Владислав Баумгертнер: В диверсификации нет смысла

Генеральный директор ОАО «Уралкалий» Владислав Баумгертнер рассказал, как компания переживет снижение спроса на калий и почему есть ещё 6-8 лет без жесткой конкурентной борьбы.

Слияние «Уралкалия» и «Сильвинита» стало самой крупной сделкой на мировом сырьевом рынке за последние годы. С момента объединения крупнейшей калийной компанией в мире управляет Владислав Баумгертнер. В интервью «Ведомостям» он рассказал, что компания не видит смысла в диверсификации и не вынашивает планов «мирового господства». Калийная отрасль сейчас переживает очередной спад, но «Уралкалий» готов пережить эту неприятность, оставшись лидером.

— Какова ситуация на мировом рынке калия? Вы ожидаете появления новых игроков на калийном рынке? Когда цены на калий растут, появляются заявления о новых проектах. Но потом все стихает.
— Большинство проектов, которые были объявлены и запущены в разведку в 2008 г., когда цены на калий вышли на спотовых рынках за $1000/т, не реализуются. Целый ряд проектов испытывает сложности. Большинство — экономические, но связанные не с тем, что компании не могут профинансировать проекты. Такие компании, как ВНР. Billiton, Vale, обладают сильным балансом, чтобы профинансировать калийные проекты. Дело в том, что для многих проектов цена на калий на рынке должна быть выше $600/т, чтобы проект был окупаемым (сейчас цена — около $400/т). В этом заключается проблема. С одной стороны, никто не отказывается. С другой — когда начинаешь смотреть, все проекты, анонсированные в 2007-2008 гг., не вышли даже на стадию принятия инвестиционного решения на уровне совета директоров. По многим проектам мы слушали ожидания запустить их в 2011-2012 гг. и даже вывести на полную мощность. В реальности же строительство даже не начато. Наше мнение таково: раньше 2018 г. ни один из заявленных проектов — даже тех, которые будут реализованы, — на полную мощность не выйдет.

Около пяти-шести лет отрасль будет находиться в комфортных, защищенных условиях. Что будет происходить потом, сложно сказать. Есть большая развилка. Есть риск того, что ситуация может повернуться не в ту сторону, которая бы считалась наиболее благоприятной. Если в 2022-2024 гг. все объявленные проекты будут одновременно реализованы, то рынок будет явно перегружен, а консолидация производителей снизится до критического уровня. В этой ситуации мы станем более похожи на традиционные отрасли: основным конкурентным преимуществом станет себестоимость и стоимость расширения производственных мощностей. И «Уралкалий» в этой ситуации как раз будет лидером: у нас и себестоимость продукции, и стоимость расширения новых мощностей самая низкая. Да и географически мы хорошо расположены. К тому же мы уже сейчас стараемся реализовать мероприятия, которые позволят нам обеспечить размещение объемов продукции на рынках после 2020 г., когда конкурентная среда в отрасли может поменяться.

— То есть 10 комфортных лет у вас есть?
— Есть минимум пять-шесть лет, чтобы максимизировать денежный поток, расширить производственные мощности. И быть готовым к конкурентной борьбе.

— Вы рассчитывали на значительный эффект от объединения «Уралкалия» и «Сильвинита». Он есть?
— Есть, и не только финансовый. Компания стала единой, команда стала единой, цели стали едиными. Меньше двух лет прошло с тех пор, как мы начали объединение, но у меня лично уже нет ощущения, что компании когда-то работали по отдельности. Мы понимали, что синергетический эффект может быть большим. Было понятно, что компании очень похожи. И огромное количество расходов можно было оптимизировать, потому что компании расположены в одном месте, люди хорошо знают друг друга. Мы подошли консервативно. Оценили синергетический эффект в $100 млн — на уровне расходов. В реальности он превысил $300 млн.

— Что было сложнее всего при интеграции «Сильвинита» в «Уралкалий»? Какие проблемы еще остались?
— Главный вопрос во всех сделках по объединению — это люди. Трансформация — процесс болезненный. Понятно, что большинство людей всегда предпочитают стабильность и не всем нравятся изменения. Это связано и с объединением двух команд, когда объективно выбираются более профессиональные кадры. Прошел целый ряд сокращений, они прошли болезненно. Рынок труда в Пермском крае и березниковско-соликамском узле является благоприятным по отношению к работникам, а не к работодателю. Тем не менее, у людей возникали сложности с переквалификацией, поисками новой работы, но компания сделала все, чтобы этот переход сгладить. Что касается объединения, то много проблем остается. Они связаны с разными корпоративными культурами двух компаний, переходом на единую систему ценностей, пониманием, как должны взаимодействовать разные подразделения. То, что называется притиркой. Она, конечно, закончилась на высоких и средних уровнях, и продолжается на уровне рабочего персонала.

