас повально нарушаются. Например, когда сплошная полоса без видимых причин тянется десятки километров. Поэтому отсутствие такого разрешения стало просто бедствием для водителей. Также в этом пункте правил есть абсолютная новинка. Теперь запрещается обгонять на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях. То есть нельзя об- гонять, например, на двухполосных мостах без разметки или двухполосных мостах с прерывистой разметкой.

ПРИТОРМОЗИ!
Особое внимание в поправках уделено пешеходам. По новым правилам, водитель, приближаясь к нерегулируемому пешеходному переходу, должен снизить скорость или остановиться, чтобы пропустить пешеходов. Причём не только тех, кто переходит проезжую часть, но и для тех, кто ещё только на неё ступил, чтобы перейти дорогу.

Заметим, что формулировка «уступить дорогу пешеходам» в новых правилах изменена на «обязан снизить скорость или остановиться». По всей видимости, это сделано специально для некоторых водителей, которые значения слов «уступить дорогу» не понимают. За примерами такого поведения «непонятливых» водителей далеко ходить не надо – стоит выйти на любой перекрёсток, не говоря уже о «зебрах».

Немного больше прав появляется у пешеходов. Правда, только по отношению к «простым» машинам. Если к пешеходному переходу приближаются автомобили с проблесковым маячком, то пешеходы должны незамедлительно освободить проезжую часть. Раньше они должны были просто уступить дорогу автомобилю со спецсигналами, то есть остановиться на проезжей части и не мешать. Сейчас этого недостаточно.

ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ
Вслед за вступлением в силу поправок в ПДД с 21 ноября 2010 года увеличиваются размеры некоторых административных штрафов за их нарушение, а также добавляются новые.

1. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны, либо занятие места в ней - 500 руб.

2. Выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия - 1000-1500 руб.

3. Выезд на полосу, пред назначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления – лишение прав на 4-6 месяцев (или 5000 руб в случае видео-фиксации).

4. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги – предупреждение или 300 руб.

5. Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги - 1000-1500 руб.

6. Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением - лишение прав на 4-6 месяцев.

Мы рассказали только о наиболее ощутимых изменениях в ПДД. Для каждого водителя новый свод правил должен стать в прямом смысле настольной книгой.


Источник: корпоративное издание ВСМПО-Ависмы «Металлург»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс