Стенограмма беседы Владимира Путина с Россией

Стенограмма беседы Владимира Путина с Россией Беседа Президента Российской Федерации Владимира Путина с Россией продолжалась 2 часа 53 минуты. За это время Президент ответил на 52 вопроса из поступивших 2297436. Публикуется с сокращениями.

Москва Кремль
25 октября 2006

БРИЛЕВ С.: Здравствуйте еще раз. Владимир Владимирович, есть уже у этих "прямых линий" своего рода традиции: первый вопрос мы, ведущие, забираем под себя. Он о том, что удалось сделать за этот год, что еще предстоит сделать.

ПУТИН В.В.: Успех или неудачи любой страны в современном мире определяются, прежде всего, тем, что происходит в экономике. И один из главных, основных показателей самочувствия экономики - это темпы экономического роста.

Мне придется повторить некоторые вещи, которые, так или иначе, звучали уже. Напомню, что за последние годы наша экономика развивается темпами около семи процентов ежегодно, чуть больше, чуть меньше. В этом году, на данный момент времени, мы вышли на уровень 6,6 процента. Много это или мало? В Европе это один - полтора - два процента, в Соединенных Штатах - к трем подбираются, три с небольшим. В азиатских странах это 10, чуть больше, чуть меньше. В целом мы находимся как бы в середине. Но если вспомним о проблемах нашей экономики еще лет пять-семь, восемь назад, то надо констатировать, что это хороший темп роста экономики. Это первое.

Второе. Нам удается все-таки подавлять инфляцию, не такими темпами, как бы нам хотелось, но это все-таки происходит. И это тоже очень важный момент. Наверняка мы сегодня, так или иначе, будем об этом говорить, потому что рост цен, инфляция отражается на социальных вопросах, на жилье, отражается на других проблемах, которые чувствительны для людей, для граждан страны.

Мы пересекли знаковый рубеж в августе этого года. Мы полностью расплатились, практически полностью расплатились с долгами, внешними долгами еще Советского Союза и новой России начала 90-х годов. Это свидетельство здоровья экономики, это повышает доверие к России. Мы никому не должны. И это означает, что соотношение долга и ВВП страны у нас сейчас одно из лучших в Европе. Растут инвестиции в основной капитал, примерно темпом 11 процентов. Серьезный рост мы наблюдаем в сфере иностранного инвестирования. За первые девять месяцев текущего года - 41,9 процента.

На этом фоне удается решать и социальные проблемы. Рост реальных доходов населения - я сейчас не буду перегружать наших зрителей цифрами, но за вычетом инфляции - примерно 11 процентов. 12,8 процента - рост заработной платы. Пенсии выросли в реальном исчислении на 6,1 процента. Но и здесь я бы хотел обратить внимание на проблемы.

Первое. Мы все-таки фиксируем снижение темпов роста промышленного производства, он у нас за последние годы снижается. В этом году 4,2 процента. Связано это в том числе и с сокращением добычи полезных ископаемых, с сокращением темпов роста добычи полезных ископаемых. Это первое.

Второе. Я говорил о доходах населения. Зарплата, допустим, на 12,8 выросла, а производительность труда - важнейший показатель развития экономики и качества экономики - всего на 6 процентов. И это не хорошо. На это нужно обратить внимание - и на первое, и на второе. Имея в виду, что при повышении покупательной способности населения и вообще при росте возможностей участников экономической деятельности, финансовых возможностей увеличивается импорт и это подавляет развитие собственной промышленности. Но в целом я бы сказал, что мы можем быть удовлетворены тем, как развивалась страна, тем, как развивается наша экономика.

ЛУШПАЙ В.Д.: Здравствуйте, Владимир Владимирович! Я Лушпай Владимир Дмитриевич, работаю водителем междугородних перевозок, пассажирских перевозок. Давно уже идет вопрос о дороге с Дальнего Востока на Большую землю, но до сих пор нет ее. У меня родственники живут в Казахстане и я с удовольствием бы съездил из Находки в Казахстан на своей автомашине, но нет дороги, нет единого государства. Так скажите, когда будет дорога?

ПУТИН В.В.: Корреспондент, который там работает, обратил внимание на то, что у нас в Москве утро, а у вас на Дальнем Востоке уже вечер, это говорит об огромной территории нашей страны. Кстати говоря, Японию все называют Страной восходящего солнца, имея в виду, что она восточная страна, но еще восточнее находится Новая Зеландия, а восточнее Новой Зеландии - наша Чукотка. Так что если быть точным, то Страна восходящего солнца - это Россия.

А теперь по поводу Вашего вопроса по существу. На дорожное строительство мы тратим достаточно большие деньги. Тем не менее, их недостаточно так же, как и недостаточно внимания государства к этим проблемам. Вообще ограничения инфраструктурного характера - и в энергетике, и в авиации, и на море, на реке и железной дороге - все это становится существенным фактором ограничения экономического роста в стране. Поэтому мы будем уделять этому возрастающее внимание, и не только на Дальнем Востоке. Для нас существенным является сегодня расширение транспортных возможностей на направлениях перемещения экспортно-импортных грузов, это в основном северо-запад, калининградское направление, Ленинградская область, Петербург с выходом на Скандинавию. Это дорога "Дон" из Москвы в Новороссийск, это Джубга на Сочи, где тоже сообщение между южными городами не самое лучшее сегодня.

И, конечно, ваша трасса - Чита-Хабаровск. Она не самая маленькая - 1800 километров. Будет строиться, и строится уже в несколько этапов, точнее сказать, в два этапа. На первом этапе, до 2007 года, до конца следующего года, дорога должна быть построена в черновом варианте, в прямом и переносном смысле этого слова. Боюсь ошибиться в дорожной терминологии, Вы, наверное, знаете ее лучше, чем я, - это так называемое черное гравийное покрытие. И к 2010 году это должно быть в асфальте. Финансирование идет стабильно. И не сомневаюсь, что она будет закончена.

В целом мы увеличиваем средства на дорожное строительство. Если в прошлом году и в текущем году где-то 100 миллиардов выделяется, в следующем году - 130 миллиардов, плюс различные субсидии, которые будут где-то в районе 65 миллиардов. В целом в следующем году выйдем на расходы в этой части где-то около 200 миллиардов рублей.

МИЛОВАНОВА Е. ( Президент экологического фонда "Надежда").
Владимир Владимирович, хорошо, что Вы лично вмешались в проводку нефтепровода вдоль Байкала. Теперь у наших соседей на Сахалине идут проверки крупных компаний, в том числе иностранных. Но дело в том, что у российских нефтяных и газовых компаний не все в порядке с экологией. Я имею в виду недавние репортажи по телевидению о рыбе, которая выбросилась на Сахалине. У меня такой вопрос: кто же будет нести ответственность за природу - наше главное богатство?

ПУТИН В.В.: Во всех индустриальных странах, да и в развивающихся экономиках, всегда люди решают одну важнейшую для себя задачу - как обеспечить развитие и сохранить природу. И всегда ищут баланс между первым и вторым. Что касается нас, то мы уделяли и будем уделять первостепенное значение проблемам сохранения природы.

Вы упомянули о проекте нефтяной трубопроводной системы из Сибири к Тихоокеанскому побережью. Должен сказать, что это не простая задача технически и технологически и не дешевая. Не знаю, звучали эти цифры или нет, - это будет стоить нам дополнительно миллиард долларов. Но поскольку эта трасса подойдет ближе к месторождениям, то нефтяные компании сэкономят на вспомогательных маршрутах. И в целом не такие уж большие траты. А Байкал мы сохраним. Его вообще нельзя оценить деньгами, это наше национальное достояние.

То же самое касается нашей работы и по другим направлениям. Причем это относится и к иностранным компаниям, и к отечественным компаниям. И экологические службы при поддержке (думаю, что здесь мы все союзники) неправительственных экологических организаций будут тщательно следить за соблюдением действующего законодательства.

БУХАЛЬСКИЙ В.А.: Виктор Андреевич Бухальский.
Совсем недавно над Северной Кореей испытали ядерное оружие. Это рядом с нами. Нам это не нравится. Что сейчас будем делать?
Спасибо.

ПУТИН В.В.: Понимаю Вашу озабоченность и полностью ее разделяю. Вы наверняка слышали нашу реакцию сразу же после того, как эти испытания были произведены. Мы считаем, что эти действия недопустимые. И не только потому, что это наносит ущерб нашим отношениям с Северной Кореей, с Корейской Народно-Демократической Республикой, не только потому, что испытания проходят в непосредственной близости от нашей границы, это всего 177 километров. Хорошо, роза ветров там такая, что все дует в океан, не на нашу территорию. Мы следили и будем самым тщательным образом следить за экологической обстановкой. И у нас достаточно для этого средств, национальных средств контроля. Но, разумеется, мы вместе должны понять, почему это произошло. Думаю, что одна из причин заключается в том, что не все участники переговорного процесса смогли найти верную тональность ведения этих переговоров. Никогда не нужно загонять ситуацию в тупик.

Никогда не нужно одну из договаривающихся сторон ставить в такое положение, из которого у нее практически нет выхода, кроме одного - обострения ситуации. И выход из сложившейся ситуации заключается в том, чтобы вернуться в шестисторонний формат переговоров: это Россия, Китайская Народная Республика, другие страны, включая Соединенные Штаты Америки, и, конечно же, Корейская Народно-Демократическая Республика. Мы слышим, что сегодня оттуда есть сигнал о том, что страна готова вернуться в переговорный процесс при обеспечении ее национальных интересов, связанных с безопасностью и развитием мирного атома. Полагаю, что при доброй воле всех участников этого процесса выход может быть найден.

ЕЛОВСКИЙ Е.Л.: Здравствуйте. Еловский Евгений Львович. Владимир Владимирович, я бывший пилот гражданской авиации, отлетал 30 лет. В настоящее время меня и моих коллег очень беспокоит вопрос безопасности полетов. Безопасность полетов - это современные воздушные суда и высококвалифицированные подготовленные экипажи. У меня сын летает тоже командиром корабля на самолетах, на которых я летал еще в молодости, то есть самолетам уже по 30 лет. В 90-м году наши летные училища выпускали порядка 600-700 пилотов, сейчас выпускают порядка 70-80. Средний возраст в 90-м году у пилота был 28-29 лет (я имею в виду гражданской авиации), а в настоящее время он уже 40-42 года. В связи с этим все-таки, когда наша авиационная промышленность начнет выпускать хорошие и современные суда и кто нас будет на них возить? Спасибо.

ПУТИН В.В.: Это проблема очень острая и беспокоит, конечно, не только профессионалов, практически всех граждан России, потому что объемы перевозок увеличиваются. И для такой страны, как наша, с ее огромной территорией, безусловно, авиационный транспорт и аэродромное хозяйство являются приоритетными. Полностью с вами согласен. Согласен также и с тем, что здесь у нас есть большие проблемы. Не случайно вопросы, связанные с безопасностью полетов, звучат из вашего города. Это Иркутск, и мы знаем, что там случилось, знаем об этой ужасной катастрофе, в которой погибло столько людей. Что здесь можно сказать?

Во-первых, эта катастрофа вряд ли связана с состоянием нашего авиационного транспорта, потому что, как известно, она произошла с воздушным судном французского производства, на котором еще стоял американский двигатель. И выработано всего было (Вы как профессионал поймете меня), выработано было всего две трети ресурса, то есть одна треть ресурса не выработана, а это такое воздушное судно, которых очень много не только в наших авиационных компаниях, не только у наших авиационных перевозчиков, но и в иностранных компаниях. Это большой ресурс. И самолет проходил все необходимые процедуры обслуживания и в срок. Сейчас не будем останавливаться подробно на этой катастрофе, потому что специалисты должны выявить окончательную причину, в чем она, эта причина: или в отказе техники, или в ошибках экипажа. Пусть эксперты скажут свое окончательное слово и вынесут окончательный вердикт. В вашем регионе, конечно же, нужно думать над новым аэропортом. Там сейчас правительство удлинило полосу, насколько мне известно, и сделало аэропорт более безопасным, но в целом обязательно надо выходить на строительство нового аэропорта. А вообще, аэропортное хозяйство - это один из приоритетов при развитии инфраструктуры. Мы в 2004 году где-то около двух миллиардов всего тратили на эти цели (1900 миллионов). А в следующем году предусмотрено уже свыше 20 миллиардов.

Что касается вашего региона, то если строить новый аэропорт, он должен быть построен совсем в другом месте, и обслуживать сразу несколько городов - Иркутск, Ангарск, может быть, еще какие-то населенные пункты, то есть это должно быть совместное финансирование. Из федерального бюджета потребуется где-то около 15 миллиардов рублей. Разницу видите, то есть сопоставимые цифры понятны. Всего мы в следующем году будем тратить 20 миллиардов, а только на один аэропорт в этом регионе потребуется 15, правда, за 4-5 лет. Нужно будет привлекать и частные инвестиции, во всяком случае, в аэропортный комплекс, и нужно привлекать деньги региона для того, чтобы инфраструктуру подтянуть - дороги и так далее.

Правительство пока не приняло этого решения, но думаю - не думаю, а уверен - должно это сделать. Здесь нельзя экономить на безопасности наших граждан, да и развивать инфраструктуру просто нужно.

Что касается авиационного парка. Здесь тоже есть проблемы и очень большие. Полагаю, что выход из этих проблем заключается в том, чтобы создать мощный авиационный холдинг. Вы наверняка знаете о том, что Правительство работает над этим. Полагаю, что в самое ближайшее время все процедуры должны быть закончены. И, пользуясь Вашим вопросом, хочу послать еще сигнал тем, кто этим занимается. Сейчас там, как на восточном базаре, определяют, чьи активы дороже, чьи дешевле, чтобы удовлетворить всех участников этого процесса. Надо заканчивать эти разговоры и переходить к конструктивным решениям, уже время практически все вышло.

Нужно, конечно же, как Вы правильно сказали, обратить внимание на подготовку летного состава и повышать дисциплину. Вы как человек, который долго работал в авиации, наверняка знаете, каков был уровень дисциплины в этой сфере и каков он сейчас. И здесь тоже есть над чем поработать. Вот если будем подходить комплексно к решению этой проблемы, то мы ее обязательно решим.

ШИПАГИНА В.А.: Здравствуйте, Владимир Владимирович. Моя знакомая на днях провела регистрацию участка, затратила полгода и 8 тысяч рублей. Устраивает ли Вас дачная амнистия? Если не устраивает, то в чем? Нас не устраивает.

ПУТИН В.В.: Дачная амнистия была необходима. И это поручение Правительству, которое я сформулировал некоторое время назад, было вызвано вопросами примерно аналогичного характера.

У нас в стране где-то примерно около 40 миллионов различных участков, точнее 37,8 миллиона, если мне память не изменяет. Одна треть из них оформлена по старому законодательству - это с правом наследования, пожизненное пользование и так далее. Один миллион участков вообще не оформлен никак. Разумеется, это мешает людям пользоваться и распоряжаться своим имуществом, особенно если речь идет об отчуждении, купле-продаже либо передаче по наследству. И именно поэтому было принято решение о проведении так называемой дачной амнистии.

В чем был ее смысл? В чем, собственно, заключается смысл тех решений, которые были приняты на федеральном уровне? Два направления.

Первое. Разбюрократить принятие соответствующих решений и снизить затраты граждан на нужное оформление, должное оформление участков. Вижу Вашу реакцию - пока не удалось добиться, видимо, ни того, ни другого. Могу Вам сказать, в чем дело. Сам закон, на мой взгляд, достаточно либеральный и такой, который может решить те проблемы, о которых мы говорим. Во-первых, он направлен на минимизацию затрат граждан. В этом смысле хочу обратить Ваше внимание и внимание моих коллег в регионах Российской Федерации, в регионах, где рынок оценок различных сильно монополизирован, - им предоставлено право снижать до нижнего предела. Законодатели на местном уровне должны это сделать. Это первое.

Второе, что касается разбюрокрачивания. Закон позволяет это делать. Правительство должно еще принять какие-то там подзаконные акты, в том числе на местном уровне, но вы имеете право обращаться напрямую в бюро регистрации, а если будет отказано в этом - обращаться в суд.

Обязаны все это сделать, потому что закон прямо указывает, что и как нужно сделать. Например, раньше требовалось большое количество бумаг для того, чтобы оформить дачный домик. Я сегодня так говорю об этом подробно, потому что когда ехал на работу, смотрел прессу. В "Комсомолке", допустим, большая статья по этому поводу. Там говорится о том, что не нужен паспорт БТИ (бюро технической инвентаризации) на оформление дачного домика. Но, мне кажется, что это не точная информация. Как раз на дачные домики паспорт БТИ нужен, а на другие строения достаточно гражданину заполнить декларацию, причем самостоятельно. И все. И таких решений, которые явно разбюрокрачивают процедуру, в законе прописано достаточно много. Сейчас у нас нет времени для того, чтобы все подробно рассматривать.

Прошу Вас и всех тех, кто заинтересован в решении этих проблем, внимательным образом ознакомиться с законом и требовать его исполнения от местных властей. Там все прописано. Но если вы считаете, что этого пока недостаточно и бюрократия на местах пока не реагирует должным образом на предписания закона – а, я с Вами согласен, вижу, что так и происходит, - я обязательно поручу представителям Президента в регионах, чтобы они занялись контролем исполнения этого закона.

УСТИНОВ С.К.: Мое имя Устинов Семен Климович. Я по роду своей деятельности очень часто и подолгу бываю в тайге и в наших лесах. И я вижу, как быстро тают запасы нашего хвойного древостоя. Если посмотреть на железную дорогу, то можно увидеть, сколько эшелонов, груженых прямо этим лесом, идет на продажу. Этим богатством мы распоряжаемся неграмотно. Владимир Владимирович, есть ли у Правительства какой-то план, какой-то проект, я не знаю, решение, чтобы исправить это положение? Мы знаем, что это беда всей России, облесенной ее части.
Спасибо.

ПУТИН В.В.: Семен Климович, полностью и абсолютно с Вами согласен. Вы не могли не видеть дискуссии, которые освещались и в средствах массовой информации на этот счет. И вообще я не удовлетворен тем, что происходит в этой сфере. Еще пять-шесть лет назад ставил перед Правительством задачу изменить ситуацию в отрасли. Изменения есть, но они очень незначительные, и меня это беспокоит. Но беспокоит еще также и то, что леса-то вырубаются, прежде всего, в пограничной зоне и там, где есть хорошие средства коммуникаций для того, чтобы этот лес вывозить. И, конечно, очень жаль, что вырубаются ценные хвойные породы.

Что нужно сделать для того, чтобы изменить ситуацию? Решения-то есть. Они всем и хорошо известны. Нужно действовать. Направлений много, но два из них можно обозначить в качестве основных. Какие они? Первое. Нужно, конечно же, поднимать экспортные пошлины на вывоз кругляка и вместе с тем одновременно, а может быть, и заранее Правительство должно принять решение по обеспечению завоза технологического оборудования для переработки леса на территории Российской Федерации. Вот что нужно сделать. И не уверен, что все это сделано должным образом. Более того, я воспользуюсь Вашим вопросом для того, чтобы послать сигнал и тем, кто работает в этой области и занимается бизнесом в этой области. Не лоббируйте продление льготного режима вывоза круглого леса, а лучше займитесь тем, чтобы добиться понижения ставок завоза технологического оборудования, создавайте рабочие места на территории Российской Федерации, платите налоги, стимулируйте развитие соответствующих отраслей машиностроения в России. Вот чем нужно заниматься. И надо прекратить лоббирование, а Правительству уйти от этого отраслевого лоббирования. Вчера только говорил на этот счет в очередной раз.

И Правительство до конца этого года должно будет представить мне план соответствующих действий, а именно подъем ставок экспортных пошлин на круглый лес до 2009 года (7-й, 8-й и 9-й), причем я добьюсь того, чтобы в начале 2008-го года получить ставки этих пошлин на 2009-й год. И, соответственно, должен быть решен вопрос облегченного завоза оборудования для переработки леса внутри страны. Здесь есть одна проблема, которую Вы знаете не хуже меня, и которая беспокоит тех людей, которые в этой отрасли работают. Они задаются вопросом: не приведет ли это к снижению уровня занятости в этой сфере? Если своевременно все делать, то не приведет.

КОНАШКОВА Т.И.: Добрый день, Владимир Владимирович! Зовут меня Татьяна Ивановна Конашкова, я директор муниципального образовательного учреждения «Дом творчества детей и юношества», коренная кондопожанка. Меня волнует следующее. Вы прекрасно знаете, что произошло в нашем городе, погибли люди и местная власть продемонстрировала свою несостоятельность. Вообще, нужна ли такая власть, и что нам делать, обыкновенным жителям, в данной ситуации, когда местная власть не может нас защитить, и она сегодня очень слаба?

ПУТИН В.В.: Не нужна. Конечно, такая власть не нужна, полностью с Вами согласен. Но Вы наверняка слышали том, что я говорил по этому поводу. Нам не нужны ни провокаторы, с одной стороны, с другой стороны, не нужны коррупционеры. Нам нужно наводить порядок в торговом звене на сельскохозяйственных рынках. Нам нужно наводить порядок в сфере миграции и трудовой деятельности. Весь этот комплекс вопросов поставлен в качестве первоочередной задачи перед Правительством, и до середины ноября Правительство должно представить комплекс предложений по этому поводу.

Что касается властных структур, то Вы знаете, что соответствующие решения были приняты и в отношении прокурора, и в отношении руководителя ФСБ, и в отношении руководителя МВД. Думаю, что такие же решения должны быть приняты и на местном уровне. А жителей города, так же как и других муниципалитетов страны, прошу обратить самое пристальное внимание, когда вы будете голосовать за тех людей, которые претендуют на то, чтобы возглавлять те или иные органы власти и управления в муниципалитетах. Но, к сожалению, несколько раз пытался связаться с Вашим руководителем - председателем правительства Карелии, - он то в самолете, сейчас в отпуске, но мы с ним на этот счет самым серьезным образом поговорим.

ВОПРОС: Здравствуйте, Владимир Владимирович.
Я коренная кондопожанка так же, как Татьяна Ивановна. Больше 30 лет я работаю в сельском хозяйстве. Недавно Вы дали поручение Правительству навести порядок на рынках. Общаясь с коллегами, с фермерами, я могу уверить Вас, что продукцию, произведенную нашими руками, продать на сегодня на рынках невозможно, рынки не оборудованы для продажи молочной, мясной продукции. А овощную продукцию скупают приезжие перекупщики. Часто они пользуются покровительством местных властей. Фермеры от безвыходности вынуждены продавать свою продукцию за копейки, очень дешево. И некоторые от отчаяния сворачивают производство.
Вопрос такой. Конечно, сейчас, в предыдущем ответе прозвучало, что до 24 ноября будут представлены меры. А успеет ли Правительство так быстро обследовать все рынки и дать должные меры и рекомендации?

ПУТИН В.В.: Успеет, должно успеть. Здесь существует несколько проблем, которые мы должны учесть. И хочу, чтобы население страны об этом знало. Конечно, мы должны, прежде всего, и безусловно обеспечить интересы наших сельхозтоваропроизводителей. Для этого, собственно говоря, рынки сельхозпродукции и создавались - для того, чтобы люди могли реализовать ту продукцию, которую производят на своих участках, либо на своих предприятиях. А не для того, чтобы перекупщики карманы себе набивали. А сегодня в большинстве случаев именно такая ситуация. Рынки эти создавались не для того, чтобы там продавались продукты глубокой переработки, копченые колбасы и так далее, которые еще неизвестно в каких условиях производятся, не для того, чтобы там вещами торговали, привезенными из Китайской Народной Республики. А все это тоже происходит.

