Шанс

Разумеется, «Уралкалий». Разумеется, продажа или, точнее сказать, распродажа Дмитрием Рыболовлевым контрольного пакета акций Сулейману Керимову, Александру Несису и Филарету Гальчеву. Именно Дмитрием Рыболовлевым, поскольку – после окончания распродажи – загадочный кипрско-российский юрист Андреас Неоклеоус выбыл из числа аффилированных лиц ОАО «Уралкалий» и, судя по всему, покинул пост руководителя Madura Holding Ltd.

То есть, Рыболовлев приглашал юриста на период сложных переговоров и тщательного оформления документов (не хала-бала – калийное королевство делится), а теперь – Неоклеоус сделал своё дело, Неоклеоус может уходить. Почему именно Неоклеоус, а не, скажем, бывший президент ОАО «Уралкалий» Анатолий Лебедев, о котором наблюдатели отзываются также, как о легисте весьма достойном (ведь именно высокая юридическая квалификация называлась в качестве главной причины ухода Лебедева с поста президента – Рыболовлев будто бы поручил экс-президенту все свои разводные дела) – здесь понятно. Дело с разводом, насколько можно понять из противоречивых сообщений иностранной прессы, ещё не завершилось, да и кипрско-российский юрист, наверняка, более сведущ в нюансах купли-продажи акций между кипрскими оффшорами. Тут напомним, что все фирмы-покупатели акций «Уралкалия» зарегистрированы на Кипре, как и продавец Madura Holding Ltd., так что с формальной точки зрения Дмитрий Рыболовлев отнюдь не сдержал публичного обещания уступить калийную корпорацию отечетвенному инвестору. Впрочем, Бог с ними, с формальностями.

Кстати, о разводе. Сейчас, после завершения сделки и выяснится – был ли бракоразводный процесс инициирован искренне вознегодовавшей Еленой Рыболовлевой, или это всё-таки была инициатива супруга, обеспокоенного претензиями российского правительства. Напомним, что информация о разводе и судебных тяжбах по поводу раздела имущества появилась практически одновременно с сюжетом о повторной проверки причин аварии на БКПРУ-1. Если это был притворный развод (дай Бог, Дмитрию и Елене семейного счастья), то более мы никогда о нём не услышим – если компанию и отобрали, то за хорошие деньги, причин прикрываться разделом имущества более нет. Если это был реальный процесс (дай Бог, Дмитрию и Елене счастья в личной жизни), то через некоторое время нам станут всё-таки известны хотя бы некоторые подробности, чем дело завершилось и кому что досталось.

Нет, конечно, кроме распродажи «Уралкалия» на минувшей неделе был ещё Петербургский экономический форум. Наш специальный корреспондент там присутствовал и, будем надеяться, разродится публикацией или серией публикаций – прошу считать данный текст жалобным стоном главного редактора, и именно поэтому подробно повествовать об этом мероприятии не станем.

Ещё состоялось годовое собрание акционеров «Уралкалия», но на нём не случилось ничего такого, о чём стоило бы говорить всерьёз. Кроме, разумеется, первого в истории компании избрания в Совет директоров представительницы прекрасного пола – Анны Кофф. Причём, помимо факта, имеющего гендерное значение, внимание здесь привлекает то, что Анна Кофф является одной из видных в России специалистов по подбору топ-кадров для крупных компаний. Это может указывать на повышенный интерес компании «Уралкалий» к подбору топ-менеджмента.

Впрочем, это может указывать и на то, что такой повышенный интерес имелся некоторое время назад, до перемены структуры акционерного капитала и персоналий собственников, но необязательно сохранился сейчас (представители новых акционеров, напомним, в состав вновь избранного Совета директоров не вошли). Во всяком случае, на упомянутом Петербургском экономическом форуме президент «Уралкалия» (а в скором будущем и генеральный директор этой компании) Денис Морозов заявил, что перемен в менеджменте компании не предвидится.

О чём, следует заметить, поторопился сообщить пермский «Новый Компаньон», отобразив общий страх многочисленного уралкалийного менеджмента быть уволенными (аналогичная паника охватила этих людей после начала повторной проверки причин аварии на БКПРУ-1, она же двигала ими во время недавней борьбы за «вся власть Берхеру»).

Впрочем, с социально-политической, да и всех остальных точек зрения, очевидно, что Денис Морозов под термином «менеджмент» подразумевает тех, кто управляет профильной деятельностью компании – производственной, финансовой, логистикой и т.п. Между тем всех, и журналистов более всех интересует судьба «политического» менеджмента корпорации – людей, при помощи которых Дмитрий Рыболовлев, наученный опытом борьбы с губернатором Геннадием Игумновым, выстраивал защитные бастионы от политических рисков на федеральном и региональном уровнях. К этому же «цеху» относится и политтехнологическая бригада, курирующая контакты и контракты с медиа-ресурсами (и потому более всего интересная журналистам), а также деятельность местных органов власти в Березниках.

