Заплатить за возможность платить

Березниковские коммунальщики в который раз бьют тревогу: долги населения растут, несмотря на лето. По подсчётам березниковского филиала ООО «Новогор-Прикамье», число коммунальных должников этим летом перевалило за 63 тысячи человек. Между тем, в березниковском собесе, где можно оформить субсидию на квартплату и за коммуналку фактически будет платить государство, тишина, покой и безлюдье. Да и сами коммунальщики отнюдь не стремятся к тому, чтобы население воспользовалось помощью государства.

Есть такой федеральный закон – государство помогает малоимущему населению оплачивать жильё и коммунальные услуги. Субсидирует. Говоря совсем лапидарно, если уровень дохода на душу населения отдельно взятой квартиры ниже определённого государством прожиточного минимума, государство даёт деньги, чтобы это население могло оплачивать коммунальщикам их услуги.

По мысли российских властей, эта субсидия снимает сразу две проблемы. Во-первых, малоимущее население (а главная проблема России это - именно нищета населения, во всяком случае, так считает Президент Дмитрий Медведев) избавляется от самой тяжёлой части нагрузки на семейный бюджет – оплаты жилья. Что важно, поскольку вечнорастущие коммунальные тарифы не ругает только ленивый и, даже если исключить политизацию этого вопроса, коммунальные тарифы действительно растут. И будут расти. Во-вторых, коммунальные предприятия, которые так же вечно жалуются на нехватку денег для проведения ремонтов, работ по обслуживанию и вообще обеспечения нормального качества коммунальных услуг, получают не рост долгов нищего населения, а фактически ту же самую государственную дотацию. Только не «вообще», а адресно, через население.

Причём установленные федеральным законом правила позволяют жильцам в некоторых случаях избавиться от оплаты услуг ЖКХ из собственного кармана на 90 или даже 100 % (например, когда речь идёт о многодетной семье – рассчитывается, ведь подушевой доход). И на самом деле самую большую сложность при получении субсидии представляет собой сбор необходимых документов. Причём сложность не в том, чтобы их собрать, а в том, чтобы не забыть какой-либо из них.

ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ СУБСИДИИ ПО ОПЛАТЕ УСЛУГ ЖКХ
1. Справка из ЖКР о составе семьи на момент обращения с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения и родственных отношений;
2. Квитанция об уплате за жилье и коммунальные услуги с копией (или справка об отсутствии задолженности из БИРЦа);
3. Справки за газ и электроэнергию об отсутствии задолженности;
4. Паспорта членов семьи с 14 лет и копии (страницы – ФИО, прописка, семейное положение, дети);
5. ИНН всех членов семьи;
6. Свидетельство о рождении несовершеннолетних детей (до 18 лет) с копиями;
7. Справки о доходах за 6 предыдущих месяцев на момент обращения (заработная плата, стипендия, пенсия, алименты на несовершеннолетних детей, пособие по безработице из ЦЗН, выходное пособие, выплачиваемое при увольнении, заработная плата, сохраняемая на момент трудоустройства после увольнения в связи с ликвидацией организации, ежемесячное пособие опекунам, пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребёнком до 1,5 лет, оплата по договорам, доходы по акциям (дивиденды), доходы от сдачи в аренду (наём) недвижимого имущества, проценты по вкладам и др.)
Справки о зарплате от индивидуальных (частных) предпринимателей принимаются тоько при наличии трудового договора (контракта) и ксерокопии этого документа, трудовой книжки.
Трудовой договор, заключенный после 01.02.2006 и до 07.10.2006 г. должен быть зарегистрирован в администрации местного самоуправления (гл. 48 ст. 303 ТК РФ)
8. Льготные удостоверения и копии;
9. Документы, подтверждающие правовые основания владения и пользования жилым помещением и копии;
При регистрации одного из супругов по месту постоянного жительства отдельно от другого, а также от их несовершеннолетних детей, предоставляются документы о доходах обоих супругов (родителей).
Неработающие члены семьи (неработающие пенсионеры, неработающие инвалиды 2 и 3 группы и неработающие лица трудоспособного возраста) должны предоставить трудовую книжку и их копии.

Ещё необходимо иметь сберкнижку (если нет – завести в ближайшем отделении Сбербанка), поскольку именно на неё будет перечисляться субсидия. Вы снимете деньги со сберкнижки и оплачиваете коммунальные услуги.

Словом, казалось бы, ничего сложного. Квитанции о сумме начисленных коммунальных платежей должны соотнести ваш доход с расходами на коммуналку и высчитать сумму, на которую вам поможет государство. Точнее сказать, не вам поможет, а за вас заплатит. А справки об отсутствии задолженности… На самом деле, вполне подойдёт и соглашение о погашении долга. Потому что совершенно понятно, что человек, оказавшийся в затруднительном положении, скорее всего не будет столь предусмотрителен, что немедленно придёт просить субсидию.

