ВСМПО развивает собственные мощности

Авиационный салон Dubai Airshow 2013 принёс мировой авиаиндустрии новый рекорд – контракты и соглашения о намерениях на поставку авиатехники и услуг на сумму около $200 млрд долларов. Несмотря на то, что самый крупный банк сорвали Boeing и Airbus, мегасделки будут напрямую касаться и российской корпорации ВСМПО-АВИСМА. На второй день работы салона компания Boeing продлила контракт с ВСМПО на поставку титановой продукции на 10 лет, а также подписала меморандум, согласно которому в «Титановой долине» будет построена вторая очередь совместного предприятия Ural Boeing Manufacturing. О развитии сотрудничества с американским партнёром и планах развития компании агентству «АвиаПорт» рассказал генеральный директор корпорации ВСМПО-АВИСМА Михаил Воеводин. Часть интервью «Металлург» предлагает вниманию своих читателей.

- Каковы временные рамки реализации проекта UBM 2?
- Планируется, что в 2016 году он уже должен начать работать. Для этого уже весной 2014 года нам надо приступить к строительству.

- Сейчас уже выбран проектировщик для новой площадки?
- Пока нет. В настоящее время делается техническое задание и на рассмотрении два варианта. Один - удвоение нынешнего UBM, другой вариант - утроение. С точки зрения инвестиций это или $100 млн, или $195 млн вложений. В конце ноября - начале декабря мы должны определиться с номенклатурой обрабатываемых штамповок и с номенклатурой станков. После этого приступим к проектированию. Оно не займёт больше трёх месяцев, потому что это будет быстровозводимое здание.

- Что принесёт создание UBM 2 именно на территории ОЭЗ?
- Как минимум, мы сэкономим 10% таможенных пошлин на оборудование, так как понятно, что почти всё оборудование будет импортным. Есть ещё льготы по налогу на имущество, ряд других – но для нас важнейшей сейчас является именно экономия на закупке оборудования.

- О какой номенклатуре продукции СП идёт речь?
- В первую очередь, это механообработка крыльевых штамповок.

- По типам воздушных судов дополнения будут?
- Самое большое дополнение - Boeing 777X. Надо понимать, что эта модель с точки зрения ВСМПО – практически удвоение объёма сотрудничества с Boeing. Если взять сегодняшнюю номенклатуру самолётов Boeing, в 747 практически нет титана, в 737 его совсем мало. Раньше был 767, в котором тоже титана было мало, но его заменили на 787, в котором до 20 тонн на каждый самолёт. Соответственно, в нынешнем поколении 777 порядка 4-5 тонн изделий из титана, а в новых 777X, по оценкам Boeing, будет до 15 тонн. Плюс к тому, изделия для 777 крупнее, чем для 787.

- В проекте с Boeing финансирование будет из собственных средств или заёмное?
- Первую очередь UBM мы финансировали за счёт собственных средств каждой из сторон. Если будет принята программа максимум – под $200 млн, - я думаю, что мы рассмотрим и заёмное финансирование. Плюс руководство «Титановой долины» предлагает нам вариант, что здание построят они, а мы его будем арендовать. Сейчас наши экономисты рассчитывают, что выгоднее: самим построить здание или воспользоваться этим предложением. Дело в том, что на здании можно сэкономить с точки зрения первоначальных инвестиций порядка $10-20 млн.

- Какой может быть дополнительный годовой объём выпуска в связи с вводом второй очереди UBM?
- Для нашего предприятия годовой объём выручки – не ключевой показатель в этом проекте. Перед нами стоит цель - к 2017-2018 году обрабатывать 100% штамповок для Boeing, кроме того, 60-70% всех выпускаемых штамповок должны проходить черновую механообработку на ВСМПО или на совместном предприятии. Сейчас этот показатель порядка 30-40%.

- Ваше собственное механообрабатывающее производство будет расширяться?
- В следующем году должно начаться строительство второй очереди нашего механообрабатывающего цеха. Мы хотим его расположить также на территории Свободной экономической зоны, и в декабре мы должны выйти на наблюдательный совет на получение аккредитации как резидента. Строительство хотим начать в мае. Объём инвестиций порядка $70-80 млн.

- Планируются ли аналогичные проекты по механообработке с другими авиапроизводителями?
- Мы продолжаем переговоры с Airbus по возможности освоения механообработки в рамках либо совместного предприятия, либо СП с их поставщиком. Надо понимать, что создание СП - это хорошо, но ВСМПО продолжает развивать и собственные мощности. Поэтому, если нам с кем-то из клиентов не удаётся договориться о совместном предприятии, мы не сильно расстраиваемся - мы понимаем, что всё равно будем заниматься этой механообработкой. Тут важно, кто первый пришёл. И что очень важно в нашем СП с Boeing, что мы с ними идём уже в чистовую механообработку. А я все эти годы говорил, что ВСМПО само этот передел осваивать не станет. С партнёром - сделает.

