Как сохранить здоровье детей

Но вместе с тем необходимо комплексно решать еще одну проблему: сегодня практически нет полностью здоровых детей. Заболеваемости содействуют серьезные учебные нагрузки, несбалансированное питание, гиподинамия, которые испытывают малыши уже в детском саду/ Фото: Сеть

Текст: Анатолий Москвин

В последние несколько лет в Пермском крае много сделали для развития образования и здравоохранения. И это не пустые слова. Цифры говорят сами за себя.

За три года в 3,5 раза увеличилось число жителей Прикамья, получивших высокотехнологичную медицинскую помощь. В регионе ввели в строй 95 детских садов. В прошлом году в регионе построили четыре новые школы, сейчас возводят еще шесть. Обеспечить детей местами в детсадах и школах – это, конечно, задача первоочередная. Но вместе с тем необходимо комплексно решать еще одну проблему: сегодня практически нет полностью здоровых детей. Заболеваемости содействуют серьезные учебные нагрузки, несбалансированное питание, гиподинамия, которые испытывают малыши уже в детском саду.

А болезни лучше предотвращать, чем лечить. Что же предпринять для сохранения здоровья учащихся?

Об этом рассказывает Ольга Рогожникова, депутат Законодательного собрания Пермского края, заместитель председателя парламентского комитета по социальной политике, член фракции ЛДПР.

ЧТО ГОВОРИТ НАУКА?
– Ольга Андреевна, с чем связана проблема высокой заболеваемости детей, в том числе - школьного возраста?
– Меня всегда огорчает фраза, что у нас очень мало абсолютно здоровых детей. Проблема изначально связана с тем, что с момента рождения ребенка родители не представляют, что и как нужно делать, чтобы малыш правильно развивался физически. Не знают они и о том, как сохранить его здоровье.

Увы, никто молодых родителей специально этому не обучает – таких университетов у нас нет. Но, к сожалению, и в детском садике, и в школе тоже существуют проблемы с организацией комплексного подхода к формированию и сохранению здоровья детей. Скажем так: школа у нас больше учит. В каких условиях идет образовательный процесс, какая нагрузка приходится на детей - это для школы часто остается «за кадром». Главное – дать ребятишкам знания.

– Разве нет нормативов по тем же условиям обучения, нормативов нагрузки?
– Естественно, принято много документов, написаны десятки специальных статей. Насколько мне известно, всем педагогам в период их обучения в вузах преподают «Основы гигиены школьника». Каждый воспитатель садика, школьный учитель знает, что есть масса обоснованных с научной точки зрения рекомендаций, как избежать пиков сильного перенапряжения, чреватых последствиями для здоровья.

Существует много методичек, рассчитанных на практическое применение. К примеру, в них говорится о том, что учебное расписание должно формироваться с учетом графиков или кривых, описывающих нагрузки как в течение дня, так и в течение недели. Подчеркивается необходимость физической нагрузки, соблюдения требований к частоте и качеству питания, к учебной мебели, оформлению помещений школы, к освещенности в классах, организации досуга школьников между уроками и так далее.

– Выполняются ли эти научно обоснованные нормативы?
– Увы, порой создается впечатление, будто в том или ином учреждении думают так: «Все, что касается политики здоровья в отношении ребенка – это дело не наше, а обязанность кого-то другого». Но это не так. Забота о здоровье ребенка – задача и родителей, и воспитателей детского садика, и учителей. Любое дополнительное образование должно также выстраиваться с учетом всех современных, научно обоснованных требований.

Когда я, как медик, слышу о детях, которые больны с самого раннего возраста, мне всегда хочется ответить: «Дорогие взрослые, вы ведь сами этого добиваетесь, пусть даже того не желая». Смотрите на малыша, который сегодня ходит в садик или школу, с той точки зрения, что ему жить дальше. И желательно, чтобы он был не только образованным, эрудированным, интеллектуально развитым, но и здоровым человеком. Нужно сделать все возможное, чтобы за годы учебы здоровье человека сохранилось. Ведь потерять его легко, а восстановить очень сложно. А зачастую – невозможно.

УНИВЕРСИТЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
– Но ведь в каждой школе есть медкабинет. Разве в обязанности школьных врачей не входит профилактика здоровья учащихся?

– Конечно, медицинские работники проводят и профилактические мероприятия, направленные на сохранение здоровья детей, и диспансеризацию в образовательных организациях, оценивают состояние здоровья каждого конкретного ребенка, дают рекомендации родителям и учителям в случае выявления отклонений в здоровье, направляют к врачам-специалистам. Но еще раз подчеркну: необходимы комплексные усилия, чтобы не допустить заболевания.

Если переложить всю ответственность только на одних докторов, проблема никогда не будет решена. А она, как модно сейчас выражаться, носит межведомственный характер. По моему убеждению, активно работать и тесно взаимодействовать в этом плане должно родительское сообщество, педагоги детских садов и школ, врачи. Только совместными усилиями можно добиться конкретных результатов.

Наверное, настало время организовать так называемые родительские университеты, на площадке которых родителей учили бы тому, как сохранить здоровье их ненаглядных детей. Здесь можно было бы давать знания о том, в каком объеме необходима двигательная активность, где тот предел детского сидения у монитора, который родители должны ограничивать, чтобы сохранить здоровье ребенка в условиях современных нагрузок.

– Может быть, проект «Родительские университеты» стоило бы включить в одну из государственных программ Пермского края в сфере образования или здравоохранения?
– У Либерально-демократической партии России есть хорошо известный и успешный проект. Его принципиальная идея перекликается с тем, о чем мы сейчас говорим. Правда, он называется «Университет третьего возраста» и рассчитан на оказание поддержки пожилым людям.

Но почему бы не создать аналогичный проект, ориентированный на работу с родителями? Не исключаю, что наша фракция проработает эту идею и выйдет с соответствующей инициативой.

УЧИТЕСЬ С УДОВОЛЬСТВИЕМ!
– Что бы вы хотели пожелать детям и их родителям?
– Желаю мальчишкам и девчонкам, чтобы они были жизнерадостными, веселыми, чтобы учеба приносила им удовольствие. Желаю ребятам, чтобы они чувствовали себя детьми - не надо стремиться повзрослеть раньше времени. Пусть хорошие и светлые детские ощущения сохранятся на всю жизнь. Открою небольшой секрет: мы, взрослые, часто с теплом вспоминаем о времени своего детства. И родителям тоже пожелаю здоровья. Если здоровы, то здоровыми будут и их дети. Хочется, чтобы взрослые не забывали, что детство - это пора, которая проходит очень быстро. И надо сделать так, чтобы у ребенка она была полноценной.


Автор – березниковский журналист
Опубликовано: местное издание "Березники вечерние"
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


интервью