Чёрная метка управляющим компаниям

Неплатежи населения за коммунальные услуги стали темой для «разбора полетов», состоявшегося на прошлой неделе в городской администрации. Но инициаторами совещания стали не депутаты, и не мэрия, а «ревизор» из Перми. Наш город наряду с другими муниципалитетами края посетил начальник Государственной инспекции вневедомственного контроля Пермского края Анатолий Лаврентьев.

Краткая справка. Данная инспекция – это новая структура исполнительной власти, созданная в прошлом году Постановлением краевого правительства на базе Государственной жилищной инспекции. В числе участников встречи оказались руководители 14 действующих в городе управляющих компаний (УК), руководители ресурсоснабжающих организаций, представители администрации и прокуратуры.

ДОЛГИ НАШИ
Начиная с 2006 года и по начало февраля текущего года долги березниковцев перед оператором коммунальных услуг ООО «НОВОГОР-Прикамье» составили: теплоснабжение – 272 миллиона рублей, водоснабжение – 55 миллионов. Задолженность населения является самой большой в общей структуре долга. Проблемы неплатежей имеются и у бюджетных организаций муниципального подчинения, а также у бюджетных организаций краевого и федерального уровней, работающих на территории города. Недополученные средства не дают возможность компании «НОВОГОР-Прикамье» рассчитаться с генерирующей организацией ОАО «ТГК-9», подающей тепловую энергию на город.

ФЕМИДА БЕССИЛЬНА
Столь непростая ситуация не может не вызвать вопросов. Какие меры для ее решения сегодня предпринимаются всеми заинтересованными сторонами? И что мешает эффективно справляться с общей бедой.

По словам директора БФ ООО«НОВОГОР-Прикамье» Александра Кокшарова, сегодня для увеличения собираемости платежей с населения компания, в основном, вынуждена использовать различные стимулирующие меры, как то: конкурсы, акции среди населения с розыгрышем призов и подарков, предоставлением льгот. А такой вроде бы действенный во всем мире путь, как обращение в суд сегодня не дает должного эффекта. Так, до настоящего времени компания по суду смогла «выбить» лишь 3,5 миллиона рублей (сравните с общей задолженностью населения).
- В чем причина такой низкой собираемости в судебном порядке? - поинтересовался Анатолий Лаврентьев.

Выяснилось, что на сегодняшний день у компании «НОВОГОР-Прикамье» нет прямых договоров ни с населением, ни с управляющими компаниями. Договор, как известно, это юридический документ, определяющий права и обязанности в данном случае потребителей и поставщиков коммунальных услуг. И в нем, в частности, должны быть оговорены сроки и объемы оплаты потребителями полученного ресурса. Отсутствие на сегодняшний день прямых договоров приводит к тому, что большинство заявлений суды просто не принимают. Этот факт подтвердил и представитель прокуратуры.

Между тем, компания ТГК-9 исправно генерирует жизненно важный ресурс, компания «НОВОГОР-Прикамье» доставляет его до границ домов, а дальше наступает сфера ответственности управляющих компаний. Мы все помним, коммунальный коллапс, охвативший город с началом отопительного сезона, когда десятки домов замерзали по причине неготовности внутридомовых сетей, отсутствия запорной арматуры и прочее и прочее. По итогам осенней «накачки» со стороны Государственной жилищной инспекции, некоторые УК в совокупности «влетели» на 800 тысяч рублей штрафа.

А не получившие вовремя тепло жители просто отказывались платить. В результате за недоработку управляющих компаний с генерирующей компанией пришлось расплачиваться именно Новогору.

СПРАВЕДЛИВО ЛИ ЭТО?
– Мы предлагали управляющим компаниям заключить с нами прямые договоры, но либо не получили ответа, либо дело не пошло дальше составления протокола разногласий. При этом руководители УК ссылаются на то, что они якобы не являются поставщиком услуг, – пояснил Александр Кокшаров.
- А почему это нет договоров с УК? – повысив голос, спросил г-н Лаврентьев, обращаясь к руководителям управляющих компаний. – Вы что, не знакомы с Постановлением правительства № 307 (прим.ред. – Постановление Правительства РФ №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»)?

Последовавшая поименная перекличка управляющих компаний обозначила всю глубину трагедии. «Никак не договорились с «НОВОГОРОМ», «Есть разногласия» - типичные ответы тех, кто управляет жильем в Березниках. Чуть более многословным оказался руководитель УК «Пермская модель комфорта» Алексей Чурбанов: «Я не могу заключить такой договор, пока не будет приведен в порядок вверенный мне жилой фонд».

– Что это за лепет «не договорились»? – метал молнии Анатолий Лаврентьев. - В Постановлении Правительства черным по белому написано, что Управляющие компании являются поставщиком коммунальных услуг и обязаны заключать договор с ресурсоснабжающей организацией. Или в Березниках законы не читают? Не договорились, значит «под ручку» – и в арбитражный суд, а там уж как он решит. Бардак полнейший. Я вижу, что в Березниках для прокуратуры море работы.

Однако представитель Фемиды пояснил, что…»сегодня прокуратура не может понудить управляющие компании к заключению договоров, так как в соответствии с Жилищным кодексом РФ потребовать сделать это может только общее собрание собственников жилья в многоквартирном доме. Но жители в нашем городе довольно пассивны».

