Социальная несправедливость - вызов Медведвеу

Подавляющее большинство россиян - 78% - считают наше государство социально несправедливым, и это - один из главных вызовов, на которые придется отвечать обновленной власти. По крайней мере, в этом убеждены авторы книги "От Ельцина Путина: три эпохи в историческом сознании россиян". Эта книга обобщила исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) за последние почти двадцать лет и показала, как за это время изменились представления о себе, стране и мире.

В 1992 году, отмечают социологи, россияне описывали свои настроения в весьма пессимистичных тонах: усталость и безразличие (36%), жестокость и агрессивность (33%), растерянность (29%), отчаяние (28%), страх (25%). Но в 2007 году впервые доминирующей характеристикой в описании собственных настроений стало слово "надежда" - его выбрала почти половина опрошенных, 40%. И хотя следом вновь идут безразличие, растерянность, отчаяние и страх, все же, подчеркивают авторы книги, нельзя не признать существенной разницы в настроениях россиян.

- Когда ВЦИОМ в 1987 году начинал свои исследования, предметом его интереса был человек советский - по мировоззрению, корням и самоощущению. Кем он стал сейчас?
- Это уже человек не советский, но еще и не российский в полном смысле этого слова, - говорит Валерий Федоров, генеральный директор ВЦИОМ. - Ведь советская идентичность еще до распада СССР активно разлагалась, государственная идеология была лишь для трибун, а на кухнях доминировали совсем другие настроения. Мы уже вышли из эпохи распада и гниения советских ценностей, но пока нельзя сказать, что доминирующее положение заняли некие другие ориентиры. Сейчас мы наблюдаем первые шаги по складыванию новой российской идентичности, но это действительно только первые шаги.

Мы видим такую сложную и, может быть, плохо сбалансированную смесь позднесоветской идентичности и элементов новой российской идентичности. Разлом этой "смеси" виден во многом. Например, 48,2% россиян хотят видеть президента своего рода "отцом нации", но почти столько же - 42,2% - считают, что глава государства просто должен быть эффективным управленцем, наемным менеджером. Отношение к государству, ко власти в этом смысле вообще оказалось очень показательным. "Своим" сегодня государство считает 41% молодежи до 25 лет и лишь 24% россиян старше 60 лет. При этом 52% в целом опрошенных полагает, что "это лишь отчасти "мое" государство, которое недостаточно хорошо защищает интересы таких, как я". И главная претензия, как раз создающая своего рода общую идентичность - это социальная справедливость. Во всяком случае, при ответе на вопрос, что именно должно быть приоритетом нового российского президента, 42 % указали политику, объединяющую все слои общества, а 43% назвали "поддержку наименее защищенных слоев общества, идеи социальной справедливости".

- Значит ли это, что Владимир Путин как второй президент России недостаточно чутко относился к общественным запросам?
- Запросов было много, и уникальность Путина в том, что он смог за короткое время продемонстирировать россиянам готовность работать во благо абсолютного их большинства, руководствуясь не собственными корыстными или частными интересами, а работой на Россию в целом, - говорит Федоров. - Кроме того, Путин очень выгодно отличался на фоне двух своих предшественников. В массовом сознании и тот и другой описываются почти одними черными красками. Был, что называется, очень низкий старт, и на этом фоне любой хоть сколько нибудь активный и энергичный деятель имеет отличную фору. Вопрос в том, чтобы эту фору использовать, а не потерять. Владимир Путин использовал эту возможность на все 150%. И уникальность его, конечно, состоит еще в том, что он обошел известный политический закон: чем дольше политик находится у власти, тем меньше он удовлетворяет интересам и запросам граждан. У нас противоположная ситуация, и Путин, скорее всего, еще долго сохранит позицию самого популярного политика.