Решить эти вопросы можно достаточно быстро соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации. И я добьюсь, чтобы это было сделано, даже не сомневайтесь. Вопрос в том, чтобы не вымывалась товарная масса, которая нужна нашим гражданам в достаточно больших количествах, и должен быть переход к тому, чтобы определенные виды товаров могли прийти в цивилизованный сектор торговли. В этом направлении обязательно будем действовать так же, как и - я уже говорил только что, отвечая на предыдущие вопросы, - так же, как и наводить будем порядок в сфере миграции с целью обеспечить рынок труда в первоочередном порядке для граждан Российской Федерации.

ШВЕЦОВ И.: Здравствуйте, Владимир Владимирович! Меня зовут Илья Швецов. Я работаю в лесной промышленности вальщиком леса. Я бы хотел задать вопрос такой.
Уже давно идут споры по Лесному кодексу, но он так и не принят. Есть предложение отдать леса в частные руки. Но я думаю, что пострадают от этого не только лесозаготовители, но и простые жители, так как элементарно сходить в лес за грибами и ягодами будет проблематично. Хотелось бы услышать Ваш комментарий.

ПУТИН В.В.: Комментарий простой. Передача лесов в частное пользование считается в среде либеральных экономистов более радикальной и более эффективной экономической мерой для развития отрасли. Вместе с тем я полностью согласен с тем, что опасения Ваши, те, которые Вы сейчас высказали, не лишены основания. И в наших условиях пока еще рановато переходить к тому, чтобы передавать такое национальное достояние, общенародное достояние, как лес, в частные руки. И я такой закон не подпишу. Речь сегодня может идти, на мой взгляд, о передаче отдельных участков, достаточно больших, для того, чтобы организовать производство и обеспечить такие предприятия, как Ваше, необходимым товаром для переработки, передавать эти участки леса в длительное пользование, в аренду. И можно выработать современные способы обеспечения интересов предпринимателей. Такие инструменты есть. Мы по этому пути и пойдем.
Кстати говоря, был вопрос, несколько вопросов было по лесному хозяйству и раньше. Должен сказать, что если мы будем ограничивать вывоз кругляка, то это будет означать, что необходимого товара для обеспечения деятельности таких предприятий, как Ваше, в стране будет достаточно.

ЧЕРЕХОВИЧ Л.С.: Здравствуйте, Владимир Владимирович.
Я, Черехович Любовь Сергеевна, заместитель председателя профсоюзного комитета предприятия.
В статье 133 Трудового закона, который был издан в декабре 2001 года, сказано, что размер минимальной оплаты труда не должен быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения. Однако же прошло пять лет и Закон этот не работает. В связи с этим у меня вопрос. Когда будет приведен этот Закон в соответствие, и сегодня будет прожиточный минимум, по крайней мере, не меньше минимального размера труда?

ПУТИН В.В.: Наоборот, чтобы минимальный размер не был ниже прожиточного минимума.
Проблема для Правительства заключается в том, что минимальный размер оплаты труда привязан законодательством к различным социальным и прочим выплатам. От него все считается. И когда Правительство начинает подводить, считать общие расходы в экономике, получается, что оно не в состоянии выполнить это обязательство. Тем не менее минимальный размер оплаты труда будет расти, он будет приближаться к минимальному прожиточному уровню, но самое главное (и сейчас этот вопрос изучается в особом порядке), мы в целом должны переходить к отраслевой оплате труда с тем, чтобы, конечно, не нанести ущерба решению социальных вопросов. Вот по этому пути будем развиваться. В тесном контакте Правительство должно будет решать этот вопрос и с работодателями, и с профсоюзами. И надеюсь на ваше самое активное участие в решении этой проблемы.

КРАСНИКОВА М.: Преподаватель Оренбургского аграрного колледжа.
Владимир Владимирович, здравствуйте! Учителям в сельских школах часто приходится совмещать преподавание нескольких предметов, например, физкультуру, технологию, историю. Медицинским работникам - выполнять обязанности и врача, и регистратора, и фельдшера. Как государство будет решать проблему привлечения высококвалифицированных кадров в школы и больницы сельской местности?
И второй вопрос. Наш Оренбургский аграрный колледж является одним из старейших и одним из лучших учебных заведений среднего профессионального образования. Но ни в национальный проект "Образование", ни в национальный проект развития агропромышленного комплекса мы не вошли. Почему так произошло и справедливо ли это? Спасибо.

ПУТИН В.В.: Вы сами какие предметы совмещаете?

КРАСНИКОВА М.: Я преподаю гуманитарные науки.

ПУТИН В.В.: Вопрос действительно важный и очень острый - привлечение молодых специалистов на село. Здесь мы действуем сразу по нескольким направлениям: и в рамках национальных проектов – жилищного и образовательного, - и по программе социального развития села (есть такая отдельная федеральная целевая программа), Правительство пытается решить все эти вопросы. Наверное, если Ваш техникум, как Вы говорите, является одним из передовых, и если он не попал ни в одну из этих программ, Вы не чувствуете на себе влияние этих программ, здесь явная недоработка, и соответствующие инстанции должны обратить на это внимание. Вместе с тем все-таки я хочу сказать, что по проекту "Образование", Вы знаете, начались выплаты всем преподавателям за классное руководство в школах, определены 10 тысяч преподавателей школ, которые должны получить дополнительный грант по 100 тысяч рублей. Особое внимание уделяется тем школам, которые вводят инновационные технологии, и главным образом здесь средства пойдут на оборудование лабораториями, техническими другими средствами обучения. Все это в комплексе, на наш взгляд, должно дать соответствующий эффект.

Что касается привлечения других специалистов на село. Вы знаете наверняка о том, что первичное звено здравоохранения получило дополнительные средства на заработную плату. Это касается в том числе и фельдшерско-акушерских пунктов, которые на селе главным образом и работают.
Самым острым является обеспечение молодых семей, особенно на селе, жильем. Какие здесь существуют способы решения проблемы? Ипотечный кредит - сегодня он достаточно дорогой. Что делают в других странах мира, и что у нас сейчас пытаются сделать соответствующие службы? Это субсидирование налоговой ставки. Помощь гражданам, которые покупают жилье по ипотечным кредитам, при выплате банковской ставки. Она сегодня достаточно высокая, но субсидирование это достигает 95 процентов. Причем это за счет федеральных средств, плюс еще 5 процентов - за счет региональных. Молодым семьям предоставляется субсидия на 35-40 процентов от стоимости самого жилья. А если появляется ребенок, плюс дополнительно еще 5 процентов.
В общем и целом, механизмы выработаны и, надеюсь, что во многих регионах страны они работают и работают достаточно эффективно. Нужно наращивать эти усилия государства для того, чтобы они дошли до всех нуждающихся.

Что касается непосредственно техникума Вашего и, может быть, других техникумов, могу сказать, что это в известной степени была недоработка с нашей стороны, потому что вот эти учебные заведения, техникумы, они были как бы за рамками проекта "Образование". Но Правительство приняло соответствующее решение, и техникумы так же, как и некоторые другие учебные заведения, включены в общую программу и в общий порядок финансирования. Надеюсь, что и Вы это на себе почувствуете.

Что касается, еще раз, именно Вашего учебного заведения, - обещаю Вам, что с Министром образования и науки мы на этот счет поговорим отдельно.

ЧЕРНЕЕВ В.П.: Я главный инженер хозяйства Чернеев Владимир Петрович.
У меня вопрос такой: ранее много и часто говорилось о том, что фермеры накормят страну. Не накормили. Выходит так, что они, например, взяли новую технику, а обеспечить работой в селе могут какую-то часть населения, а остальная часть населения остается без работы. Им что остается только? Жалкое существование и пьют. Есть ли государственная программа выведения сельского хозяйства из кризиса? И существуют ли какие-нибудь новые формы или методы ведения сельскохозяйственного производства, которые дали бы достойную жизнь селянам и достойное их существование? Спасибо.