Более того, если человек некоторое время назад получал достойную зарплату и мог спокойно оплачивать коммуналку, а потом вдруг остался без зарплаты и, соответственно, лишился возможности оплачивать коммуналку, ему, скорее всего, субсидию не дадут. Просто потому, что считается доход за предыдущие полгода, а он, как уже было сказано, был достойным и не требующим субсидии. Поэтому, естественно, к тому моменту, когда человек выждет «несубсидируемые» полгода, у него, скорее всего, накопятся долги. Все это прекрасно понимают и вместо справки об отсутствии задолженности вполне сойдёт соглашение о погашении долга, что называется, в рассрочку.

Коммунальщики, например, «Новогор» заключают такие соглашения, как правило, без лишних проблем (во всяком случае, первый раз). Однако именно здесь может возникнуть и затруднение. Потому что соглашение – дело добровольное, заключать его с неплательщиком коммунальщики не обязаны. И могут обставить заключение соглашения дополнительными условиями. Например, березниковский ДЕЗ № 2 заключает такие соглашения только при условии погашения неплательщиком, как минимум, половины долга.

Кстати, это вполне уникальный в Березниках случай. Например, по словам директора ЖПЭТ-1 Виктора Барашкина, его предприятие требует лишь предварительной оплаты набежавшей пени (как правило, до 300 рублей, что при сумме долга, скажем в 3 или 5 тысяч – совсем немного). А по словам начальника БИРЦа Марины Станкевич, в этом предприятии при заключении соглашения о погашения коммунальных долгов перед БФ «Новогор-Прикамье» предварительных оплат не требуют. При этом и Барашкин, и Станкевич совершенно согласны, что вводить предварительное условие при заключении соглашения – полное право ДЕЗ № 2.

В этом с ними солидарен и заместитель начальника Управления городского хозяйства Анатолий Корюков: «Договор – это согласие двух сторон. И у каждой управляющей организации есть право ставить условия перед должниками. Понятно, что есть разные житейские ситуации, и образовавшиеся долги за коммунальные услуги бывают вынуждеными. Но и коммунальные организации зависят от этих денег – это их заработная плата. Требуя оплаты части коммунальных долгов перед заключением соглашения о рассрочке платежей, работники коммунальной службы тем самым хотят быть уверены в получении своей заработной платы».

Кто бы спорил. Никто и не спорит. Право есть право, оно свято. Только… Только вопрос состоит в другом: а коммунальщикам вообще-то нужны деньги или долги? Потому что с точки зрения житейской логики обставление заключения соглашения о погашении долга в рассрочку предварительными условиями (причём это соглашение требуется для получения субсидии, чтобы не возникало долгов) очень похоже на следующее: разбогатеешь, тогда и отдашь. Горожанин обращается за субсидией именно потому, что у него нет денег оплачивать коммунальные услуги! У него, ведь, поэтому и долги образовались, что денег нет… Причём, если он НЕ получит субсидию (а субсидию он не получит, потому что с ним не заключат соглашение, а соглашение он не заключит, потому что не сможет погасить хотя бы половину долга), то дальше долги будут просто расти! И всё! Причём взыскать эти долги, по единодушному признанию всех коммунальных специалистов, чрезвычайно сложно – особенно если гражданин действительно находится в затруднённом материальном положении, а не просто ленится дойти до ближайшей кассы БИРЦа.

Т.е. требование упомянутого ДЕЗ № 2, который находится вполне в своём праве и вполне обоснованно пытается что-то себе гарантировать, оборачивается напрямую против самого ДЕЗа № 2. Он не просто лишается денег, а даже и самой надежды эти деньги получить. Причём тем самым отсеиваются вполне добропорядочные граждане – те, которые искренне намерены платить за коммуналку (только денег не хватает), затем они за субсидией и обращаются! Добро бы это соглашение с ДЕЗом было бы гражданам нужно для устройства на работу, для извлечения какого-либо дохода и т.д. Так ведь нет! Проще говоря: коммунальщики гражданина вынуждают заплатить деньги за то, чтобы он получил возможность платить коммунальщикам деньги! По большому счёту, это всё равно что продавать входные билеты возле арбузной кучи, к которой открыт доступ со всех сторон. Даже Остап Бендер, торгуя билетами у Провала (не нашего, а Пятигорского), находился в более выходном положении – по крайней мере, он не нёс затраты на содержание Провала.

И закономерным кажется совершенно другой вопрос: если в таком простом случае коммунальное предприятие действует вопреки собственным интересам, в погоне за эфемерным доходом отрезает себе возможность получения реальных денег, то где гарантия, что в остальных случаях оно ведёт себя более разумно и целесообразно? И, может быть, современные проблемы коммунального хозяйства не только в низких или высокх тарифах, недостаточной сознательности населения или низкой его платёжеспособности? А может быть, современное коммунальное хозяйство находится в таком состоянии из-за неумелого управления? По крайней мере, в Березниках.

Текст: Елена Пожыгаева, Антон Пятница

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс