Писатель против интеллигенции

Русский писатель Александр Кабаков приобрел широкую известность в 1988 году, опубликовав роман-антиутопию «Невозвращенец», в котором предсказывалось кровавое крушение СССР. Автор множества рассказов, повестей, романов, пьес и сценариев, Кабаков пользуется давним авторитетом в либеральных кругах. Он выступал в качестве колумниста во многих демократических изданиях. Однако в интервью каналу Russia.ru писатель проявил себя с неожиданной стороны.

Интернет-канал Russia.ru выпустил ролик – интервью с писателем Александром Кабаковым. Известный и весьма уважаемый в интеллигентской демократической среде писатель выступил с резкой критикой многих вещей, которые либералы привыкли считать незыблемыми. Например, он видит в современном Западе не твердыню демократии, а общество, «склонное к суициду». В распространении политкорректности и отступлении от «устаревших» традиций – не мощную поступь прогресса, а симптом болезни.

В Соединенных Штатах Америки – не оплот «свободного мира», а самое уязвимое звено современного мира. «У Америки слабый тыл», – пояснил свою мысль Кабаков. Под тылом он подразумевает университеты, клубы, массмедиа и прочие цитадели либерализма. Именно из-за них США проиграли во Вьетнаме, а теперь проигрывают в Ираке.

По мнению писателя, дело в том, что в Америке (да и в целом на Западе) появилась интеллигенция.

Не интеллектуалы – люди, занятые умственным трудом, а именно интеллигенция – «часть общества, настроенная исключительно на противостояние власти». По этой части у России есть свой горький опыт. Русская интеллигенция, убежден писатель, совершила большой грех, разрушив государство и подорвав устои общества. И сейчас, после всего пережитого нашей страной в ХХ веке, нынешняя интеллигенция ведет себя точно так же. «Вместо попыток давать советы царям и улучшать нравы – попытки возбудить толпу. Ничему не научились», – печально констатирует писатель.

То, что интеллигенция именно такова, Александр Кабаков иллюстрирует на примере нынешних «демократических» лидеров – Эдуарда Лимонова и Михаила Касьянова. Первый, по его мнению, просто порочит звание писателя. Ну а в отношении экс-премьера Кабаков еще более категоричен: «Другая Россия» называет себя «оппозицией совести». Не может возглавлять «оппозицию совести» человек по прозвищу Миша Два Процента!»

Эту часть своего рассуждения Кабаков резюмировал афоризмом: «Ничто не может примирить меня с этой властью, кроме ее противников».

Притом в оценке современного состояния страны писатель отнюдь не склонен к позитивному пафосу. В частности, Кабаков с большими опасениями относится к развитию сетевой культуры, разрушающей, как он полагает, традиционную культуру и духовные авторитеты. В демонстративном отбрасывании культуры «офисным планктоном» писатель видит «бунт первоклассников против учительницы».

Тем не менее в минорном тоне прозвучала и нотка оптимизма – в том, что касается состояния интеллигенции и ее отношений с властью.

Кабаков привел пример современного модного писателя Захара Прилепина, поддерживающего национал-большевиков, сравнив его с Максимом Горьким – тоже бунтарем. Он напомнил, что Императорская академия в свое время отказалась принять в свои ряды Горького. А вот Путин с Прилепиным встретился. Это, как считает Александр Кабаков, свидетельствует как о том, что власть поумнела, так и о том, что бунтарь пошел другой, – Горького бы к царю не позвали, а если бы позвали, то он бы не пошел.

К счастью, нынешние интеллигенты не столь яростно последовательны.

Текст: Юрий Гиренко, Взгляд
Фото: ИТАР-ТАСС

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Владимир Путин

Личное мнение

  • Андрей Лучников о том, что Международный женский день – правильный праздник
  • Российская жизнь непредсказуема, возможны сюрпризы. Сегодня ты лицо официальное, а завтра, глядишь, наоборот. Даже очень влиятельные люди могут превратиться в простых гастарбайтеров
  • Вот говорят: рак, рак. Страшно – аж жуть! Ааа! Да не страшилка ли это из того простенького набора, что начинается гробом на колесиках?
  • Виды на 2016 год сегодня особенно актуальны – варианта «примерно так же, как в прошлом году» точно не будет. А как будет?
  • И вот стал я думать, а сколько это – триллион? Даже не двенадцать, а хоть один? В пятитысячных прикидывал. Миллиард – это большую комнату на метр завалить
  • Эти рождественские праздники оказались для меня порядком подпорченными в ФБ. В последние недели я несколько раз касался проблемы возрождения культа Сталина в России и на оккупированных территориях Донбасса