Соликамский тупик

Апокалиптически настроенная (пермская, разумеется) пресса уже подсчитала: если в ближайшие дни железная дорога уйдёт в землю, то страна может лишиться 40% газетной бумаги, 100% магния, 100% редких земель, 100% титана, 55% калия и 10-15% азотных удобрений.

РЖД пообещали вложить в строительство обводной железной дороги 450 миллионов рублей и осторожно уточнили, что проект рассчитан до 2010 года. Это уточнение несомненно добавило оптимизма березниковско-соликамским промышленникам. В данном случае, следует уточнить, что под «березниковско-соликамскими промышленниками» понимаются все крупные промышленные предприятия Северного Прикамья, за исключением «Уралкалия». Уралкалийщикам оптимизма добавлять не нужно, в свете последних событий они, пожалуй, единственные из североприкамских промышленников смотрят в будущее без тени боязни, а даже с каким-то задором и надеждой на лучшее. С точки зрения «Уралкалия» железная дорога в обход Провала может быть построена хоть и к столетию Великой Октябрьской социалистической революции, а хоть и приурочена к празднованию тридцатилетия высадки российских космонавтов на Марсе.

Остальная североприкамская промышленность, разумеется, заинтересована в ином развитии событий. Что «Сильвинит», что «Азот», что «Ависма», без которой, кстати, может и вовсе не состояться празднование тридцатилетия высадки российских космонавтов на Марсе. В этой связи с начала недели как пули по степи свистят разнообразные информации «на тему», в которых называются самые различные сроки открытия движения по новой обводной ветке, которую даже ещё не начинали строить – то 1 февраля, то 1 января, а то «в декабре начнётся строительство».

Исходя из разнообразия и противоречивости информаций, из того, что строительство до сих пор не начато, а начатое ещё зимой проектирование новой ветки так и не закончено, смею предположить, что в умах и информациях сроки накладываются на сроки, всё смешивается, и услужливая память при ответе на чей-либо вопрос вытаскивает очередную определённую дату, не особо раздумывая, что это за дата. Так что вполне может быть, что открытие движения с 1 февраля просто перепуталось с проседаниями почвы под действующей обводной железкой, которые прогнозируются на февраль при «средненеблагоприятном прогнозе». А начало строительства в декабре перепуталось со сроком завершения Переселения и выборами 2 декабря. А начало движения 1 января – с Новым годом.

Собственно, это не столь важно. Важно то, что Провал создал угрозу практически всему североприкамскому бизнесу, за исключением «Уралкалия». От патриотических возмущений, мол, что потеряют страна и государство, воздержимся, поскольку под «страной» и «государством» в данном случае подразумевается именно крупный бизнес Северного Прикамья. Вот он действительно оказался под угрозой. Под двойной.

Первая угроза это, понятно, совершенно прямые убытки от прекращения возможности поставок продукции. Однако страшнее и опаснее другая образующаяся в результате Провала угроза – угроза социального взрыва. В официальных сообщениях пока ничего такого не звучит (и лично я сомневаюсь, что зазвучит, пока не заполыхают барские усадьбы), а неофициальные источники ИнГи доносят, например, что на «Сильвините» усиленно готовят площадки для хранения калийной продукции в период железнодорожного коллапса. Но много ли таким образом сохранишь? Поэтому рабочих настраивают на вынужденные отпуска с сохранением 2/3 зарплаты. Имея в виду ближайшую перспективу сокращения производства (имеется в виду прежде всего «Сильвинит», но поговаривают, что то же происходит и на СМЗ, и на Соликамскбумпроме), решение – верное, чуть ли не единственно верное. Но и социальный эффект вполне предсказуем. (Вдруг подумалось: ой неспроста Геннадий Тушнолобов отказался принять партийную ответственность за результат выборов 2 декабря. Бабушка натрое сказала, какими словами теперь одобрит политику Партии родной Тушнолобову Соликамск. А судить о Тушнолобове будут прежде всего по Соликамску).

Кстати, если ситуация будет развиваться так, как она развивается сейчас (а нет никаких поводов предполагать иное), прямым результатом Провала и железнодорожного коллапса может стать долгожданное поглощение «Уралкалием» «Сильвинита». По сути, соликамский конкурент березниковского гиганта почти поставлен на колени, каждая задержка со строительством новой железной дороги пригибает «Сильвинит» к земле и нет у соликамских калийщиков никакой политической силы, чтобы на сроки строительства повлиять. В отличие от «Уралкалия», который давно, прочно и грамотно обрёл политические рычаги на всех уровнях власти. И нет во главе «Сильвинита» Петра Кондрашёва – идейного противника капитуляции «Сильвинита» перед Дмитрием Рыболовлевым. В отличие от «Уралкалия», который по-прежнему принадлежит Дмитрию Рыболовлеву, который никогда и не отказывался от идеи стать абсолютным монархом калийных угодьев России.

Такова вероятная перспектива «Сильвинита», хотя и без поглощения ему придётся несладко, Как, впрочем, и всем прочим промышленникам Северного Прикамья. Несладко уже сейчас. И даже когда – если – когда через березниковский Провал в соликамский тупик прорвётся новая железная дорога, социальные последствия предстоящего, ожидаемого, прогнозируемого сокращения производства будут на северных территориях долго икаться. Под «северными территориями», впрочем, можно понимать не только Соликамск, но и березниковские «Азот» и «Ависму», сбыт (а соответственно, производство) которых прямо зависит от стабильности железнодорожного сообщения. С соответствующим социальным эффектом.

Причём выход из этого тупика только один – скорейшее, быстрейшее, стремительнейшее строительство новой железной дороги. Причём нетрудно догадаться, что бесполезно ожидать скорой, быстрой, стремительной помощи хоть от федерального бюджета, хоть от РЖД. Федеральная власть, напомню, решение помочь уже принимала, и эта помощь предназначилась на Переселение, а не железной дороге. Добиться дополнительной помощи, считай что и невозможно, никаких политических сил не хватит, которых и нету, собственно, ни у кого в Северном Прикамье (если не считать «Уралкалий», естественно). Железнодорожники, по большому счёту, в восстановлении стабильного ж/д - сообщения заинтересованы не чрезмерно. Запланировать – запланировали, а в какие сроки – уж извините, заставить железнодорожников ускориться, политического влияния не хватит ни у кого в Северном Прикамье (если не считать «Уралкалий», естественно). Собственно, РЖД абсолютно резонно ждут, что в новую железку инвестируют те, кому оно больше всех надо. Североприкамские промышленники. За исключением «Уралкалия», естественно. У которого единственного имеется относительно серьёзное политическое влияние, но который это своё влияние, нетрудно догадаться, употребляет на решение собственных, уралкалийных задач. Поскольку «Уралкалий» - единственное в Северном Прикамье предприятие, которому от железнодорожного коллапса никаких убытков, а одна сплошная польза.

Таким образом, помимо убытков от нарушения железнодорожного сообщения, помимо вкушения социального негатива промышленным китам придётся нести и бремя расходов по ускорению железнодорожного строительства. Был бы у крупного бизнеса свой Павка Корчагин, может быть, и обошлись энтузиазмом космомольцев и принудительным буржуйским трудом, а так – деньги придётся вкладывать. Причём всем. За исключением, разумеется, «Уралкалия». У которого единственного в Северном Прикамье есть действенное политическое обеспечение и совершенно железобетонный, непробиваемый аргумент для этого обеспечения: а мы людей спасаем. Перебить этот аргумент могло бы только образование массовых недовольств, причём непросто недовольств, а протестных акций, причём сопряжённых с настоящей информационной войной – всё, чтобы указать и доказать, мол, на самом-то деле «Уралкалий» никого не спасает, ату его! При определённом уровне это лишило бы «Уралкалий» нынешнего политического обеспечения и, соответственно, могло бы вынудить пойти на то или иное соучастие в решении общей проблемы.

Однако именно с этой стороны «Уралкалий» прикрыт исключительно надёжно – через контроль информационного пространства, политических систем и вообще общественной жизни в Березниках. Более того, североприкамский бизнес все последние годы наглядно (например, на выборах в Березниках или на выборах соликамского мэра) демонстрировал неумение (даже в редких случаях, когда возникало желание) справляться с политическими процессами и, соответственно, просто неспособен оказать на «Уралкалий» сколько-нибудь ощутимое воздействие. Соответственно, нести убытки, терпеть социальный негатив и строить новую железную дорогу североприкамский бизнес будет без «Уралкалия». Но под его внимательным присмотром и, соответственно, с коррективой на интересы "Уралкалия". Ведь выход из соликамского тупика по любому - через Березники.

Текст: Андрей Лучников
Фото: Березниковский Форум

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


спасибо Уралкалию

Личное мнение

  • Андрей Лучников о том, что Международный женский день – правильный праздник
  • Российская жизнь непредсказуема, возможны сюрпризы. Сегодня ты лицо официальное, а завтра, глядишь, наоборот. Даже очень влиятельные люди могут превратиться в простых гастарбайтеров
  • Вот говорят: рак, рак. Страшно – аж жуть! Ааа! Да не страшилка ли это из того простенького набора, что начинается гробом на колесиках?
  • Виды на 2016 год сегодня особенно актуальны – варианта «примерно так же, как в прошлом году» точно не будет. А как будет?
  • И вот стал я думать, а сколько это – триллион? Даже не двенадцать, а хоть один? В пятитысячных прикидывал. Миллиард – это большую комнату на метр завалить
  • Эти рождественские праздники оказались для меня порядком подпорченными в ФБ. В последние недели я несколько раз касался проблемы возрождения культа Сталина в России и на оккупированных территориях Донбасса