ПУТИН В.В.: Владимир Петрович, такие программы, конечно, есть. Для начала скажу, что примерно 50 процентов всей сельскохозяйственной продукции, которая в стране потребляется, приходится на фермерские, частные подсобные хозяйства и так далее. 50 процентов - это достаточно много. Что касается непосредственно фермерских хозяйств, то в общем объеме производимого товара это небольшой процент. Фермеры выполняют ту роль, которая им отводилась, но, Вы правы: и в нашей стране, и в странах с развитым сельским хозяйством, основную задачу решают, конечно, крупные товаропроизводители, это совершенно очевидный факт. Для развития села у нас выработан целый ряд программ. Но в последнее время - Вы наверняка знаете об этом, обратили на это внимание - ставка делается на помощь в развитии животноводства. Скажем, птицеводство получило определенную поддержку. Цикл в животноводстве гораздо больше, чем в птицеводстве – пять-семь-восемь лет. Кстати, после моих встреч с теми, кто работает на селе, Правительству было сформулировано поручение, и сейчас осуществляется программа кредитования этого сектора нашей экономики, именно развития животноводства в нашей стране, в России. И должен Вам сказать, что это дает определенный эффект. Уверен, что люди это чувствуют. Занимают очереди в банки с пяти, с четырех часов утра. Неслучайно. И объемы, количество выданных кредитов за последний год увеличились, как вы думаете, во сколько раз? Не на пять, не на десять, не на двадцать процентов, и даже не в два, не в три раза - в двадцать раз!

Очень важным является, конечно, решение социальных вопросов на селе. Отвечая на предыдущий вопрос, я говорил о программах обеспечения жильем. Но у нас есть программа социального развития села. Она с этого года финансируется по так называемому полному паспорту, то есть все средства, предусмотренные в бюджете, наконец-то выделяются целиком. На что идут эти деньги? Строительство дорог, социальную инфраструктуру, на то же жилье для молодых специалистов. И, напомню, там 30 процентов [средств] федерации на жилье, 40 процентов - регион, и 30 процентов - должен вложить сам человек, если он не молодой специалист (молодому специалисту и эти 30 процентов должны погасить). Все это, плюс внятная таможенная политика - с тем, чтобы обеспечить интересы нашего товаропроизводителя.

И, наконец, самый острый вопрос сегодня - диспаритет цен на сельхозпродукцию и на промышленную продукцию, прежде всего, конечно, это ГСМ (горюче-смазочные материалы). Я об этом знаю, об этом много раз говорили с Правительством. Вы киваете головой, наверняка, это чувствуете на себе, все селяне это чувствуют на себе. Некоторое время назад я давал Правительству поручение обязательно держать этот вопрос под контролем. Могу проинформировать Вас и всех других селян, которые ждут соответствующих решений, что из дополнительных доходов этого года селу будет выделено 7,5 миллиардов рублей, которые должны пойти на покрытие их необоснованных расходов, связанных с высокими ценами на горюче-смазочные материалы. Они будут рассчитываться по гектарам и в соответствии с определенными культурами. Надеюсь, что в самое ближайшее время, в ноябре, это решение будет принято Правительством окончательно и поддержано депутатами Государственной Думы.

Прошу прощения у нашего корреспондента там и хочу обратить внимание вот на что. Действительно, в стране растут доходы от продажи нефти и газа, и Правительство изымает эти сверхдоходы у нефтяников и газовиков и перераспределяет их - эти 7,5 миллиардов рублей, которые должны прийти на село, - перераспределяет их для того, чтобы покрыть необоснованные расходы селян. Это естественный механизм выравнивания баланса между различными секторами экономики.

КОКАЕВ А.: Аркадий, водитель. Владимир Владимирович, мы все знаем, что Вы после 2008 года уходите. Что будет с нами и со страной после 2008 года?

ПУТИН В.В.: Аркадий, думаю, что все будет хорошо, даже уверен в этом. Более того, по моему глубокому убеждению, Россия вступает в совершенно новый этап своего развития. Этап устойчивого роста экономики и решения на этой базе социальных задач, главная из которых заключается в том, чтобы устранить дисбаланс между теми людьми, которые у нас живут очень хорошо и получают огромные доходы, и теми нашими гражданами, которые живут еще пока очень бедно. Вот этот разрыв между доходами мы можем, должны и будем сокращать. Мы не сможем этого сделать, если не будем развивать нашу политическую систему, основанную на демократических принципах. И это тоже одна из важнейших задач будущего. Она и сейчас решается, и в будущем мы можем, должны ее решать, и будем ее решать.

Что касается меня, то, я говорил, Конституция - даже несмотря на то, что мне моя работа нравится - Конституция не дает мне права баллотироваться третий раз подряд. Но, даже утратив властные полномочия и рычаги президентской власти, я думаю, что, не подгоняя Основной закон под свои личные интересы, мне удастся сохранить самое главное, чем должен дорожить человек, который занимается политикой, - ваше доверие. И, используя это, мы с вами сможем влиять на жизнь в нашей стране и на то, чтобы гарантировать ее развитие поступательным образом с тем, чтобы оказывать влияние на то, что происходит в России.

КОРОТИЦКАЯ Н.Д.: С Вами говорит Коротицкая Нина Дмитриевна, город Бердск.
Обманутых дольщиков все больше. Люди теряют свои "кровные" и остаются ни с чем. А мошенники процветают. Почему власть не разрушит эти строительные пирамиды? Будут ли наказаны чиновники, которые дали мошенникам "зеленый свет"? И главный вопрос: получат ли люди свои квартиры? Спасибо.

ПУТИН В.В.: Нина Дмитриевна, проблема острая. Она возникла в начале 90-х, в середине 90-х годов, когда законодательство не отрегулировало отношения в этой сфере должным образом. И люди некоторые люди, которые занимаются бизнесом в этой сфере, конечно, воспользовались "люками" в законодательстве с тем, чтобы создать ту ситуацию, которая вызывает у Вас беспокойство. У нас примерно по стране 300 объектов подобного рода, 300 точек особого внимания. То, что это количество растет, это не совсем так. Оно давно стабилизировалось, потому что принят уже новый закон (по-моему, это 214-й закон), который отрегулировал эту сферу.

Нам сейчас нужно думать, что делать с той ситуацией, которая возникла в предыдущие годы, как помочь людям, которые оказались в этом трудном положении. И я бы здесь не стал говорить о том, как некоторые чиновники говорят [людям] о том, что [люди] сами виноваты, что попали в такую ситуацию. Не думаю, что это правильно, уверен, что это неверный посыл. Государство обязано было заранее подумать над тем, чтобы такие ситуации не создавались.

По каким направлениям нужно действовать? Конечно, тех, кто действительно злоупотреблял, нарушал закон, обманывал людей, нужно привлекать к уголовной ответственности. И такие дела есть, они возбуждены, ведутся и будут доведены до конца. На самое главное все-таки заключается в том, чтобы помочь людям получить квартиру, жилье либо хотя бы не потерять свои деньги. И здесь нужно, конечно, думать о том, чтобы строительные фирмы сохранили свои активы, чтобы они не утратили возможность исполнять свои обязательства. Должен сказать, что вот в этом направлении Правительство действует, созданы соответствующая структура и соответствующие программы по этому направлению. Будем следить за тем, чтобы они исполнялись.

ИОВИЧ Е.: Здравствуйте, Владимир Владимирович. Меня зовут Елена Иович, я заместитель главного редактора газеты "Северное Приморье", из поселка Кавалерово Приморского края. И хочу задать вопрос не только от кавалеровцев, но и, в общем-то, от многих тысяч приморцев.

Вы знаете, в последнее время новости по телевизору смотреть стало просто страшно. В Москве убивают таких известных людей, как Андрей Козлов, Анна Политковская. Неделю назад в соседнем с нами Дальнегорске средь бела дня застрелили кандидата в мэры города, молодого и перспективного политика. Наверное, всем уже понятно, что убийства эти заказные. И такое чувство, что мы сейчас вернулись в начало 90-х. Куда же смотрят власти, Владимир Владимирович? Как дальше жить будем?
Спасибо.

