Город–сказка, город-мечта

Так вот ты какая, Куритиба!

Дважды в течение месяца услышал о бразильском городе Куритиба, о существовании которого раньше знал только благодаря его футбольному клубу. Услышал от мэра Мотовилова и губернатора Чиркунова. Услышал, скажем так, в не очень формальной обстановке, но совсем не в привязке к футболу. Андрей Владимирович сообщил, что изучал по всем возможным источникам деятельность мэра Куритибы, а Олег Анатольевич рассказал о своей недавней поездке туда. Учитывая, что ездил туда губернатор вместе с градоначальником Перми, становится любопытно, почему этот бразильский cidade так привлекает высший слой управленцев нашего края.

Это другое полушарие, другой климат, да и чем он может отличаться от хрестоматийного Рио, в котором полтора миллиона и все поголовно в белых штанах. Оказывается, может. И какие-то аналогии с Прикамьем есть.

Во-первых, Curitiba в переводе с португальского – «сосновое место», вроде как Боровск. Аналогия подкрепляется тем, что и основная промышленность в Куритибе целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая. День города – 29 марта, почти как у Березников. Основан в 1693 году, за 30 лет до Перми.

С Пермью же Куритибу роднит и статус. Это вам не какой-нибудь заштатный, а вполне «штатный» город. В смысле, столица штата. Штат – Парана, по названию большой реки. Население столицы «Паранского края» даже больше, чем Пермского – 1,8 миллиона жителей, причем за последние 40 лет утроилось.

Почему это так важно? Потому что как раз примерно 40 лет назад тамошним мэром стал Джейм Лернер, который собственно и сделал из Куритибы Куритибу. Ту, которую все сейчас и знают.

Лернер не был ни комсомольским вожаком, ни горным инженером. Он был архитектор, возглавлял институт городского планирования. В глухие годы правления военной хунты Лернер заложил в Куритибе систему проспектов, перед прокладкой которых город купил землю вдоль них. На этой земле строились недорогое многоэтажное жилье, школы, больницы, магазины. Таким образом, окраины получали инфраструктуру такую же, как в центре. Это позволило разгрузить его, сохранив старинные улицы, некоторые в пешеходном режиме.

Лернер вообще не любил автомобили, а был фанатом общественного транспорта и создал лучшую его систему. Сейчас трехсекционные автобусы Volvo местной сборки с 5 входными дверями, вмещающие до 270 пассажиров сразу, перевозят 20 тысяч человек в час. Для сравнения метро в Рио-де-Жанейро (6,5 миллионов жителей) перевозит в 4 раза меньше.

В Куритибе общественный транспорт самоокупаемый. Потому что транспорт - общественный, но все автобусы - частных компаний. Билет – 45 центов США (13 рублей). Муниципалитет устанавливает расписание, тарифы, и у него голова не болит, хватает этого перевозчикам или нет. Те же решают проблему доходности, гоняя автобусы по проспектам как угорелые.

Город финансирует только остановки, которые представляют собой стеклянные цилиндры одной длины с автобусами. Плата производится при входе в цилиндр, поэтому кондукторы в автобусах не нужны. Двери станций совпадают с дверями автобусов. Полы тоже, поэтому инвалиды попадают в них без проблем.

Другой фишкой Лернера стала экология. «Мусор – это не мусор», так называется программа, раздельного сбора отходов и их переработки, в которой с увлечением участвуют все жители. Экологическое воспитание тотальное. От начальной школы до университета. Поэтому в Куритибе, в отличие от других бразильских мегаполисов нет вони и мусора. Зато есть много парков. Абсолютно однотипных и почти пустых, как свидетельствует Олег Чиркунов, но которыми горожане очень гордятся. Вообще, как признался Олег Анатольевич, самое сильное впечатление от Куритибы то, как куритибано гордятся тем, что живут именно в этом городе.

Так что топ-топ-менеждеры земли пермской, кажется, увидели ориентир для своей деятельности. Это хорошо. Правда, сложно посчитать, что труднее, каждому пермяку и березниковцу съездить в этот город-сказку или сделать Куритибу на берегах Камы.

И еще два обстоятельства. Губернатор с удовлетворением отмечал, что высокий уровень гордости куритибян за жизнь в своем городе-мечте значительно превышает аналогичный показатель у пермяков, а вот уровни средней зарплаты почти равны. 550 долларов США в месяц. Тут пусть власть поосторожней: мы гордиться готовы, но зарплата пусть все-таки растет.

И второе. Лернер начинал при хунте. Но произошедшая потом демократизация ему не помешала. Больше того, сейчас он уже губернатор. Именно так, сначала…, а потом… Неизвестно еще, получилось ли бы у него, если пошло наоборот.

Текст: Александр Павлов
Фото из архива

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Личное мнение

  • Андрей Лучников о том, что Международный женский день – правильный праздник
  • Российская жизнь непредсказуема, возможны сюрпризы. Сегодня ты лицо официальное, а завтра, глядишь, наоборот. Даже очень влиятельные люди могут превратиться в простых гастарбайтеров
  • Вот говорят: рак, рак. Страшно – аж жуть! Ааа! Да не страшилка ли это из того простенького набора, что начинается гробом на колесиках?
  • Виды на 2016 год сегодня особенно актуальны – варианта «примерно так же, как в прошлом году» точно не будет. А как будет?
  • И вот стал я думать, а сколько это – триллион? Даже не двенадцать, а хоть один? В пятитысячных прикидывал. Миллиард – это большую комнату на метр завалить
  • Эти рождественские праздники оказались для меня порядком подпорченными в ФБ. В последние недели я несколько раз касался проблемы возрождения культа Сталина в России и на оккупированных территориях Донбасса