ЗАКОН - ПЛЕТЬ ИЛИ РЫЧАГ?
Вообще отсутствие энтузиазма по заключению договоров со стороны управляющих компаний можно объяснить. По сути, они становятся посредниками между «НОВОГОРОМ» и жителями, покупая у оператора ресурс и перепродавая его гражданам. Причем по закону продать его они должны по той же цене. Но и это не главное. В условиях неравномерных платежей граждан жесткие сроки оплаты за поставленный ресурс, оговоренные в договоре, могут привести к весьма плачевным последствиям для самих УК. Ведь в этом случае компания «Новогор-Прикамье» имеет полное право через суд потребовать с УК погашения задолженности. Для многих управляющих компаний, так и не научившихся работать с гражданами, и, по-видимому, считающими эту работу дурным тоном, это, по сути, «вылет в трубу».

Сложившаяся договорная практика, а точнее, ее полное отсутствие, невозможна как минимум по двум причинам. Во-первых, отсутствие договоров ставит под сомнение легитимность сбора платежей с населения. Во-вторых, по меткому замечанию г-на Лаврентьева, сегодня рядовому березниковцу в случае отсутствия тепла некуда бежать и не с кого спрашивать. С одной стороны такой договор можно расценивать как плеть, хотя правильнее сказать – хороший рычаг для повышения ответственности работы УК, и в том числе и в вопросах более активного взаимодействия с жителями.
«Учитесь или уходите с рынка!»

– Работать надо с населением, – продолжал громить «управленцев» глава инспекции. – Жители вам потому и не платят, что в лучшем случае видят лишь работу дворников. Вас в сферу ЖКХ насильно никто не тащил. И легкой жизни никто не обещал. Учитесь или уходите с рынка!

Но ладно бы только нежелание или неумение эффективно работать. Оказалось, что некоторые наши УК при явной юридической безграмотности не чужды и правого цинизма. Анатолий Лаврентьев привел поистине вопиющий пример. В подведомственную ему организацию поступило несколько звонков от березниковцев, рассказавших, что «управленцы» угрожают жителям, обратившимся с жалобами на их работу в инспекцию, заплатить предъявленные им (УК) в результате жалоб штрафы за счет платы за содержание и ремонт жилья.

– То есть, вы живя за счет жителей, не предоставляя им качественную услугу, но при этом, не забывая начислять себе зарплату, их же и шантажируете? – взревел чиновник. - Никакие штрафы не могут выплачиваться из средств жителей. Только за счет вашей же зарплаты! Я обещаю, что данные детальной проверки лягут на стол губернатору, председателю краевого правительства и кое-кто с рынка уйдет.

А между тем, директор Березниковского филиала ОАО «ТГК-9» Березниковская ТЭЦ №2» Алексей Мальцев представил информацию о текущем положении дел, попутно подчеркнув серьезность момента:
- Все регламентные работы выполняются нашей компанией по графику. Эту зиму мы пройдем нормально, да и в прежние годы случаев отключения города от тепла не было. Но в этом году мы уже получили две телефонограммы от головной организации, предписывающие снизить температуру теплоносителя на 20 процентов. Причина банальна – отсутствие платежей. Пока нам удалось договориться, и эти санкции не были применены. Не хотелось бы доводить до крайних мер в будущем, но, к сожалению, факт задолженности со счетов не сбросишь.

КУДА СМОТРИТ ГОРОД?
Серьезный разговор о проблеме задолженности, разумеется, не мог обойти стороной городскую администрацию, которая, занявшую какую-то отстраненно-заинтересованную позицию. Как бы ни «изощрялись» управляющие компании, а они все-таки работают не где-то в горах, а на территории именно этого муниципалитета и пытаются управлять жилфондом именно этого города. Отвечая на вопрос г-на Лаврентьева, что предпринимается администрацией для ликвидации задолженности, Андрей Лебедев пояснил, что в мэрии разработан план, который предполагает работу как с нанимателями муниципального жилья, так и с организациями. Сейчас идет подготовка правовой основы для его реализации.

- По муниципальным бюджетным организациям администрацией на сто процентов будут выполнены все обязательства по погашению задолженности, – сказал он. – Федеральным и краевым структурам будут направлены уведомления о наличии задолженности по оплате коммунальных услуг и необходимости её погашения у подведомственных им организаций, работающих на территории города Березники. В работе с населением со стороны администрации упор будет делаться на нанимателей жилых помещений, за которыми числится более 60 миллионов рублей только за теплоснабжение. В их адрес также будут направлены уведомления о необходимости погашения задолженности. К тем нанимателям, кто не примет их во внимание, будут применены самые жесткие меры – вплоть до расторжения договора найма жилого помещения.

Администрация города также рекомендовала ООО «НОВОГОР-Прикамье» ужесточить меры к должникам, в отношении которых уже есть решение суда о взыскании долгов. В числе таких мер – наложение ареста на имущество должников и дальнейшая его реализация.

- Я не очень понимаю позицию городской администрации в этом вопросе, – сказал Анатолий Лаврентьев. – Как собственник части жилых помещений в многоквартирных домах администрация могла бы подать пример, и потребовать от УК соблюдать правовые нормы. Два часа назад я был в Соликамске, и там выстроена нормальная схема работы УК с должниками и с предприятиями. Есть серьезные результаты работы судебной системы. По итогам 2008 года собираемость платежей составила 99%. Администрация еженедельно совещается с УК, оказывает им необходимую помощь. А в Березниках, получается, музыку заказывают Управляющие компании, где работают люди, обладающие нулевой юридической квалификацией.

Андрей Лебедев пообещал краевому чиновнику в самое ближайшее время найти варианты привести в Березниках все гражданско-правовые отношения в соответствие с законодательством. В свою очередь Анатолий Лаврентьев пообещал в апреле снова нанести визит в Березники, а до этого времени прислать в город специалистов.

Текст: Ольга Ерёменко, березниковская независимая газета “Неделя.RU”
Фото: Вадим Белов

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


ЖКХ