ПУТИН В.В.: Конечно, то, что Вы сейчас вспомнили про эти резонансные преступления не случайно. Потому что они будоражат общество. И вообще, когда происходят такие кровавые преступления, они законным образом привлекают внимание страны к событиям подобного рода. Но должен Вам сказать, что количество заказных убийств у нас все-таки сокращается. Это сухие данные статистики, и это объективные данные. Вопрос в том, что к преступлениям подобного рода привлекается особое внимание общества, в том числе и с помощью средств массовой информации, это абсолютно правильно. Мы не должны проходить мимо подобных проявлений. Это касается и политической сферы, это касается экономической сферы. Думаю, что в значительной степени это связано, скажем, в экономике, с тем, что государство стало активнее бороться с нарушениями в экономической сфере, стало более энергично наступать на пятки тем, кто пытается набить свой карман за счет блага миллионов людей. Вот в этом дело. Но что касается политики, то у нас политическая борьба тоже не стала более мягкой и цивилизованной, к сожалению. Но задача государства, обязанность государства - довести любое расследование подобного рода до конца. Это касается и убийства представителей средств массовой информации, это касается и преступлений в сфере экономики. Вы, наверное, знаете, наверняка слышали об этом, что непосредственные исполнители преступления в отношении заместителя Председателя Центрального банка России уже задержаны, ведется следствие. Надеюсь, что и по другим преступлениям подобного рода работа будет доведена до конца.

ОЛЬТЕРМАН А.В.: Здравствуйте, Владимир Владимирович!
Меня зовут Ольтерман Анна Валерьевна. У меня радость, я жду второго ребенка. Но теперь меня мучает вопрос: а получу ли я те 250 тысяч рублей, о которых Вы говорили? И если да, то на что я смогу их потратить?

ПУТИН В.В.: Анна Валерьевна! Мы уже много раз говорили об этом, но если есть необходимость еще раз вернуться к этому вопросу, конечно, я скажу об этом коротко.

Прежде всего, хочу Вас поздравить с тем, что Вы ждете второго ребенка. Желаю Вам счастья, удачи и всего, что в таких случаях положено пожелать.

Что касается так называемого "материнского капитала". Он, как Вы наверняка слышали, определен в размере 250 тысяч рублей, он будет выплачиваться всем женщинам, которые родили второго ребенка либо последующих детей, 1 января и в последующее время 2007 года. К сожалению, этот закон не распространяется на подобные случаи до 1 января 2007 года. Говорю об этом сознательно, потому что знаю, что вопросов по этому поводу много, но это общее, абсолютно общее для всех систем право, во всех странах мира правило - закон обратной силы не имеет. Он начинает действовать с того момента, в который он принят либо обозначено его вступление в силу.

Так вот, эти 250 тысяч рублей Вы, безусловно, получите и их можно будет получить следующим образом: нужно прийти в региональное отделение Пенсионного фонда и получить соответствующую бумагу - сертификат. Тратить эти деньги можно будет через три года, с 1 января 2010 года. Почему? И я думаю, что Вы меня поймете. К сожалению, у нас много случаев отказов от детей и законодатель, да и Правительство исходили из того, что три года - это такой срок, который дает ясное понимание того, что ребенок останется в семье. Говорю об этом прямо, хоть и не очень приятно об этом даже говорить. Тем не менее, это факты жизни и с ними нужно считаться.

Как можно потратить эти деньги? По трем направлениям. Первое - можно истратить эти средства на обучение ребенка в соответствующих учебных заведениях при получении соответствующих документов. Можно истратить эти деньги на приобретение жилья или на погашение кредитной ссуды либо добавить к этим средствам дополнительные деньги семьи и приобрести квартиру, либо дом, либо что-то другое. Либо другим образом истратить на приобретение жилья. Или женщина может положить эти деньги в накопительную часть своей собственной пенсии на будущее. Все эти варианты возможны. Кроме того, увеличивается пособие по уходу за ребенком до полутора лет - до трех тысяч рублей. Согласитесь, что это, в общем и целом, особенно для периферии, неплохие деньги, если иметь в виду, что у нас средняя пенсия по старости сейчас – 3100. А так, только по уходу за ребенком, - три тысячи. И мы понимаем, что нужно помочь женщине вернуться как можно быстрее в трудовую деятельность, для этого нужно оказать помощь в устройстве ребенка в дошкольно-воспитательное учреждение. И за первого ребенка - 20 процентов компенсация, за второго - 50 процентов компенсация, за третьего ребенка - 70 процентов компенсации от той суммы, которую родители должны платить за детский сад. Все это вместе, так же как и другие меры, должны помочь семьям, которые хотят иметь двух и более детей, помочь женщине поднять ее социальный статус.

БРИЛЕВ С.: Владимир Владимирович, мы еще вернемся к Юлии Панкратовой, к телефонному центру, но внизу на техканале идет бегущая строка с часто попадающимися вопросами, там только что был такой подвопрос к тому, что мы обсуждали: а если двойня появляется, то считается вторым ребенком или нет?

ПУТИН В.В.: Конечно, а как же - второй и последующие дети, так написано в законе.

АНДРЕЕВА Е.: Да, вопросы поступают и на наш специальный сайт www.presidentline.ru. Один из вопросов достаточно острый. Проблема коррупции стала тотальной, поборы сопровождают нашу жизнь на всех уровнях, начиная с открытия своего бизнеса и заканчивая взятками сотрудников ГИБДД. Не секрет, что очень часто высокие чины милицейские даже "крышуют" банды и не понаслышке я даже это знаю.

ПУТИН В.В.: Как член банды или ...?

АНДРЕЕВА Е.: Нет, как жертва банды. О борьбе с коррупцией говорится постоянно, но результатов этой борьбы что-то не видно, становится только хуже. Спрашивают участники нашей «Прямой линии»: нам надо с этим просто смириться или что делать?

ПУТИН В.В.: К сожалению, это одна из самых серьезных негативных проблем нашей жизни сегодняшней, из самых острых проблем. И, конечно, эта проблема характерна не только для России, но и для многих стран мира. В разные периоды существования стран, в разные периоды их развития она приобретает менее либо более острый характер. У нас она достаточно острая, эта проблема. Бороться с ней нужно сразу комплексными мерами. Нужно усиливать контроль за деятельностью и правоохранительных органов, и исполнительных органов власти. Нужно повышать материальное благосостояние чиновников и сотрудников правоохранительных органов. Нужно создать условия, при которых люди будут дорожить своим местом больше, чем теми деньгами, которые они могут получить в виде взятки. Нужно создавать экономические условия. Нужно создавать нетерпимое отношение в обществе к этим проявлениям.

Не нужно ни в коем случае ни на улице, на дороге, сразу начинать разговор с того, чтобы деньги инспектору ГАИ предлагать, не нужно приходить во всякие чиновные места, начиная разговор с дачи взятки, и так далее. Хочу напомнить, что взяткополучатель так же, как и взяткодатель, караются по нашему закону одинаково. Это должна быть целая система мер государства, в том числе и прозрачность доходов чиновников и членов их семей. Это невозможно решить одним действием. Для этого нужно время и настойчивая работа общественных организаций, всего государства. Нужно, конечно же, развивать институты гражданского общества и свободную прессу.

АНДРЕЕВА Е.: И в Интернете у нас очень большой разброс вопросов. Еще такой вопрос, тоже часто очень встречается. Людей беспокоит такая тема: в Думе много говорят о возвращении налога на бездетность. Как Вы к этому относитесь, что Вы по этому вопросу думаете?

ПУТИН В.В.: У нас был такой налог в советские времена. Думаю - не думаю, убежден - закон не может быть не моральным. Закон всегда морален. Иначе это плохой закон. Мне представляется, что введение закона о налоге на бездетность не имеет под собой моральных оснований, и принят быть не может.

