Никому не нужный мусор

Березники, январь 2009 год.

Про свалку под Кукуштаном, прямо на пути в детский оздоровительный лагерь, писали неоднократно. Власти Пермского района тоже часто обещали построить на этом месте полигон, отвечающий экологическим требованиям. А воз, точнее мусор, и ныне там.

В редакцию обратился руководитель движения «Зелёная губерния» Александр Лимонов, приехавший из Кукуштана. По словам общественника, власти «продвинулись» в выполнении обещаний: окрестности свалки подчищены, а тех, кто везёт мусор, встречает охранник. Правда, полигоном здесь пока не пахнет.

Как сообщил Лимонов, машины, как и прежде, сваливают мусор на землю. О захоронении отходов никто не беспокоится. Глава Кукуштанского сельского поселения Олег Исаев возразил: никаких грузовиков, мол, там нет уже несколько месяцев, а мусор принимается только от населения – просто потому, что нести его больше некуда. К лету, подчеркнул Исаев, найдётся инвестор, который и начнёт строить полигон.

БЕССЧЁТНОЕ КОЛИЧЕСТВО СВАЛОК
Свалка и полигон, как сказали бы в Одессе, – это «две большие разницы», хотя чиновники часто предпочитают их путать. На свалках, в отличие от полигонов, не берутся пробы почвы и воздуха. Значит, сделать вывод о том, насколько они загрязняют окружающую среду, нельзя. На полигонах (они считаются относительно безвредными) должны быть водохранилища (на случай пожара). Мусор должен не просто закапываться в землю, а перед этим помещаться в специальную плёнку – чтобы не принести вред почве и подземным водам. Рядом с полигоном, в идеале, находится хозяйственно-бытовая зона, а вокруг – ограждение.

Полигонов «идеальных», к которым нет нареканий, немного. В Государственной инспекции по охране окружающей среды Пермского края таких насчитали три: в Березниках, Чернушке и Краснокамске. В «Зелёной губернии» к ним добавили захоронение отходов в Звёздном. Зато свалок в Прикамье несчитано. Около пятисот считаются санкционированными, несмотря на «вредность». Количество несанкционированных мест складирования отходов и в Государственной инспекции, и в общественном движении посчитать не смог-ли, отделавшись одним и тем же словом: «Много».

НИ КОНТЕЙНЕРОВ, НИ БИЗНЕСМЕНОВ
Как рассуждает заведующая сектором по контролю за обращением с отходами Государственной инспекции по охране окружающей среды Ольга Куркина,одна из причин того, что несанкционированные свалки существуют, – нерадивые перевозчики мусора. Они-де «экономят» деньги: не доезжают до пункта назначения и бросают отходы где попало. С начала года штраф для юридических лиц, который может наложить инспекция, за вред экологии вырос в десять раз и составляет 100–250 тысяч рублей. «Для индивидуальных предпринимателей Кодекс об административных правонарушениях оставил прежнее наказание – 30–50 тысяч», – отмечает Куркина.

Кроме того, бывает, что не знают законов и главы муниципалитетов. Они, отмечает Куркина, должны организовывать сбор мусора: «Но такой системы сейчас нет». Иными словами, бизнесменов – перевозчиков отходов мало. Главы же, считает Лимонов, и предпринимателей не привлекают, и сами ничего не делают, хотя могли бы, скажем, поставить контейнеры у дачных кооперативов…

ТАРИФЫ, КОТОРЫХ НЕТ
«Мы записываем всех, кто привозит нам отходы, – отмечает директор ООО «Буматика», которое арендует краснокамский полигон, Сергей Чудинов, – и передаём эти сведения властям. Те могли бы список проанализировать и выяснить, кто мусор к нам не возит, и предпринять какие-то меры. Но…»

Должны главы муниципалитетов и следить за порядком на полигонах и санкционированных свалках. Правда, Куркина не припоминает наказаний чиновников за последние годы. Обычно принимается лишь решение, например, о ликвидации того или иного места складирования отходов. Главы же пеняют на нехватку средств. «Дачники должны платить за транспортировку и утилизацию отходов», – отмечает Олег Исаев. Но таких тарифов для дачных кооперативов попросту не установлено. В том числе потому, как считает глава, что не все граждане «смогут платить», «даже по пятьдесят рублей в месяц».

ВСЁ ДЕЛО – ВО ВТОРСЫРЬЕ
Несколько «нормальных» полигонов, которые есть сейчас в Прикамье, – это много или мало? В принципе, достаточно, оценили эксперты «ПН». Но добавили: при условии, если все они будут заниматься переработкой отходов. Сейчас это делает только один полигон – в Краснокамске. По словам Сергея Чудинова, предприятие утилизирует только 80% отходов, остальные – металл, пластмассу и стекло – продаёт как вторичное сырьё.

Правда, краевые власти, которые в прошлом году вложились в строительство этого полигона, сегодня о нём забыли, отмечает Чудинов: «А наша рентабельность стремится к нулю: цены на вторсырьё ещё в конце прошлого года упали».

Текст: Михаил Данилович, «Пермские новости»
Илл. из архива «Иной газеты»

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Пермь