Как женщина захотела стать человеком

Два часа, без перерыва на антракт, зрители напряжённо следили за развитием сюжета, разворачивающегося в семье банковского служащего позапрошлого века. Казалось бы, переживания избалованной красотки-жены и её обиды на примерного мужа никак не могут затронуть сердца женщин, которым равенство прав принесло возможности надрываться на шпалоукладке и в одиночку растить детей. Но… Классика – она потому и классика, что даже со сменой поколений и эпох не утрачивает злободневности, а приобретает новые краски и смыслы. Причём даже такие, о каких создатель произведения и не подозревал.

В субботу, 9 октября, Березниковский драматический театр открыл новый театральный сезон премьерой «Кукольный дом» по пьесе шведского драматурга Генрика Ибсена.

Надо заметить, что сдача спектакля прошла ещё летом, до летних отпусков, и сопровождалась небольшим скандалом. Постановщик – приглашённый режиссёр из Абакана Юрий Нестеров – этим спектаклем «пробовался» на роль главного режиссёра и художественного руководителя муниципального театра в Березниках. Однако спектакль, видимо, приёмную комиссию не впечатлил, сюда добавились критические отзывы в местной газете, где спектакль назвали «нудным и невнятным», и на место главрежа пригласили другого. На открытии сезона зрителей приветствовал, вместе с бессменным директором театра Николаем Козловым, новый главный режиссёр – Анатолий Абрамов.

Не знаю, насколько изменился спектакль со времени сдачи, однако мне (и не только мне, я опросила нескольких зрителей после спектакля), он показался вполне достойным и интересным. И не может не радовать тот факт, что в репертуаре местного театра появилась ещё одна классическая пьеса, которая заставляет задумываться. А не только бессмысленно ржать (прошу прощения за употребление этого слова, но бесконечная «развлекаловка», которую привозят нам заезжие знаменитости, уже утомила).

К провалам «Кукольному дому» не привыкать, что не мешает ибсеновской «Норе» (именем главной героини часто называют «Кукольный дом») оставаться одной из самых востребованных пьес мирового репертуара. 130 лет назад первые зрители прохладно встретили премьеру пьесы в Королевском театре в Копенгагене (1879 год), потом в роли Норы «блистательно провалилась» великая русская актриса Мария Савина в Александринском театре в 1884-м. Самой легендарной российской Норой (ударение на первом слоге) стала Вера Комиссаржевская в начале прошлого века, во времена революционных брожений, «прогрессивно настроенных студентов» и экзальтированных ожиданий перемен.

На премьере в Березниках Нору сыграла ведущая актриса драмтеатра Светлана Патраева. Её Нора – очень эмоциональная, открытая, порывистая, искренне любящая мужа и до последнего заботящаяся о сохранении мира в семье. Муж, Торвальд Хельмер (актёр Вячеслав Беляков-Нестеров), только что добившийся повышения и ставший директором банка, поначалу благодушествует и ни в чём не отказывает своей «птичке». Пока не узнаёт, что она когда-то подделала вексель, заняв крупную сумму на лечение мужа, а сейчас это может выйти на свет и повредить его репутации. Вот тут-то он и проявляет своё «истинное лицо», бросая ей в лицо упрёки в безнравственности и лживости и пригрозив разлучить с детьми. Нора разочаровывается в муже и, хотя он готов простить её, уходит из семьи, бросив на прощанье: «Я была здесь твоей куколкой-женой, как дома у папы была папиной куколкой-дочкой <...> Я думаю, что прежде всего я человек, так же как и ты, или, по крайней мере, должна постараться стать человеком <...> я не могу больше удовлетворяться тем, что говорит большинство и что говорится в книгах. Мне надо самой подумать об этих вещах и попробовать разобраться в них».

Конечно, опыт прошедших с тех пор почти полутора веков заставляет зрителей скептически относиться к пафосу подобных заявлений. Куда, интересно, полетит птичка, вырвавшаяся из «золотой клетки» и бросившая при этом, между прочим, троих детей? Хотя подобный стиль отношений в буржуазной семье вновь актуален и, наверное, вполне мог бы случиться в семье «нового русского» банкира или крупного чиновника.

Одной из альтернатив будущему взбунтовавшейся Норы в спектакле предстаёт образ её подруги – фру Линне (актриса Ольга Шимякина), этакой «селф-мейд-вумен», холодной и практичной. Она оправдывает свои действия перенесёнными страданиями, когда ради матери и братьев пожертвовала личным счастьем: вышла замуж по расчёту, овдовела и была вынуждена много трудиться. Мягкосердечная Нора пристраивает её на тёплое место в ведомстве мужа, а фру Линне отплачивает ей не добром, принципиально не воспользовавшись возможностью предотвратить скандал: «Пусть вся правда выйдет наружу». Бывшему возлюбленному, от брака с которым она когда-то отказалась, – Крогстаду (актёр Анатолий Бутор), она без всякой застенчивости делает предложение «руки и сердца», прагматично поясняя, что «надо же кого-нибудь любить и о ком-нибудь заботиться». И хотя, по контрасту с порхающей и мятущейся Норой, «истинной женщиной», фру Линне в исполнении Ольги Шимякиной предстаёт засушенной воблой, одинокий и озлобленный Крогстад так рад, что оставляет планы мести начальнику (Хельмеру) и жене его Норе, возвращая им злополучный подделанный вексель.

Вообще, мужчины в этой постановке предстают страдающей стороной. Красотка Нора сознательно играет чувствами влюблённого в неё друга семьи – доктора Ранка (роль которого блистательно исполнил актёр Николай Волхонский), зная, что он смертельно болен. Зловещий Крогстад готов всё простить, будучи удостоен вниманием бросившей его когда-то первой любви. И сам спектакль кончается криком ползущего на коленях вслед уходящей жене Хельмера: «Нора!!!»

Финал остаётся открытым. Как открытым остаётся и вопрос, возможно ли женщине «стать человеком» вне служения семье, детям и мужу.

P.S. В жизни, кстати, прототип Норы – норвежская писательница Лаура Килер – вернулась к мужу, хотя долгов ей никто не прощал, а муж оформил с ней развод и добился признания её душевнобольной лгуньей, отобрав детей. Но прошло некоторое время – и муж простил, семья воссоединилась, а долги понемногу выплатили…


Автор – главный редактор печатной версии «Иной газеты – Город Березники»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Личное мнение

  • Андрей Лучников о том, что Международный женский день – правильный праздник
  • Российская жизнь непредсказуема, возможны сюрпризы. Сегодня ты лицо официальное, а завтра, глядишь, наоборот. Даже очень влиятельные люди могут превратиться в простых гастарбайтеров
  • Вот говорят: рак, рак. Страшно – аж жуть! Ааа! Да не страшилка ли это из того простенького набора, что начинается гробом на колесиках?
  • Виды на 2016 год сегодня особенно актуальны – варианта «примерно так же, как в прошлом году» точно не будет. А как будет?
  • И вот стал я думать, а сколько это – триллион? Даже не двенадцать, а хоть один? В пятитысячных прикидывал. Миллиард – это большую комнату на метр завалить
  • Эти рождественские праздники оказались для меня порядком подпорченными в ФБ. В последние недели я несколько раз касался проблемы возрождения культа Сталина в России и на оккупированных территориях Донбасса