Здесь, на вкус аналитиков «Иной газеты», не всё спокойно, некоторые перемены произошли ещё даже до годового собрания акционеров (эти перемены мы рассказывали), а в результате годового собрания, например, в Совет директоров не был избран Михаил Антонов, который до недавнего времени числился вице-президентом компании. Имеет смысл напомним, что Михаил Антонов был одним из ярких представителей именно «политического» менеджмента – одним из двух вице-премьеров правительства Пермского края, которых после роспуска этого правительства (в связи с «неудачей» «Единой России» на выборах) губернатором Чиркуновым пригрел «Уралкалий». Коллега Антонова – Игорь Папков (кстати, бывший мэр города Березники, ныне – депутат Законодательного Собрания) теперь уже даже и в вице-президентах не значится. Впрочем, сам Михаил Антонов всё ещё является вице-президентом, только теперь его уточнили – он «по стратегическому развитию».

Впрочем, в действительности это перемещение и неизбрание в Совет директоров может ничего и не значить на практике. Например, Дмитрий Чечкин то входил в оный Совет, то выходил из него, теперь и вовсе на официальном сайте компании обозначен загадочно «исполнительный вице-президент по внешним связям», однако всё это время он оставался чуть не правой рукой Дмитрия Рыболовлева, фактически определяя всю политическую стратегию корпорации и руля её кадровой политикой. Кто их, словом, разберёт, таинственных.

А вот заявление упомянутого Дениса Морозова на упомянутом мероприятии в Санкт-Петербурге о сокращении в течение трёх лет численности работников «всей группы компаний» [т.е. «Уралкалий» и дочерние фирмы] с 13,5 до 11 тысяч человек несколько напрягло жителей Березников. Ранее, напомним, в СМИ появилось признание директора по экономике и финансам «Уралкалия» Виктора Белякова о том, что «Уралкалий» до конца года сократит численность персонала до 6 000 человек. Реакция в Березниках была довольно спокойной именно потому, что речь шла исключительно об «Уралкалии» и затронуть дочерние фирмы было не должно. Сейчас прямо сказано, причём сказано самым первым (в текущей ситуации – самым-самым первым) человеком в калийной корпорации, что будут сокращены 2500 человек и сокращение коснётся всех.

Впрочем, при процветании или хотя бы прогрессивном развитии самого Города Березники (как социума) эти ожидаемые сокращения вполне могут быть компенсированы, а болезненность их уменьшена. И как раз начавшиеся (или начинающиеся? Или могущие начаться?) перемены дают шанс. И «Уралкалию», как компании, и местной мэрии во главе с Сергеем Дьяковым, как органу местного самоуправления.

Шанс, на мягкое, «нереволюционное» (напомним, что ни Сергей Дьяков, ни, тем паче, Денис Морозов себя не относят к «сторонникам революций»), но вполне реальное завершение многолетней войны «Завода по захвату Города», противостояния URKA (как группировки определённых лиц ) с Городом Березники (как социумом) в угоду непонятным мирному обывателям амбициям. Шанс начать реально решать насущные проблемы города (и компании), а не рисовать благостные картинки во имя красивых отчётов. Шанс, извините за пафос, начать жизнь сначала.

Потому что – сменились или начали меняться персонажи «у руля» города и компании (берхеровское большинство в Гордуме на деле ничего не значит), сменился собственник компании, интересы которого в Березниках местным (в смысле, находящимся здесь) менеджментом трактовались как «ура БХ» и «залижем до самых гланд» (извините вульгарность выражения). То есть, нет уже тех людей, или начали меняться те люди, личные, корыстные интересы которых не совпадали с объективным интересом Города Березники или даже противоречили ему. И нельзя уже прикрыться интересом далёкого собственника (в связи с удалённостью даже неважно – верно или неверно понимаемым) или его личным указанием. Всё сейчас в руках тех, кто здесь и сейчас.

Ненадолго. Но шанс перенаправить ситуацию в новое русло есть. Будет ли он использован, этот шанс – Бог весть.

Это был постфактум двадцать четвёртый от начала 2010 года.


Автор – учредитель и главный редактор Иной газеты – Город Березники
Персональный блог автора на Blogber: http://blogber.ru/andrey-luchnikov
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


итоги недели

Постфактум