КАРАБЦЕВ В.С.: Есть. Я Карабцев Владимир Сергеевич. На "КамАЗе" работаю 25 лет. Мне очень обидно, что в наши дни Южная Корея чуть ли не одна из ведущих автомобильных держав мира. А дело в том, что у них существуют запретительные меры и пошлины на ввоз готовых, собранных, автомобилей. У них разрешена только сборка. Что же касается России, то к нам и ввозятся, и продаются, как правило, подержанные автомобили, которые уже непригодны для эксплуатации в Европе. В связи с этим у меня возникает такой вопрос. Не пора ли и нам вводить жесткие запретительные меры по ограничению ввоза подержанной техники, не превращать Россию в свалку этой техники, а ездить на своих дешевых и конкурентоспособных автомобилях?
Спасибо за ответ.

ПУТИН В.В.: Владимир Сергеевич, хорошо, что Ваш вопрос прозвучал в эфире, потому что ведь в нашей стране достаточно много людей, которые возражают против принятия заградительных мер по завозу в Россию автомобилей импортного производства, прежде всего подержанных. Потому что для значительной части нашего населения, которая хочет пользоваться автомобильным транспортом, в нашей стране, также как и во многих других индустриально развитых странах, машина это не роскошь, а средство передвижения, и все больше и больше мы в этом убеждаемся, у нас автолюбителей все больше и больше становится. Но вопрос в том, как организовать свое собственное производство? И здесь, я думаю, нам не нужно с вами завидовать южнокорейцам - нужно просто проводить внятную политику развития внутри страны автомобильного производства. И я должен сказать, что я доволен в целом - есть, конечно, и сбои, - но в целом я доволен той линией, которая сейчас выбрана Правительством по этому направлению.

Что, собственно говоря, делается? Правительство ограничило, и Вы знаете об этом, завоз автомобилей, подержанных автомобилей определенного срока. Но полностью, считаю, неправильно запрещать, потому что надо дать возможность гражданам все-таки приобретать тот транспорт, который они в состоянии купить, исходя из своей покупательной способности. Но в то же время приняты решения, согласно которым - и производители автомобильной техники за рубежом знают об этом, - что эти пошлины будут дальше повышаться и им выгоднее стало переносить производство на нашу таможенную территорию, здесь, в России производить. Сейчас у нас объявили о начале работы на российском рынке по сборке автомобилей 15 крупнейших мировых компаний. Но это не просто автомобильная сборка. Хочу обратить на это и Ваше внимание, и внимание всех других людей, которые интересуются этой проблематикой: Правительство обуславливает в этих договорах определенные вещи. Какие? Они специалистами называются локализацией либо уровнем локализации, другими словами это значит, что по мере производства и сборки автотранспорта в России часть узлов, агрегатов, деталей должна производиться в самой Российской Федерации, на наших предприятиях. Как правило, в этих контрактах оговаривается, что это должно быть не менее 50 процентов, с выходом на 50-процентный уровень к определенному году. По факту, я думаю, что это будет больше 50 процентов, поскольку экономика будет такой, что выгоднее будет производить в России до 70 процентов комплектующих, а это, согласитесь, уже очень серьезно, потому что это будет повышать и технологический уровень, культуру производства и так далее. Это один путь развития автопрома.

Другой путь, по которому идут некоторые наши национальные компании. Они приобретают лицензии на производство, и уже тогда центр принятия решений, философия развития той или иной машины будет находиться в России. Если в первом случае производство здесь, а политика развития, конечно же, останется в иностранных государствах, в иностранных компаниях, то во втором случае при приобретении лицензии на отдельные виды машин и производство здесь - и политика развития здесь. Вот по этим двум путям мы и будем двигаться. Рассчитываю, что мы через несколько лет выйдем на уровень примерно два миллиона автомобилей в год. И это будет хороший показатель, который позволит обеспечить все потребности нашего населения, растущие потребности населения.

ГУЛУСАНИ Г.Ш.: Здравствуйте, Владимир Владимирович. Я, Гулусани Гари Шотович, проживаю в Челнах более 30 лет. Приехал сюда из Абхазии. Там у меня сегодня проживают родители, брат. Неделю назад я был там и не понаслышке знаю, что там напряженка, люди ждут войну. Нельзя ли Абхазию принять в состав России? Ведь с нами хотят быть и Южная Осетия, и Приднестровье. Референдум, проведенный в Косово, признали. А чем хуже Абхазия?
Спасибо за ответ.

ПУТИН В.В.: Правильно, Вы уже неоднократно слышали, что я говорил по этому поводу, поэтому так, видимо, и сформулировали вопрос, Гари Шотович. Действительно, люди в Абхазии, в Южной Осетии очень обеспокоены милитаризацией Грузии. И мы в России обеспокоены этим. Ухудшение российско-грузинских отношений связано именно с этим, именно с попыткой или с подготовкой возможного решения юго-осетинской и абхазской проблем силовым путем. Если руководство Грузии решится на это, это будет большой ошибкой и не думаю, что пойдет на пользу грузинскому народу. Ни в коем случае нельзя допустить подобного развития событий. Если люди хотят жить между собой, то нужно использовать мирные средства, нужно находить пути согласия, пути компромиссов.

Что же касается принятия в состав Российской Федерации каких бы то ни было территорий, то должен сказать, что мы не стремимся к тому, чтобы расширять нашу территорию. Даже после распада Советского Союза Россия остается самой большой страной в мире. Нам своей территории достаточно, но мы не можем допустить кровопролития в этом регионе. И все действия, кстати говоря, которые мы предпринимаем в отношении с Грузией в последнее время, совсем не связаны с планами вступления в НАТО либо с чем-то еще. Любое государство суверенное само определяет, как обеспечивать свою безопасность. Наши действия обусловлены только одним - стремлением предотвратить кровопролитие.

Мы знаем предысторию этих отношений между народами Абхазии, Южной Осетии. Мы помним, что еще в 20-м году были совершены три карательные операции грузинскими вооруженными силами в отношении осетин. Это все тяжелая история, доставшаяся нам в наследство. Надо помнить это, знать об этом и действовать крайне аккуратно.

В международном праве есть некоторые противоречия. С одной стороны, говорится о необходимости соблюдения принципа территориальной целостности и Россия придерживается этого принципа и в отношении Грузии, разумеется, и в отношении всех других стран. Есть и такое понятие в международном праве, как право нации на самоопределение, и это тоже есть. Поэтому, несмотря на эти противоречия, мы должны искать выход из ситуации. Но конечно, мы будем внимательно следить за международными прецедентами, в том числе и косовскими.

САБИТОВА А.: Здравствуйте, меня зовут Сабитова Алсу, я студентка третьего курса. Владимир Владимирович, скажите пожалуйста, почему мы продаем нефть, а не бензин? И почему нефть дешевеет, а бензин дорожает, и что с нами будет, если нефть закончится? Спасибо.

ПУТИН В.В.: Начну с последнего. Хочу обратить Ваше внимание так же, как и всех других наших граждан, которых беспокоит чрезмерная наша зависимость от благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, прежде всего, от высоких цен на энергоносители, на нефть, газ, уголь. Такая зависимость у нас пока очень большая. Вместе с тем генеральной задачей нашей экономики является диверсификация этой экономики. Правительство последовательно начинает решать эту задачу. Обращаю внимание на то, что создан Инвестиционный фонд, создан Венчурный фонд, заработали высокотехнологичные зоны, дополнительные средства вкладываются в образование. Все это целенаправленные действия Правительства, включающие в себя и налоговое регулирование, которые говорят о том, что центральные власти целенаправленно решают эту задачу. Кстати говоря, зависимость наша от высоких цен на нефть снижается. Она большая, но мы уже заметили тренд снижения, и это очень хороший тренд, это очень хорошая тенденция. Кроме того, у нас накоплены достаточно большие золотовалютные резервы и Стабилизационный фонд Правительства. Он как раз рассчитан на то, чтобы в случае резкого снижения - что крайне маловероятно - цен на энергоносители в мире, мы все-таки смогли уверенно исполнять социальные обязательства перед нашим населением, перед людьми. Такая уверенность у нас сегодня есть.