Поэтому, когда мы обкатаем чистовую механообработку в рамках СП с Boeing, мы сможем другим своим заказчикам предлагать чистовую механообработку уже на наших площадях. Дело в том, что с Boeing предусмотрен трансфер их технологий на UBM, и Boeing относится положительно к тому, что мы с совместного предприятия берём технологии на свои собственные мощности. Наш партнёр никак не ограничивает в этом ВСМПО и, наоборот, нам в этом помогает. Поэтому уже многое позаимствовано в нашем механообрабатывающем цехе с
сегодняшнего UBM. А после ввода в строй второй очереди с чистовой механообработкой мы, возможно, в 2018-2019 году начнём другим своим клиентам предлагать чистовую механообработку на наших мощностях. Хотя с точки зрения российского рынка, Boeing не возражает против механообработки в интересах российских заказчиков и на мощностях СП.

- Какие проекты техперевооружения сейчас ведутся на ВСМПО?
- Следующий год у нас будет ударным - заканчиваются два больших проекта. Мы откроем новый плавильный цех с двумя гарнисажными печами. И на следующий год завершим строительство нового кузнечного комплекса с усилием 4000 тонн, сейчас уже идёт сборка пресса. Ввод в строй пресса развяжет наше узкое место по производству биллета, а ввод новых гарнисажных печей, что является альтернативой плазменным печам, позволит получать суперчистые материалы. Каждый проект стоит по 2-2,5 млрд рублей. После этого наши ковочные мощности увеличатся где-то на 10-15%. Плавильные, с точки зрения общих мощностей, увеличатся незначительно, на 5%, а по высококачественным плавкам, с вовлечением большой доли отходов - в три раза, потому что у нас сегодня две гарнисажных печи и менее производительные, станет четыре.

На следующий год в активную фазу вступает третий крупный проект - линия производства колец и катушек для двигателестроителей. Это новый кольцераскатный стан, новые печи, новые прессы, то есть полностью новый комплекс. Он тоже стоит порядка 2-2,3 млрд рублей.

- Как развивается работа в рамках договора с Alcoa? В чём вообще интерес ВСМПО в этом проекте?
- Сегодня у нас есть пресс усилием 75 тысяч тонн. На сегодня он самый большой в мире работающий пресс. Именно за счёт этого уникального оборудования, за счёт наших технологий мы получаем достаточно большое количество заказов, по которым мы – поставщики 100 процентов продукции. С одной стороны, с появлением заказа по программе 777X в 2017-2018 году использование мощностей большого пресса приближалось бы уже к 80-85% машинного времени, что мы считаем критическим, потому что по нашим нормам 15-20% должно быть задела на ремонты: плановые и внеплановые. То есть нам в 2018 году нужны были бы дополнительные мощности, если бы мы хотели сохранить свою долю рынка.

Конечно, если бы их не было, мы бы просто уменьшили долю, не приняли новых заказов. С другой стороны, на протяжении последних 10 лет нам все покупатели задают один вопрос: «А что будет, если пресс сломается?». Оборудование не вечно. Хотя пресс в очень хорошем состоянии: мы провели его аудит, и оказалось, что его износ менее 40%, при том, что он построен давно.

Поэтому создание СП с Alcoa и получение доступа к мощностям такого же пресса - для нас событие революционное. Потому что с одной стороны, мы спокойно берём дальнейшие заказы и таким образом увеличиваем количество штамповок. С другой стороны, у нас всегда есть резерв - если что-то случилось с нашим прессом, мы можем на время ремонта перенести работу на второй пресс. И это, конечно, сумасшедшее конкурентное преимущество ВСМПО перед любым кузнецом в мире.

Инвестиции, по крайней мере, на первом этапе, которые нужно в Самару вложить - порядка 500 млн рублей. Самара никогда не делала титановые штамповки, поэтому нужно вложить средства в оборудование. Мы командируем туда большую группу своих технологов, которые будут учить людей работать с титаном. Это достаточно большой проект, и мы надеемся, что в 2016 году, максимум в 2017 году, у нас всё будет работать.

В Самаре есть ещё пресс усилием 30 000 тонн, который у них пока ещё не прошёл модернизацию, мы его рассматриваем как второй этап сотрудничества. Возможно, его тоже модернизируем вместе и тоже начнём использовать. Ещё есть пресс 6 000 тонн, который потенциально можно использовать. Но пока мы эти перспективы даже не обсуждаем.

- Какие финансовые результаты вы прогнозируете по итогам этого года?
- Объёмный показатель -порядка прошлого года, где-то 29 200 тонн. EBITDA порядка 440 млн против 360 млн в прошлом году. Выручка порядка 1 млрд 600 млн. Чистая прибыль в районе 7,5-8 млрд рублей. То есть при тех же объёмных показателях EBITDA и прибыль увеличилась. И это достигнуто за счёт изменения номенклатуры: больше продукции с глубокой переработкой (штамповки, механообработка).

Следующий год планируем на уровне этого года, потому что завершение двух инвестиционных проектов состоится где-то в конце лета, и их влияние на экономику мы ещё не почувствуем. А 2015 год, как мы ожидаем, превысит 2014-й по всем показателям на 15%.


Источник: газета «Металлург» (г. Березники, Пермский край)
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


интервью