Земля пухом, Валерия Ильинична

Валерия Новодворская скончалась в Москве в субботу, 12 июля, на 65-м году жизни.

То ли середина лета, то ли война в Украине, то ли всеобщий процесс социального разложения… хорошо, для лиц нервических и чувствительных предложу другой термин: процесс социальной атомизации (хрен редьки), то ли ещё что тому причиной. Даже при очень внимательном обзоре информационного пространства не обнаруживается тема или событие, хотя бы просто информационный повод, который задевал бы, за живое задевал сколько-нибудь значительное (в процентном отношении) число наших читателей. Да и не наших, а вообще, российских граждан. Разве что мундиаль, но это неинтересно уже лично Вашему корреспонденту, словом, и здесь мимо.

Впрочем, вот, в конце минувшей недели в Москве скончалась Валерия Ильинична Новодворская. Событие не из ряда вон – люди умирают. И не для всех это событие печальное или хотя бы какую-то, пусть даже из вежливости, вызывающее соболезнование. Некоторые – на дискуссионных площадках Сети (типа Березниковского Форума) или в социальных сетях (типа Facebook), или в комментариях к сетевым изданиям (не все они в условиях информационной войны закрыли возможность комментирования) сочли необходимым даже сообщить: никакой, мол, скорби по данному поводу.

Вот казалось бы: ну нет в тебе скорби или сожаления по поводу смерти незнакомого тебе человека, или тебе известного лишь из кривого зеркала современных медиа, или вовсе краем уха, из сказок бабушек русской контрреволюции, нету – ну и промолчи. Зачем оповещать кого-то? Но нет, считают необходимым сказать, сообщить, оповестить.

Два момента здесь наблюдаются. Первый – вполне себе психологический, который, впрочем, можно видеть не только в связи со смертью Новодворской, а и во многих других случаях, иной раз в самых неожиданных мелочах. Момент этот - та самая социальная атомизация, разложение, распад нашего современного общества на атомы. Которая происходит и которую мы – те самые атомы, на которые наше общество распадается – чувствуем. Кто-то сознательно, кто-то подсознательно, кто-то инстинктивно, но чувствуют все… или многие. А поскольку человек есть существо – доказано наукой – общественное, социальное, то сознательно или подсознательно эта атомизация никакому человеку не нравится, и он, этот человек, даже самый никакой, атомизации, превращению себя в обособленный, не связанный с другими, атом пытается противодействовать. Хотя бы таким примитивным способом сообщить в интернете о том, что он ничего не думает и не чувствует по поводу чьей-либо смерти.

По факту человек просто сигнализирует: я есть, я существую, обратите внимание, я есть! Этим же, кстати, обстоятельством можно объяснить неимоверное количество никчемным и ниочёмных комментариев к публикациям интернет-медиа, записям в ЖЖ, постам в социальных сетях и на форумах.

Второй наблюдаемый момент касается личности самой Валерии Новодворской. А именно: несмотря на почти тотальное молчание медиа, несмотря на присутствие её (с её взглядами, мнениями и т.п.) в информационном пространстве в очень ограниченных объёмах и лишь на территории «либеральных» резерваций, Новодворская известна (была известна? Да нет, всё-таки пока ещё известна) всем или практически всем. Как Юрий Никулин или Алла Пугачёва. При том, что она была никакой не актёр, а самый что ни на есть политик. Причём даже никаких государственных должностей не занимала, так что, пожалуй, и с Ельциным не сравнить. Она была сама по себе и стала известна сама по себе, Валерия Ильинична Новодворская как таковая.

Многих таких людей Вы можете назвать, уважаемый читатель? Чтобы человек стал известен всем или практически всем не написанными книгами, не государственными должностями, не философскими концепциями, не сценическими выступлениями или эскападами, а просто тем, что этот человек есть, исповедует некие принципы и их придерживается? Лично я, вот, только одного такого могу припомнить, но всуе называть не стану.

Нет, лично мне Валерия Ильинична не особо нравилась (впервые я про неё услышал ещё в восьмидесятые, когда наше нынешнее настоящее ещё было далёким будущим) и некоторые мои взгляды со взглядами Валерии Ильиничны очень не совпадали и не совпадают. Но не признать, не побоюсь этого слова, величия этого персонажа новейшей российской истории было бы нечестно.

А вообще парадокс - одна из самых ярких индивидуальностей, одна из самых индивидуальных индивидуальностей современного российского общества, этакий блуждающий атом оказался/оказалась одной из тем, одним из информационных поводов (пусть и ненадолго), которые препятствуют происходящей сейчас социальной атомизации. Кстати, даже Путин выразил соболезнование родным и близким Новодворской. В какой-то степени тоже - показатель.

А то… Вот Пермь жуёт и пережёвывает политические перспективы губернатора Виктора Басаргина, какие-то кадровые перестановки, признаки усиления/ослабления влияния на пермскую жизнь Юрия Трутнева (кстати, даже бывший березниковский мэр Андрей Мотовилов, который сейчас при Трутневе помощником на Дальнем Востоке нет-нет да упоминается… в связи, кстати, с бывшим березниковским мэром Игорем Папковым, который сейчас вице-спикером в пермском Законодательном Собрании) и что-то там ещё. Не вся Пермь, а небольшое количество пермских электронов и позитронов, вращающихся вокруг политического ядра. Другие пермские электроны и позиторны, вращаясь вокруг своих ядер, жуют и пережёвывают свои проблемы, которые неинтересны электронам и позитронам, вращающимся уже в получасе езды на автобусе.

А в Березниках догадливые электроны и позитроны хитроумно вычислили, какие шесть «потенциально опасных зон» существуют в городе из-за последствий аварии на БКПРУ-1 «Уралкалия» (об их существовании говорили городские власти, но указывать эти зоны хитроумно забыли). Цитирую (орфография, стилистика сохранены во имя авторского права): «это только что постоянно мониторят, из отчетов с сайта ГА. В районе отработки карналлитового пласта на 1. панелях переходного периода, 2. в квартале, ограниченном улицами Свердлова, Пятилетки, Юбилейная и Мира, 3. а также в районе 4-го шахтного ствола БКПРУ-1 и п. Зырянка, не выявлено ни одного события, связанного с процессами разрушения в горных породах. 4. В районе МЖК и 5. южнее загородного оздоровительного центра «Дружба» также не зарегистрировано сейсмических событий, связанных с процессами разрушения в горных породах. 6. Мониторинг ликвидированной воронки на железнодорожных путях, воронки севернее АБК БШСУ, а также потенциально опасной зоны в районе площади Решетова».

Но даже эта тема, казалось бы, животрепещущая для всех без исключения жителей нашего любимого города Березники, никого уже никаким образом не объединяет. Не говоря уже о том, что, например, в Перми (всего-то три часа на автобусе) это и вовсе никого не волнует. Ну, кроме тех пермских электронов/позитронов/нейронов, которые вращаются вокруг финансового ядра, связанного со строительством на Правобережье.

Пожалуй, одна только война в Украине остаётся объединяющим стержнем для всего российского общества, с кем угодно можно эту тему обсудить… Если захочется. Эта же тема, как линия фронта, разобщает, раскалывает социум на две (не больше) вполне непримиримые части, которым, собственно, говорить не о чем. Диалектика, однако. Единство и борьба противоположностей. С одной стороны, тема как бы объединяет, с другой стороны – разобщает.

К Валерии Ильиничне тоже было различное, очень различное, порой противоположное отношение, во всяком случае неоднозначное. Но по крайней мере, из-за неё не лилась кровь.

Поэтому: земля пухом.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


гражданская активность

Постфактум