Что касается реальных цен, они действительно высокие. И на нефтепродукты внутри страны выросли за весь этот год на 17 с лишним процентов. Очень высокий рост. Он, кстати, внес свой вклад в рост инфляции в стране в целом. Но он не только растет. В октябре по сравнению с сентябрем все-таки снизился. Почему? Потому что произошло снижение цен на мировых рынках. Все-таки Россия сегодня очень зависит от того, что происходит в мировой экономике, поскольку экономика наша является открытой и рыночной.

Как видите, есть здесь и положительные моменты, потому что она становится более мощной, но есть и отрицательные. Правительство должно соответствующим образом реагировать, конечно, должно следить.

Отвечая на предыдущий вопрос по сельскому хозяйству, я уже сказал и упомянул о том, что сейчас готовится решение по определенному распределению этих сверхдоходов в пользу сельхозпроизводителей. Вот таким же образом, конечно, Правительство должно реагировать и на то, что происходит в других отраслях, скажем, в обороне. Там очень выросли расходы на ГСМ. В некоторых других отраслях нужно оперативно реагировать и все-таки влиять на ценообразование.

Принято решение, что в следующем году акцизы не будут выше, чем в этом. Это уже внятное движение в этом направлении.

АБАЧАРАЕВ М.М.: Председатель Совета старейшин города Каспийска. Здравствуйте, Владимир Владимирович! Мне очень обидно и неприятно наблюдать ситуацию, когда с каждым днем ухудшаются наши взаимоотношения с Грузией, не столько с Грузией, сколько с ее руководством. Обидно, что Саакашвили своим поведением только отягощает эту ситуацию. Нам, дагестанцам это далеко не безразлично, поэтому у меня к Вам конкретный вопрос: что можно предпринять более или менее рационального, чтобы улучшить эту ситуацию и жить с ними, как мы жили многие века - по-добрососедски.

ПУТИН В.В.: Прежде всего, хочу, Муса Магомедович, Вас поприветствовать и всех других аксакалов, которые собрались. Спасибо большое, что вы пришли на эту встречу. И молодых людей, которые там находятся сейчас для того, чтобы принять участие в беседе.

Вопрос очень острый, и я буквально несколько минут назад достаточно подробно говорил об этом. Неудивительно, что это беспокоит жителей Дагестана, потому что и в Абхазии, и в Южной Осетии живут люди, которые связаны кровным родством, много близких, друзей и знакомых в этих территориях у граждан Российской Федерации. Я уже не говорю про Северную Осетию, но и в Дагестане, и вообще на Северном Кавказе очень много связей. Это естественно, это понятно. Более того, у нас существует еще такое понятие, как солидарность между горскими народами Кавказа. Это тоже объективный фактор нашей жизни. Это мы должны, конечно, учитывать. И будем это учитывать обязательно.

Что касается Грузии, то грузинский народ всегда был наиболее близок к России. Напомню, что Грузия добровольно вошла в состав Российской империи. И тогда, когда она входила в Российскую империю, у нее не было этих территорий: ни Южной Осетии, ни Абхазии. Но это сейчас уже даже не важно. Важно то, что мы с огромным уважением относимся к грузинскому народу. Это действительно так, это подтверждается всей историей нашего совместного существования. Посмотрите, в военной сфере, в искусстве, в науке - в любой сфере грузины внесли огромный, а подчас просто неоценимый вклад в развитие российской государственности. Неслучайно, у нас и памятники стоят грузинам в Москве и в других регионах Российской Федерации. Все это наше общее достояние. Нас очень тревожит курс, взятый нынешним руководством на решение своих территориальных проблем с помощью силы. Вот что нас беспокоит прежде всего. Вот что мы должны предотвратить. Это мы делаем как в диалоге с грузинскими нашими коллегами, так и на международном уровне, в ОБСЕ. Мы принимаем активное участие в миротворческих операциях там, стараемся предотвратить конфликт. Напомню, что многие наши военнослужащие погибли, исполняя этот интернациональный долг, погибли, отдали свою жизнь для решения этой задачи.

Ну и, наконец, совсем недавно, вы знаете, была принята соответствующая резолюция Совета Безопасности ООН. Надеюсь, что грузинские власти не будут уподобляться другим государствам, которые игнорируют мнение международного сообщества, прислушаются к мнению международного сообщества и примут все необходимые меры для того, чтобы решать свои проблемы мирными средствами. А мы со своей стороны, как и раньше, готовы к тому, чтобы отношения с таким близким народом, как грузинский народ, вошли в нормальную колею.

АЛХАСОВ С.: Алхасов Сабир, преподаватель университета.
У меня такой вопрос. Сегодня в Дагестане довольно-таки высокий уровень безработицы и много безработных. И объявлено о программе возвращения соотечественников в Россию. В этой связи, Владимир Владимирович, скажите, пожалуйста, как будет реализовываться вопрос обеспечения этих людей жильем и работой, в то время как сами коренные россияне без работы и без жилья?
Спасибо большое.

ПУТИН В.В.: Понимаю, Сабир, Вашу обеспокоенность и озабоченность. Не нужно беспокоиться на этот счет. Прежде всего, речь идет о том, чтобы предоставить возможность нашим соотечественникам, которые, повторяю (и я вчера только на съезде соотечественников говорил об этом в Петербурге), не по своей воле оказались за границей. Проснулись и в одночасье обнаружилось, что они вне рамок российской территории. Они в этом не виноваты, и наш моральный долг оказать им поддержку, если кто-то из них хочет вернуться на свою историческую родину, вне зависимости от национальности. Это касается и дагестанцев, и русских, и татар, любого другого народа. Но мы, конечно, должны исходить из реалий, в которых мы живем, и, прежде всего, речь идет о возвращении наших соотечественников в такие территории сегодняшней России, которые остро нуждаются в рабочих руках. Речь не идет о южных регионах, о Дагестане, где, скажем, безработица очень высокая, и здесь нам нужно подумать о том, как увеличивать рабочие места. Если в целом по стране - и это мы можем отнести к разряду достижений - даже за этот год безработица сокращается, то количество рабочих мест на Кавказе увеличивается незначительно, и Дагестан здесь, к сожалению, тоже в лучшую сторону не отличается. Но речь идет о том, чтобы вернуть наших бывших граждан, наших соотечественников, как мы говорим, именно в те регионы, где не хватает рабочей силы.

Сегодня в эту программу - а Правительство целую программу разработало - включено 12 регионов Российской Федерации. Это, прежде всего, пограничные регионы - Приморский край, Хабаровский край - некоторые центральные районы, которые испытывают дефицит рабочей силы. В следующем году в бюджет закладывается 4,8 миллиарда рублей. Они пойдут на то, чтобы обеспечить проезд, обустройство, социальное обслуживание этих людей, дать небольшие подъемные. Причем это будет разбиваться, и уровень этих подъемных будет зависеть от потребностей региона в рабочей силе. Если очень высокая потребность, значит, эти подъемные будут чуть побольше. Если в регионе эта потребность не так значительна, то они будут меньше. Но это не коснется тех территорий Российской Федерации, которые сами страдают от безработицы.

БРИЛЕВ С.: Сейчас вопрос из Интернета...

Полный текст стенограммы
Фото: Сеть

См.также на эту тему:
“Посыл в будущее по некитайскому пути”

Ваше мнение важно прямо

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Личное мнение

  • Андрей Лучников о том, что Международный женский день – правильный праздник
  • Российская жизнь непредсказуема, возможны сюрпризы. Сегодня ты лицо официальное, а завтра, глядишь, наоборот. Даже очень влиятельные люди могут превратиться в простых гастарбайтеров
  • Вот говорят: рак, рак. Страшно – аж жуть! Ааа! Да не страшилка ли это из того простенького набора, что начинается гробом на колесиках?
  • Виды на 2016 год сегодня особенно актуальны – варианта «примерно так же, как в прошлом году» точно не будет. А как будет?
  • И вот стал я думать, а сколько это – триллион? Даже не двенадцать, а хоть один? В пятитысячных прикидывал. Миллиард – это большую комнату на метр завалить
  • Эти рождественские праздники оказались для меня порядком подпорченными в ФБ. В последние недели я несколько раз касался проблемы возрождения культа Сталина в России и на оккупированных территориях Донбасса