- Тем не менее, отмечают социологи, в последние три-четыре года стабилизировалось количество тех, кто уверен - страна движется в правильном направлении. Причем стабилизировалось на отметке в 20-25%, что, по большому счету, не так уж и много. Почему так происходит на фоне достаточно высокого уровня доверия к власти, особенно президентской?
- Да, доля тех, кто полагает, что страна движется в правильном направлении, очень невелика, - признает Федоров. - Но это не новая тенденция, ей уже около 15 лет, а главная причина в том, что реформы, которых в 80-е все так страстно желали и были готовы ради этого пожертвовать многим, негативно сказались на благосостоянии огромного числа россиян. Разочарование от реформ, непонимание того, куда вообще идет страна, отказ видеть позитивную динамику, отказ верить властям - вот четыре основные причины того, что на протяжении многих лет доля россиян, полагающих, что страна идет не туда, существенна.

Но если мы возьмем разрез по материальному положению, то тут прослеживается очень явная закономерность. Чем хуже материальное положение опрошенного, тем с большей вероятностью он убежден, что страна идет не туда. Если же мы опрашиваем тех, кто скорее удовлетворен своим состоянием, то у них соотношение сил совершенно другое. Там больше оптимистов, больше тех, кто полагает, что Россия уже вышла из передряг и уже движется в правильном направлении. Таким образом, по мере улучшения материального положения россиян, роста их доходов доля тех, кто полагает, что страна движется в правильном направлении, существенно увеличивается.

- Какой основной общественный запрос Владимир Путин должен передать Дмитрию Медведеву?
- Это прежде всего запрос на экономический рост, - уверен Федоров. Мы растем уже десять лет, но все этого еще мало - слишком велика дистанция, отделяющая нас от развитых государств. Во-вторых, это запрос на более справедливое распределение "общественного пирога". То есть мы растем, но люди считают, что плоды этого роста распределяются несправедливо. И действительно, вся статистика показывает, что коээфициент имущественного расслоения у нас очень высок. Да, он на уровне США, но при этом у нас ВВП в пересчете на душу населения составляет всего лишь около трети от американского. Поэтому второй запрос - это запрос на справедливость в ее экономическом выражении, то есть на более равномерное распределение плодов роста. Третий запрос - запрос на эффективное государство.

Когда Путин пришел к власти, государства у нас по факту не существовало. Путин государство восстановил, но восстановил его в весьма архаичных, старых формах, которые, конечно, не отвечают требования сегодняшнего дня, не говоря уже о дне завтрашнем. Наше государство - это старая, плохо смазанная, дребезжащая на каждом ухабе машина. Условно говоря, такой "запорожец", но никак не "мерседес". Конечно, мы сравниваем уже с лучшими образцами государственных машин, у нас много они видят, насколько далеко вперед ушли зарубежные аналоги. И то, что удовлетворяло нас пять-семь-восемь лет назад, удовлетворять больше не может. Поэтому очень важный запрос, который Путин передает Медведеву- это запрос на повышение качества работы государства. На снижении влияния бюрократии, на свободный доступ граждан к государственным услугам, на высокое качество этих услуг. С этими запросами и придется работать Медведеву.

Текст: Антон Пятница, по материалам ВЦИОМ
Фото из архива

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Владимир Путин

Личное мнение

  • Андрей Лучников о том, что Международный женский день – правильный праздник
  • Российская жизнь непредсказуема, возможны сюрпризы. Сегодня ты лицо официальное, а завтра, глядишь, наоборот. Даже очень влиятельные люди могут превратиться в простых гастарбайтеров
  • Вот говорят: рак, рак. Страшно – аж жуть! Ааа! Да не страшилка ли это из того простенького набора, что начинается гробом на колесиках?
  • Виды на 2016 год сегодня особенно актуальны – варианта «примерно так же, как в прошлом году» точно не будет. А как будет?
  • И вот стал я думать, а сколько это – триллион? Даже не двенадцать, а хоть один? В пятитысячных прикидывал. Миллиард – это большую комнату на метр завалить
  • Эти рождественские праздники оказались для меня порядком подпорченными в ФБ. В последние недели я несколько раз касался проблемы возрождения культа Сталина в России и на оккупированных территориях Донбасса