- Ситуация на рынке сейчас не очень благоприятная. Калийным компаниям пришлось на 17% уступить китайским покупателям в цене по сравнению с предыдущим контрактом. Из-за низкого спроса вы сократили производство. Каков ваш прогноз на этот год?
— Я бы не сказал, что ситуация неблагоприятная. Она рабочая. Это не первый раз, когда спрос сокращается, складские остатки оказываются выше нормы и нам приходится как-то снижать объемы производства, чтобы стабилизировать цены. Даже такую сильную отрасль, как калийная, сложно рассматривать вне контекста макроэкономики. Общая макроэкономическая ситуация в 2012 г. была «нервозной» и волатильной. Происходящее сейчас снижение цены на хлористый калий, как это ни парадоксально, происходит при очень высоких ценах на сельхозпродукцию. Потенциально фермеры должны быть мотивированы на то, чтобы их бизнес развивался. Но с другой стороны, эти цены на сельхозпродукцию в течение всего 2012 г. были крайне нестабильными. Еще буквально весной прошлого года рынок ожидал, что они упадут, а вместо этого они взлетели на 20-25%. Поэтому все, что нужно фермерам сегодня, — удостовериться в том, что этот скачок не является временным. Они должны убедиться, что текущая прибыльность будет обеспечена им и в 2013 г., и в 2014 г. — и тогда они будут заниматься расширением производства. А это автоматически означает рост спроса на удобрения. Уверен, что, начиная с мая, мы выйдем на максимальную загрузку. Начнется сезон в США, Азии, будут подписаны контракты в Индии. С мая начинается завоз товара на бразильский рынок. В первом же квартале компания приняла традиционное решение: если нет спроса, мы сокращаем объем производства. У нас нет возможности хранить большие объемы продукции, и мы не хотим продавать товар по нынешним ценам. Финансовое положение компании стабильно. Перерыв в производстве мы спокойно можем пережить. Да, финансовые показатели за 1 квартал не будут такими сильными, как ожидали аналитики. Но это будет компенсировано оставшимися тремя кварталами.

— Ваши менеджеры говорили о том, что возможен переход с Китаем на спотовые контракты. Это означает, что рынок вообще изменится?
— Действительно, происходит сокращение сроков контрактования. Сначала были годовые контракты, потом полугодовые. Все естественным образом идет к тому, что Китай станет спотовым рынком. И не потому, что так хочется производителям. Объем внесения калия в Китае — около 10 млн т. В 2008 г. эта величина доходила до 12-13 млн т, затем она немного сократилась. В Китае есть внутренние производители, в отличие, например, от Индии, и они постоянно увеличивают объем производства — сейчас это около 5-5,5 млн т. Непонятно, насколько силен их потенциал, но сами они говорят, что еще около 2,5 млн т они могут добавить. Якобы это может произойти за несколько лет. Если это произойдет, то доля импорта в общем объеме рынка сократится до 2,5-3 млн т. Из этого объема «Уралкалий» может поставлять по железной дороге в Китай около 2-2,5 млн т. Соответственно, на морской контракт остается менее 1 млн т на всех. Тогда это не тот объем, который имеет смысл контрактовать на годовой основе. В этой ситуации мы вынуждены будем начать поставлять на условиях спотовых контрактов. Когда это произойдет? Скорее всего, не в текущем году. В 2013 г. объемы импорта будут существенно больше. Но в Китае в какой-то момент ситуация поменяется. Индийский рынок, конечно, останется на годовом контракте, и там у нас очень сильная переговорная позиция — и у нас, и у отрасли в целом. Там мы будем делать то, что всегда делали.

— Вы так уверенно говорите: мы поставим по железной дороге 2 млн т. Это дешевле, чем по морю?
— Сейчас с учетом роста железнодорожных тарифов в России это не дешевле, чем по морю. Это сопоставимо, но это отдельная ниша для «Уралкалия». По железной дороге мы можем поставить калий в Центральную и Северо-Восточную часть Китая, куда другие производители могут поставить калий со значительно большими из­держками. В какой-то момент, когда правительство собиралось отменить понижающие коэффициенты на железнодорожные направления в Китай, мы серьезно изучали возможность переноса части объемов с железнодорожных поставок на морские. Если железнодорожные тарифы будут более или менее благоразумными, это обеспечит сильнейшее конкурентное преимущество российским производителям.

— «Уралкалий» не планирует замедлять инвестпрограмму?
— Некоторые инвестиционные проекты уже завершены, например, расширение 4-го Березниковского рудника. Есть проекты, где мы дошли до точки приятия инвестиционного решения и начали строительство, — Усть-Яйвинский проект, а также расшивка узких мест, которые дадут нам дополнительные 2 млн т в ближайшие несколько лет. Есть несколько проектов, по которым инвестиционное решение может быть принято только в 2015 г. Для этого нужно технико-экономическое обоснование и лучшее понимание того, как будет развиваться калийный рынок. Речь идет о расши­рении 3-го Соликамского рудоуправления и строительстве нового блока на Половодовском участке. Если в 2015 г. мы увидим, что для этих проектов на рынке есть место, то мы их реализуем. Если нет — реализуем чуть позже.


Источник: «Березниковский рабочий» от 12.02.2013
Печатается в сокращении
Впервые опубликовано: «Ведомости» (Москва), 31.01.2013
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


интервью